В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 23.03.2016. Досрочная волна» (ДОСР-2016)

Список тем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Задания

Задание 1 (тема 1, №9213)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) реформы П. А. Столыпина

2) начало Семилетней войны

3) провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции

Задание 2 (тема 2, №9214)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) сражение при Кагуле

Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев

В) начало Корейской войны

Г) отмена кормлений

 

1) 988 г.

2) 1185 г.

3) 1556 г.

4) 1770 г.

5) 1950 г.

6) 1979 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 3 (тема 3, №9215)

Текст задания

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к истории нашей страны VIII–XVII вв.

 

1) удельный князь

2) младшая дружина

3) верховники

4) посадник

5) тысяцкий

6) бургомистр

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание 4 (тема 4, №9216)

Текст задания

Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Общее название представителей течения в русской общественной мысли, оформившегося в 40-х гг. XIX в., которые выступили с обоснованием особого, самобытного пути исторического развития России.

Задание 5 (тема 5, №9217)

Текст задания

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

А) участие России в антифранцузских коалициях

Б) участие России в Первой мировой войне

В) присоединение к России Западной Сибири

Г) борьба с экспансией рыцарей-крестоносцев на северо-западных границах Руси

 

1) осада Плевны

2) взятие Кашлыка казаками под командованием Ермака Тимофеевича

3) Брусиловский прорыв

4) сражение при Аустерлице

5) Ледовое побоище

6) битва при Молодях

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 6 (тема 6, №9218)

Текст задания

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Милостивый государь, как много должна я сегодня вам сообщить! Не знаю, с чего и начать.

Мой флот, под командою не моих адмиралов, а графа Алексея Орлова, разбил неприятельский флот, сжёг полностью его в Чесменской гавани, древнем Клазомене. Три дня тому назад я получила об этом прямое известие. Около ста судов всевозможных родов были обращены в пепел. Не смею выговорить количество погибших [врагов]: их насчитывают до двадцати тысяч.

Общий военный совет положил предел разъединению двух адмиралов, отдав командование генералу войск сухопутных, находившемуся на этом флоте и который к тому же был старший по службе. Это решение было единодушно всеми одобрено. Я всегда говорила, что герои рождаются для великих событий».

Б) «Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг… Я родилась в Петербурге… примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации. Государыня приняла меня от купели, а племянник её, великий князь, впоследствии император Пётр III, был моим крёстным отцом. Эту честь я могла бы приписать женитьбе моего дяди, канцлера, на двоюродной сестре Елизаветы, но я больше обязана этим чувству дружбы её к моей матери, которая во время прежнего царствования великодушно и, нельзя не прибавить, очень деликатно помогала великой княгине деньгами, а она часто нуждалась в них, потому что сорила ими много, а получала мало.

Я имела несчастье потерять свою мать на втором году жизни и узнала о её прекрасных качествах только от тех друзей и лиц, которые с чувством признательности вспоминали о ней».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в.

2) Пётр III был братом автора данного письма.

3) Автором данного письма была российская императрица.

4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года.

5) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в.

6) Внуком автора данного письма был император Николай I.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Задание 7 (тема 7, №9219)

Текст задания

Какие из перечисленных ниже документов были изданы в XVII в.? Выберите три документа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) указ о престолонаследии

2) Новоторговый устав

3) Соборное уложение

4) Духовный регламент

5) приговор Земского собора об отмене местничества

6) указ о единонаследии

Задание 8 (тема 8, №9220)

Текст задания

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Командиром 316-й стрелковой дивизии, участвовавшей в обороне Москвы, был ____________.

Б) В ноябре 1943 г. советские войска освободили город ______________.

В) Приказ № 227 («Ни шагу назад!») был издан летом _____________ года.

 

Пропущенные элементы:

1) Киев

2) И. В. Панфилов

3) 1943

4) 1942

5) Минск

6) М. С. Шумилов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

Задание 9 (тема 9, №9221)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   УЧАСТНИКИ

А) присоединение Новгородской земли к Московскому княжеству

Б) оборона Севастополя в ходе Крымской войны

В) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Г) восстание под предводительством С. Т. Разина

 

1) М. С. Горбачёв

2) Л. И. Брежнев

3) В. Р. Ус

4) П. С. Нахимов

5) Иван III

6) Салават Юлаев

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 10 (тема 10, №9222)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма современника и напишите название политики в именительном падеже, о проведении которой идёт речь.

 

«Когда мужика оставили без хлеба и без скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник начинает говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому что мы сами хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём колхозы».

Задание 11 (тема 11, №9223)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

ВекСобытие истории РоссииСобытие истории зарубежных стран
____________ (А)Любечский съезд князей____________ (Б)
XV в.____________ (В)____________ (Г)
XIII в.____________ (Д)Захват Константинополя крестоносцами
____________ (Е)Куликовская битваБитва на Косовом поле

 

Пропущенные элементы:

1) разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)

2) XIV в.

3) Невская битва

4) взятие русскими войсками Казани

5) кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана

6) XI в.

7) открытие Америки Х. Колумбом

8) присоединение Новгорода к Московскому государству

9) XVI в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 12 (тема 12, №9224)

Текст задания

Прочтите отрывок из Декларации.

 

«Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

1) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передаётся трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.

Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.

2) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.

Как первый удар международному банковскому, финансовому капиталу III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключённых правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдёт твёрдо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

1) Данная Декларация – первый программный документ по аграрному вопросу, принятый на съездах Советов.

2) Рабочий контроль на предприятиях уже действовал до принятия данной Декларации.

3) Согласно данной Декларации Советская Россия готова выплачивать долги царского правительства.

4) В период принятия данной Декларации Председателем Совнаркома был В. И. Ленин.

5) Данная Декларация была принята после роспуска Учредительного собрания.

6) Через три года после принятия данной Декларации большевистское правительство приступило к проведению сплошной коллективизации.

Задание 13 (тема 13, №9225)

Текст задания

Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.

 

Задание 14 (тема 14, №9226)

Текст задания

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

 

Задание 15 (тема 15, №9227)

Текст задания

Назовите главнокомандующего, руководившего походом по направлению, обозначенному в легенде схемы цифрой «7».

 

Задание 16 (тема 16, №9228)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Цифрой «5» на схеме обозначена Рязань.

2) Первое летописное упоминание о городе, обозначенном на схеме цифрой «6», относится к 1147 г.

3) Цифрой «2» на схеме обозначена река Калка.

4) Стрелками, обозначенными в легенде схемы цифрой «8», показаны действия монгольских войск.

5) Боярин Евпатий Коловрат, прославившийся своей храбростью, был родом из города, обозначенного на схеме цифрой «4».

6) Цифрой «1» на схеме обозначен водный объект, по которому в годы Великой Отечественной войны проходила Дорога жизни.

 

Задание 17 (тема 17, №9229)

Текст задания

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Софийский собор в Новгороде

Б) Царь-пушка

В) памятник «Тысячелетие России»

Г) главное здание Московского государственного университета

 

1) Данный памятник культуры находится в Московском Кремле.

2) Данный памятник культуры был создан в начале XX в.

3) Один из авторов проекта — М. О. Микешин.

4) Авторы проекта — Барма и Постник.

5) Данный памятник культуры был создан в годы руководства СССР И. В. Сталина.

6) Данный памятник культуры был создан в XI в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 18 (тема 18, №9230)

Текст задания

Какие суждения о данной памятной медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе событий, которым посвящена данная памятная медаль, интересы Российской империи сталкивались прежде всего с интересами Франции.

2) Следствием событий, которым посвящена данная памятная медаль, стало вхождение в состав Российской империи территорий Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана.

3) Один из императоров, вензеля которых изображены на данной медали, отменил крепостное право в России.

4) Среди императоров, вензеля которых изображены на данной медали, было два брата.

5) Современниками событий, в память о которых была учреждена данная медаль, были А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин.

 

Задание 19 (тема 19, №9231)

Текст задания

Какие из архитектурных сооружений, представленных ниже, строились в период, указанный на данной памятной медали? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти архитектурные сооружения.

 

Задание 20 (тема 20, №9232)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из международного документа

«Государства-участники [Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе] будут уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства-участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации…

Государства-участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединённых наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к её применению в нарушение этого принципа…

Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы…

Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для её свободного и полного развития.

В этих рамках государства-участники будут признавать и уважать свободу личности исповедовать, единолично или совместно с другими, религию или веру, действуя согласно велению своей совести…»

Текст задания

Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и церемонии подписания данного документа.

Задание 21 (тема 21, №9233)

Текст для изучения

См. текст в задании №9232 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?

Задание 22 (тема 22, №9234)

Текст для изучения

См. текст в задании №9232 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа, в целях снижения уровня международной напряжённости.

Задание 23 (тема 23, №9235)

Текст задания

Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.

Задание 24 (тема 24, №9236)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Результаты русско-турецкой войны 1877–1878 гг. устраивали Россию».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 25 (тема 25, №9237)

Текст задания

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1359–1389 гг.;

2) 1812–1825 гг.;

3) январь 1944 г. – май 1945 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.