В начало страницы

Вариант «ЕГЭ — 2019. Досрочная волна» (ДОСР-2019)

Список тем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Задания

Задание 1 (тема 1, №13166)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) начало правления князя Василия II Тёмного

2) Варфоломеевская ночь во Франции

3) Синопское сражение

 

Ответ:

Задание 2 (тема 2, №13167)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) сражение под Малоярославцем

Б) разгром войск генерала П. Н. Врангеля в Крыму

В) разгром печенегов под Киевом

Г) начало Смоленской войны

 

1) 1036 г.

2) 1338 г.

3) 1632 г.

4) 1812 г.

5) 1920 г.

6) 1941 г.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВГ

Задание 3 (тема 3, №13168)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XII−XV в.

1) бояре;2) верховники;3) дворяне;
4) стрельцы;5) ордынский выход;6) кормленщики.

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Задание 4 (тема 4, №13169)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Наиболее крупные административно-территориальные единицы России, учреждённые в XVIII в., назывались __________________.

Задание 5 (тема 5, №13170)

Текст задания

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

А) первые преобразования большевиков

Б) внешняя политика Ивана Калиты

В) внешняя политика Ивана IV

Г) реформы Екатерины II

 

1) провозглашение России республикой

2) присоединение Казанского ханства к Российскому государству

3) издание декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви

4) завершение секуляризации церковных земель

5) битва на реке Калке

6) подавление восстания в Твери московско-ордынским войском

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВГ

Задание 6 (тема 6, №13171)

Текст задания

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Про вора, что называется царевичем Дмитрием Ивановичем, гетману промышлять с нами, боярами, как бы того вора поймать или убить; а как вор пойман или убит будет, и гетману со всем королевским войском от Москвы отойти. А только вор Москве похочет какое воровство или насильство чинить, и гетману против того вора стоять и биться с ним. И во всём королевичу Владиславу Жигимонтовичу делать по нашему прошенью, и по договору послов с великим государем Жигимонтом королём, и по сей утверждённой записи. А о крещении, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловать креститься в нашу православную христианскую веру и быть в нашей в православной христианской греческой вере».

Б) «Как только сторонники Шемяки получили весть, что князь великий вышел из города, они тотчас же внезапно подошли к Москве, февраля в 12 день, и взяли город, потому что не было никого, кто бы им сопротивлялся, и никого, кто знал бы в Москве об их нападении, кроме их же единомышленников, которые им отворили город. Сторонники Шемяки, войдя в город, взяли в плен великих княгинь Софью и Марию, и казну великого князя и матери его разграбили, а бояр их взяли в плен и пограбили, как и многих иных людей и горожан. В ту же ночь Дмитрий Шемяка отпустил князя Ивана Можайского с многими своими и его людьми, чтобы внезапно напасть на великого князя у Троицы».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) В документе описаны события, происходящие в эпоху, получившую название Смута.

2) Современниками событий, описанных в данном документе, были А. Ф. Адашев и А. М. Курбский.

3) Следствием описываемых в отрывке событий стало учреждение опричнины.

4) В период описываемых событий сохранялась зависимость Московского государства от Орды.

5) Упоминаемый в отрывке исторический деятель отказался от претензий на российский трон после Смоленской войны.

6) Великим князем, о котором идёт речь в отрывке, являлся Василий II Тёмный.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Задание 7 (тема 7, №13172)

Текст задания

Что из перечисленного относится к периоду новой экономической политики (нэп) в СССР? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) борьба с «космополитизмом»

2) создание Госплана

3) сплошная коллективизация

4) открытие бирж труда

5) стахановское движение

6) финансовая реформа Г. Я. Сокольникова

Задание 8 (тема 8, №13173)

Текст задания

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Советский генерал, которого в концлагере Маутхаузен в числе других заключённых фашисты поливали водой на морозе, пока он не погиб, — ___________.

Б) Блокада Ленинграда началась в __________ 1941 г.

В) 16 апреля 1945 г. началась битва за ____________.

 

Пропущенные элементы:

1) Д. М. Карбышев

2) В. Г. Клочков

3) сентябрь

4) Берлин

5) июнь

6) Кёнигсберг

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

Задание 9 (тема 9, №13174)

Текст задания

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)   УЧАСТНИКИ

А) перенос столицы северо-восточной Руси из Суздаля во Владимир

Б) создание группы «Освобождение труда»

В) подавление антибольшевистского восстания моряков Кронштадта

Г) освобождение Москвы от польско-литовских интервентов

 

1) М. Н. Тухачевский

2) Г. В. Плеханов

3) Ярослав Мудрый

4) А. В. Колчак

5) Андрей Боголюбский

6) К. Минин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 10 (тема 10, №13175)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите фамилию автора.

 

«Когда пришлось заменить в руководстве страны Маленкова, Молотова и всю их компанию, которая взбунтовалась в ЦК партии против антисталинского направления политики, возглавленного мною, мы вынуждены были освободить Булганина от поста Председателя Совета Министров СССР. Меня уговорили занять этот пост. Я искренне говорю, именно уговорили. Я очень не хотел, сопротивляясь против совмещения в одном лице постов Председателя Совета Министров СССР и Первого секретаря ЦК партии».

Задание 11 (тема 11, №13176)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

ВекСобытие истории РоссииСобытие истории

зарубежных стран

XIII в.____________ (А)Принятие Великой хартии

вольностей в Англии

____________ (Б)Гангутское сражение_______________(В)
___________(Г) Соляной бунт

____________ (Д)
XIV в.____________ (Е)Жакерия во Франции

 

Пропущенные элементы:

1) заключение Вестфальского мира

2) XVIII в.

3) XVII в.

4) принятие конституции США

5) Ледовое побоище

6) сражение на реке Воже

7) франко-прусская война

8) XVI в.

9) присоединение Новгорода к Московскому княжеству

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 12 (тема 12, №13177)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний российского императора.

 

«Мы были в ожидании ответа Константина Павловича на присягу. В сие время прибыл Михаил Павлович. Ему вручил Константин Павлович свой ответ в письме к матушке и несколько слов ко мне.

Матушка заперлась с Михаилом Павловичем; я ожидал в другом покое — и точно ожидал решения своей участи. Минута неизъяснимая! Наконец дверь отперлась, и матушка мне сказала:

— Ну, <…>, преклонитесь пред вашим братом: он заслуживает почтения и высок в своём неизменном решении предоставить вам трон.

Признаюсь, мне слова сии было тяжело слушать, и я в том винюсь; но я себя спрашивал, кто большую приносит из нас двух жертву: тот ли, который отвергает наследство отцовское под предлогом своей неспособности и который, раз на сие решившись, повторяет только свою неизменную волю и остаётся в том положении, которое сам себе создал сходно всем своим желаниям, или тот, который, вовсе не готовившийся на звание, на которое по порядку природы не имел никакого права, которому воля братняя была всегда тайной и который неожиданно, в самое тяжёлое время и в ужасных обстоятельствах должен был жертвовать всем, что ему было дорого, дабы покориться воле другого? Участь страшная, и смею думать и ныне, после десяти лет, что жертва моя была в моральном, в справедливом смысле гораздо тягче».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Автором данных воспоминаний является император Александр I.

2) Описанные в отрывке события относятся к периоду междуцарствия.

3) Современниками событий, описанных в отрывке, были А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин.

4) Данные записи были сделаны в 1820-х гг.

5) Автор воспоминаний пишет о том, что не готовил себя к роли императора.

6) Упоминаемый в отрывке Константин Павлович отрёкся от престола, так как открыто выражал свои республиканские взгляды.

Задание 13 (тема 13, №13178)

Текст для изучения

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

 

Текст задания

Назовите российского монарха в период событий, обозначенных на схеме стрелками.

Задание 14 (тема 14, №13179)

Текст для изучения

См. текст в задании №13178 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название реки, дважды обозначенной на схеме цифрой «4».

Задание 15 (тема 15, №13180)

Текст для изучения

См. текст в задании №13178 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите фамилию предводителя восстания, район которого обозначен на схеме пунктиром.

Задание 16 (тема 16, №13181)

Текст для изучения

См. текст в задании №13178 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Одним из результатов восстания, район которого обозначен на схеме, явилось прекращение выпуска медных денег.

2) Восставшие, действия которых обозначены на схеме, захватили Уфу.

3) Цифрой «3» на схеме обозначен город Симбирск.

4) Цифрой «1» на схеме обозначен город Архангельск.

5) Чёрным флажком на схеме обозначено место пленения предводителя восстания, район которого обозначен на схеме.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен город, который впервые вошёл в состав Российского государства в том же веке, когда произошли обозначенные на схеме события.

Задание 17 (тема 17, №13182)

Текст задания

Установите соответствие между литературными произведениями и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «Архипелаг ГУЛАГ»

Б) «Севастопольские рассказы»

В) «Хождение за три моря»

Г) «Повесть о Шемякином суде»

 

1) Произведение создано в XVI в.

2) Автор — А.И. Солженицын.

3) Автор — Л.Н. Толстой.

4) Произведение создано в XVII в.

5) Автор — Афанасий Никитин.

6) Автор — Софоний Рязанец.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 18 (тема 18, №13183)

Текст задания

Какие суждения о данном почтовом блоке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Участником события, юбилею которого посвящён почтовый блок, был К. К. Рокоссовский.

2) Данный почтовый блок выпущен в период, когда Президентом России был Б. Н. Ельцин.

3) Событие, юбилею которого посвящён почтовый блок, произошло после окончания Второй мировой войны.

4) В год, когда произошло событие, юбилею которого посвящён почтовый блок, в СССР уже была создана и испытана атомная бомба.

5) Событие, юбилею которого посвящён почтовый блок, произошло в Ленинграде.

 

Задание 19 (тема 19, №13184)

Текст задания

Какие из представленных сооружений были построены после события, юбилею которого посвящён почтовый блок? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти сооружения.

 

Задание 20 (тема 20, №13185)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из боярского приговора

«Лета <…> февраля в 1 день, по государеву, царёву и великого князя Дмитрия Ивановича всея Руси слову, бояре приговорили: которые бояре и дворяне и дети боярские, и владычних и монастырских вотчин бьют челом государю о суде и беглых крестьянах, бежавших до голодных годов за год, на посады и в государевы в дворцовые сёла и в чёрные волости, и за помещиков и за вотчинников, во крестьяне и в холопи, и тех приговорили, сыскивая, отдавать старым помещикам. А которые крестьяне бежали в голодные годы с добром, а прожить было им можно, а пришли за иных помещиков или за вотчинников жить во крестьяне и в холопи, и тех, сыскивая, отдавать старым помещикам и вотчинникам.

А которые бегали с добром в дальние места из-за Московских городов на Украины, а с Украины в Московские городы или из города в город, вёрст за двести и за триста и больше, а пошли от старых своих помещиков с добром и, растеряв добро, пришли к иным помещикам в бедности, и про то сыскать около тех поместий, откуда тот крестьянин пошёл: если окольные люди скажут, что он был небеден и сбежал от своего помещика или от вотчинника с добром, а прокормиться было ему можно, а ныне за кем во крестьянах или у кого служит по кабале, и того по сыску отдать старому помещику или вотчиннику, из-за кого он сбежал, каков есть; а про которого крестьянина скажут, что он в те голодные лета от помещика или от вотчинника сбрёл от бедности, что было ему прокормиться не мочно, и тому крестьянину жить за тем, кто его голодные лета прокормил, а истцу отказать: не умел он крестьянина своего кормить в те голодные лета, а ныне не пытай...

А на беглых крестьян, по старому приговору, дале пяти лет суда не давать».

Текст задания

Укажите период с точностью до десятилетия, когда был создан данный исторический документ. Укажите монарха, занимавшего несколько лет российский престол до упоминаемого в документе «Дмитрия Ивановича». Укажите, кто занял престол после него.

Задание 21 (тема 21, №13186)

Текст для изучения

См. текст в задании №13185 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите любые два условия, при которых согласно этому приговору крестьянин возвращался прежнему владельцу. Укажите одно любое условие, когда крестьян прежним владельцам не возвращали.

При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

Задание 22 (тема 22, №13187)

Текст для изучения

См. текст в задании №13185 (выше на текущей странице).

Текст задания

Под каким названием известен в истории срок, которому посвящён последний абзац данного отрывка? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин введения меры по установлению данного срока.

Задание 23 (тема 23, №13188)

Текст задания

В 1943 г. Красная армия добилась существенных успехов, определивших её стратегическое превосходство. Назовите не менее трёх значительных военных успехов Красной армии в указанный период, приведших к данному результату.

Задание 24 (тема 24, №13189)

Текст задания

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

 

«Революция 1905–1907 гг. способствовала поступательному политическому и социально-экономическому развитию России».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 25 (тема 25, №13190)

Текст задания

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 945−972 гг.;

2) февраль 1855 г. − март 1881 г.;

3) октябрь 1964 г. − март 1985 г.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

 

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

 

— указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

— используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.