В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 4» (ДОСР-2014)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, Д4, Д4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д C6, Д C6, 7, 7, Д7, Д7, Д8, Д8, 9, 9, Д9, Д9, Д10, Д10, 11, 11, Д11, Д11, 12, 12, Д12, Д12, 13, 13, Д13, Д13, 14, 14, Д14, Д14, 15, 15, 16, 16, Д16, Д16, Д17, Д17, 18, 18, Д18, Д18, 19, 19, Д19, Д19, 20, 20, Д20, Д20, 21, 21, Д21, Д21, 22, 22, 23, 23, 24, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4870)

Текст задания

В какой из перечисленных городов была перенесена столица Северо-Восточной Руси князем Андреем Боголюбским?

 

1) Москва

2) Тверь

3) Владимир

4) Переяславль

Задание Д1.2 (тема Д1, №4871)

Текст задания

Какое из перечисленных событий относится к XVI в.?

 

1) учреждение Приказа Тайных дел

2) издание Новоторгового устава

3) отмена кормлений

4) окончательная отмена местничества

Задание Д1.3 (тема Д1, №4891)

Текст задания

Расположите перечисленных исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности

в таблицу.

 

1) П. Д. Святополк-Мирский

2) Г. А. Потёмкин

3) А. Л. Ордин-Нащокин

4) С. С. Уваров

5) П. И. Ягужинский

Задание Д1.4 (тема Д1, №7787)

Текст задания

В какой из перечисленных городов была перенесена столица Северо-Восточной Руси князем Андреем Боголюбским?

 

1) Москва

2) Тверь

3) Владимир

4) Переяславль

Задание Д1.5 (тема Д1, №7788)

Текст задания

Какое из перечисленных событий относится к XVI в.?

 

1) учреждение Приказа Тайных дел

2) издание Новоторгового устава

3) отмена кормлений

4) окончательная отмена местничества

Задание Д1.6 (тема Д1, №7808)

Текст задания

Расположите перечисленных исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности

в таблицу.

 

1) П. Д. Святополк-Мирский

2) Г. А. Потёмкин

3) А. Л. Ордин-Нащокин

4) С. С. Уваров

5) П. И. Ягужинский

Задание Д2.1 (тема Д2, №4872)

Текст задания

К итогам походов древнерусского князя Святослава относится

 

1) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

2) разгром печенегов

3) покорение половцев

4) разгром Хазарского каганата

Задание Д2.2 (тема Д2, №7789)

Текст задания

К итогам походов древнерусского князя Святослава относится

 

1) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью

2) разгром печенегов

3) покорение половцев

4) разгром Хазарского каганата

Задание 3.1 (тема 3, №4894)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV–XVII вв.

 

1) правило Юрьева дня

2) Соборное уложение

3) вольные хлебопашцы

4) заповедные лета

5) обязанные крестьяне

6) барщина

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание 3.2 (тема 3, №7811)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV–XVII вв.

 

1) правило Юрьева дня;2) Соборное уложение;3) вольные хлебопашцы;
4) заповедные лета;5) урочные лета;6) барщина.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, понятия, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3.1 (тема Д3, №4873)

Текст задания

Как называлась первая печатная книга, вышедшая в России с указанием выходных данных?

 

1) «Куранты»

2) «Великие Четьи-минеи»

3) «Апостол»

4) «Домострой»

Задание Д3.2 (тема Д3, №7790)

Текст задания

Как называлась первая печатная книга, вышедшая в России с указанием выходных данных?

 

1) «Куранты»

2) «Великие Четьи-минеи»

3) «Апостол»

4) «Домострой»

Задание 4.1 (тема 4, №4895)

Текст задания

Укажите термин, о котором идёт речь.

 

«Должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февраля 1861 г.»

Задание 4.2 (тема 4, №7812)

Текст задания

Укажите термин, о котором идёт речь.

 

«Должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февраля 1861 г.»

Задание Д4.1 (тема Д4, №4874)

Текст задания

Прочтите отрывок из документа и укажите название платежа, о котором идёт речь.

 

«А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. <…> А который христианин поживёт за кем год, да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт, да и пойдёт прочь, и он полдвора платит, а три года поживёт, а пойдёт прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года поживёт, и он весь двор платит».

 

1) десятина

2) пожилое

3) подушная подать

4) большая соха

Задание Д4.2 (тема Д4, №7791)

Текст задания

Прочтите отрывок из документа и укажите название платежа, о котором идёт речь.

 

«А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. <…> А который христианин поживёт за кем год, да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт, да и пойдёт прочь, и он полдвора платит, а три года поживёт, а пойдёт прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года поживёт, и он весь двор платит».

 

1) десятина

2) пожилое

3) подушная подать

4) большая соха

Задание Д5.1 (тема Д5, №4875)

Текст задания

Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в первой четверти XVIII в.?

 

1) начало железнодорожного строительства

2) образование первых монополистических объединений

3) начало промышленного переворота

4) значительное увеличение количества мануфактур

Задание Д5.2 (тема Д5, №7792)

Текст задания

Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в первой четверти XVIII в.?

 

1) начало железнодорожного строительства

2) образование первых монополистических объединений

3) начало промышленного переворота

4) значительное увеличение количества мануфактур

Задание Д6.1 (тема Д6, №4876)

Текст задания

«Верховники» играли определяющую роль в политической жизни России в период правления

 

1) Петра III

2) Петра I

3) Павла I

4) Петра II

Задание Д6.2 (тема Д6, №7793)

Текст задания

«Верховники» играли определяющую роль в политической жизни России в период правления

 

1) Петра III

2) Петра I

3) Павла I

4) Петра II

Задание Д C6.1 (тема Д C6, №4909)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Ярослав Мудрый; 2) Оливер Кромвель; 3) Николай II; 4) Н. С. Хрущёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание Д C6.2 (тема Д C6, №7826)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Ярослав Мудрый; 2) Оливер Кромвель; 3) Николай II; 4) Н. С. Хрущёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7.1 (тема 7, №4892)

Текст задания

Какие три из перечисленных событий относятся к русско-японской войне? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) оборона Шипки

2) мирные переговоры в Портсмуте

3) Брусиловский прорыв

4) оборона Порт-Артура

5) Мукденское сражение

6) подписание Сан-Стефанского договора

Задание 7.2 (тема 7, №7809)

Текст задания

Какие три из перечисленных событий относятся к русско-японской войне? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) оборона Шипки

2) мирные переговоры в Портсмуте

3) Брусиловский прорыв

4) оборона Порт-Артура

5) Мукденское сражение

6) подписание Сан-Стефанского договора

Задание Д7.1 (тема Д7, №4877)

Текст задания

Что из перечисленного стало одним из поводов для ликвидации государственности Речи Посполитой?

 

1) образование Герцогства Варшавского

2) восстание под предводительством Т. Костюшко

3) решение Венского конгресса

4) заключение Тильзитского мирного договора

Задание Д7.2 (тема Д7, №7794)

Текст задания

Что из перечисленного стало одним из поводов для ликвидации государственности Речи Посполитой?

 

1) образование Герцогства Варшавского

2) восстание под предводительством Т. Костюшко

3) решение Венского конгресса

4) заключение Тильзитского мирного договора

Задание Д8.1 (тема Д8, №4878)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название теории, о которой идёт речь.

 

«Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами: православием и самодержавием — находится и третье, не менее важное, не менее сильное — народность».

 

1) теория «просвещённого абсолютизма»

2) теория официальной народности

3) теория общности развития России и Европы

4) теория крестьянского социализма

Задание Д8.2 (тема Д8, №7795)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название теории, о которой идёт речь.

 

«Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами: православием и самодержавием — находится и третье, не менее важное, не менее сильное — народность».

 

1) теория «просвещённого абсолютизма»

2) теория официальной народности

3) теория общности развития России и Европы

4) теория крестьянского социализма

Задание 9.1 (тема 9, №4893)

Текст задания

Установите соответствие между флотоводцами и военными событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ФЛОТОВОДЦЫ   ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ

А) Ф. Ф. Ушаков

Б) П. С. Нахимов

В) Г. А. Спиридов

Г) Ф. М. Апраксин

 

1) победа русского флота в Синопском сражении

2) разгром турецкого флота в Чесменской бухте

3) разгром шведского флота у острова Гренгам

4) победа над шведами в Гангутском сражении

5) победа русского флота у мыса Калиакрия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 9.2 (тема 9, №7810)

Текст задания

Установите соответствие между флотоводцами и военными событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ФЛОТОВОДЦЫ   ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ

А) Ф. Ф. Ушаков

Б) П. С. Нахимов

В) Г. А. Спиридов

Г) Ф. М. Апраксин

 

1) победа русского флота в Синопском сражении

2) разгром турецкого флота в Чесменской бухте

3) разгром шведского флота у острова Гренгам

4) победа над шведами в Гангутском сражении

5) победа русского флота у мыса Калиакрия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание Д9.1 (тема Д9, №4879)

Текст задания

С. Ю. Витте был одним из инициаторов

 

1) проведения реформы управления государственными крестьянами

2) издания указа об обязанных крестьянах

3) вступления России в Первую мировую войну

4) строительства Транссибирской магистрали

Задание Д9.2 (тема Д9, №7796)

Текст задания

С. Ю. Витте был одним из инициаторов

 

1) проведения реформы управления государственными крестьянами

2) издания указа об обязанных крестьянах

3) вступления России в Первую мировую войну

4) строительства Транссибирской магистрали

Задание Д10.1 (тема Д10, №4880)

Текст задания

Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?

 

1) поражение России в Крымской войне

2) победа России в русско-турецкой войне

3) покушение народовольцев на жизнь императора

4) массовые требования помещиков об освобождении крестьян

Задание Д10.2 (тема Д10, №7797)

Текст задания

Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?

 

1) поражение России в Крымской войне

2) победа России в русско-турецкой войне

3) покушение народовольцев на жизнь императора

4) массовые требования помещиков об освобождении крестьян

Задание 11.1 (тема 11, №4896)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительВнешнеполитическое

событие

Противник
Иван IVОборона Пскова__________(A)
Александр Ярославич__________(Б)__________(В)
__________(Г)Азовское «сидение»Османская империя
__________(Д)__________(Е)Китай

 

Пропущенные элементы:

 

1) Речь Посполитая

2) королева Виктория

3) Невская битва

4) Борис Годунов

5) Михаил Фёдорович

6) Крымское ханство

7) Швеция

8) опиумные войны

9) Чигиринские походы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 11.2 (тема 11, №7813)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительВнешнеполитическое

событие

Противник
Иван IVОборона Пскова__________(A)
Александр Ярославич__________(Б)__________(В)
__________(Г)Азовское «сидение»Османская империя
__________(Д)__________(Е)Золотая Орда

 

Пропущенные элементы:

 

1) Речь Посполитая

2) Дмитрий Иванович

3) Невская битва

4) Борис Годунов

5) Михаил Фёдорович

6) Крымское ханство

7) Швеция

8) битва на реке Воже

9) Чигиринские походы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11.1 (тема Д11, №4881)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма государственного деятеля и укажите этого деятеля.

 

«Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли. Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада: формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть…»

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) Д. А. Толстой

4) А. Х. Бенкендорф

Задание Д11.2 (тема Д11, №7798)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма государственного деятеля и укажите этого деятеля.

 

«Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли. Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада: формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть…»

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) Д. А. Толстой

4) А. Х. Бенкендорф

Задание 12.1 (тема 12, №4897)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы историка.

 

«Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.

А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.

В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах и на бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам о походах с выдающимся полководцем, о его дочери — красной девице, умнице и помощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветеранов были благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцать человек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутами из крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплоте русского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские, разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самую почётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилось следствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы Анны Иоанновны».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием упоминаемых в тексте войн стало присоединение к России новых территорий.

2) В отрывке идёт речь о событиях 1762 г.

3) Отборные воинские части, о которых идёт речь в отрывке, были созданы в годы правления царя Михаила Фёдоровича.

4) В описываемый в отрывке период отборные воинские части, о которых идёт речь, состояли как из дворян, так и из простых крестьян.

5) Современниками упоминаемых в отрывке событий были Б. К. Миних и А. И. Остерман.

6) В описываемый период отборные войска, о которых идёт речь в тексте, представляли собой один полк.

Задание 12.2 (тема 12, №7814)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы историка.

 

«Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.

А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.

В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах и на бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам о походах с выдающимся полководцем, о его дочери — красной девице, умнице и помощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветеранов были благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцать человек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутами из крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплоте русского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские, разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самую почётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилось следствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы Анны Иоанновны».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием упоминаемых в тексте войн стало присоединение к России новых территорий.

2) В отрывке идёт речь о событиях 1762 г.

3) Отборные воинские части, о которых идёт речь в отрывке, были созданы в годы правления царя Михаила Фёдоровича.

4) В описываемый в отрывке период отборные воинские части, о которых идёт речь, состояли как из дворян, так и из простых крестьян.

5) Современниками упоминаемых в отрывке событий были Б. К. Миних и А. И. Остерман.

6) В описываемый период отборные войска, о которых идёт речь в тексте, представляли собой один полк.

Задание Д12.1 (тема Д12, №4882)

Текст задания

Автором какой из перечисленных картин является художник В.И. Суриков?

 

1) «Последний день Помпеи»

2) «Московский дворик»

3) «Утро стрелецкой казни»

4) «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»

Задание Д12.2 (тема Д12, №7799)

Текст задания

Автором какой из перечисленных картин является художник В.И. Суриков?

 

1) «Последний день Помпеи»

2) «Московский дворик»

3) «Утро стрелецкой казни»

4) «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»

Задание 13.1 (тема 13, №4898)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой "7", был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ___________г.». Ответ запишите словом (словосочетанием).

 

Задание 13.2 (тема 13, №7815)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой "7", был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ___________г.». Ответ запишите словом (словосочетанием).

 

Задание Д13.1 (тема Д13, №4883)

Текст задания

Декрет о земле был принят

 

1) Учредительным собранием

2) I Всероссийским съездом Советов

3) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

4) II Всероссийским съездом Советов

Задание Д13.2 (тема Д13, №7800)

Текст задания

Декрет о земле был принят

 

1) Учредительным собранием

2) I Всероссийским съездом Советов

3) Всероссийским центральным исполнительным комитетом

4) II Всероссийским съездом Советов

Задание 14.1 (тема 14, №4899)

Текст задания

Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».

 

Задание 14.2 (тема 14, №7816)

Текст задания

Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».

 

Задание Д14.1 (тема Д14, №4884)

Текст задания

Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики в деревне?

 

1) достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур

2) преодоление имущественного расслоения деревни

3) ограничение помещичьего землевладения

4) введение продразвёрстки

Задание Д14.2 (тема Д14, №7801)

Текст задания

Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики в деревне?

 

1) достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур

2) преодоление имущественного расслоения деревни

3) ограничение помещичьего землевладения

4) введение продразвёрстки

Задание 15.1 (тема 15, №4900)

Текст задания

Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1».

 

Задание 15.2 (тема 15, №7817)

Текст задания

Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1».

 

Задание 16.1 (тема 16, №4901)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период.

2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5».

3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами.

4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг.

5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия.

6) На данной схеме обозначена территория Польши.

Задание 16.2 (тема 16, №7818)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период.

2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5».

3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами.

4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг.

5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия.

6) На данной схеме обозначена территория Польши.

Задание Д16.1 (тема Д16, №4885)

Текст задания

Какое из событий относится к завершающему этапу Великой Отечественной войны (1944–1945 гг.)?

 

1) Висло-Одерская операция

2) Курская битва

3) Сталинградская битва

4) прорыв блокады Ленинграда

Задание Д16.2 (тема Д16, №7802)

Текст задания

Какое из событий относится к завершающему этапу Великой Отечественной войны (1944–1945 гг.)?

 

1) Висло-Одерская операция

2) Курская битва

3) Сталинградская битва

4) прорыв блокады Ленинграда

Задание Д17.1 (тема Д17, №4888)

Текст задания

Что из перечисленного стало результатом ввода советских войск в Афганистан?

 

1) падение международного авторитета СССР

2) начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало «холодной войны»

Задание Д17.2 (тема Д17, №7805)

Текст задания

Что из перечисленного стало результатом ввода советских войск в Афганистан?

 

1) падение международного авторитета СССР

2) начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений

3) создание Организации Варшавского договора

4) начало «холодной войны»

Задание 18.1 (тема 18, №4902)

Текст задания

Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.

4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь.

5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Задание 18.2 (тема 18, №7819)

Текст задания

Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.

2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.

3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.

4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь.

5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Задание Д18.1 (тема Д18, №4887)

Текст задания

Что из перечисленного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?

 

1) введение госприёмки

2) переход на семилетнее планирование

3) переход от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством

4) либерализация цен

Задание Д18.2 (тема Д18, №7804)

Текст задания

Что из перечисленного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?

 

1) введение госприёмки

2) переход на семилетнее планирование

3) переход от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством

4) либерализация цен

Задание 19.1 (тема 19, №4903)

Текст задания

Какие сооружения были возведены в том же веке, когда состоялся указанный на монете поход? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание 19.2 (тема 19, №7820)

Текст задания

Какое сооружение было возведено в правление царя, при котором состоялся указанный на монете поход? В ответе запишите цифру, которой это сооружение обозначено.

 

Задание Д19.1 (тема Д19, №4886)

Текст задания

Прочтите отрывок из официального документа и укажите название органа власти, пропущенное в тексте.

 

«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:

1. Создать _________________ в составе:

т. Сталин И. В. (председатель)

т. Молотов В. М. (заместитель председателя)

т. Ворошилов К. Е.

т. Маленков Г. М.

т. Берия Л. П.

2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в его руках.

3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения».

 

1) Верховный Совет СССР

2) Государственный Комитет Обороны

3) Ставка Верховного Главнокомандующего

4) Совет Народных Комиссаров

Задание Д19.2 (тема Д19, №7803)

Текст задания

Прочтите отрывок из официального документа и укажите название органа власти, пропущенное в тексте.

 

«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:

1. Создать _________________ в составе:

т. Сталин И. В. (председатель)

т. Молотов В. М. (заместитель председателя)

т. Ворошилов К. Е.

т. Маленков Г. М.

т. Берия Л. П.

2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в его руках.

3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения».

 

1) Верховный Совет СССР

2) Государственный Комитет Обороны

3) Ставка Верховного Главнокомандующего

4) Совет Народных Комиссаров

Задание 20.1 (тема 20, №4904)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из статьи учёного.

 

«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления. Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. Российский император стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или, лучше сказать, князь Меттерних — душа австрийского министерства и всей монархической реакции.

Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции — тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.

По низложении <…> главным предметом всех политических действий императора российского было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все правительственные и дипломатические действия его, начиная с заключения священного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом.

С этою целью созван был конгресс в Ахене, на котором по настоянию императора российского признано право вмешательства во внутренние дела соседственной державы в случае изменения существующего в ней порядка.

В Ахене приняты строгие меры против свободы книгопечатания и тайных обществ, против восстановления в Испании нарушенной королём конституции кортесов.

Конгресс в Лайбахе определил подавить революцию неаполитанскую, вследствие которой сам король принял предложенную им конституцию и присягнул в точном её соблюдении, и силою предупредить восстание в Пьемонте против короля сардинского».

Текст задания

Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора,

о котором идёт речь в тексте.

Задание 20.2 (тема 20, №7821)

Текст для изучения

См. текст в задании №4904 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора,

о котором идёт речь в тексте.

Задание Д20.1 (тема Д20, №4889)

Текст задания

Как назывались организации, на которые в 1920-е гг. была возложена задача обучения взрослого населения умению читать и писать?

 

1) совбуры

2) ликбезы

3) рабфаки

4) комбеды

Задание Д20.2 (тема Д20, №7806)

Текст задания

Как назывались организации, на которые в 1920-е гг. была возложена задача обучения взрослого населения умению читать и писать?

 

1) совбуры

2) ликбезы

3) рабфаки

4) комбеды

Задание 21.1 (тема 21, №4905)

Текст для изучения

См. текст в задании №4904 (выше на текущей странице).

Текст задания

Что, по мнению автора статьи, было главным предметом политических действий российского императора после низложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два мероприятия.

Задание 21.2 (тема 21, №7822)

Текст для изучения

См. текст в задании №4904 (выше на текущей странице).

Текст задания

Что, по мнению автора статьи, было главным предметом политических действий российского императора после низложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два мероприятия.

Задание Д21.1 (тема Д21, №4890)

Текст задания

Проведённая в России в начале 1990-х гг. передача или продажа в частную собственность ряда государственных предприятий называется

 

1) социализация

2) национализация

3) приватизация

4) муниципализация

Задание Д21.2 (тема Д21, №7807)

Текст задания

Проведённая в России в начале 1990-х гг. передача или продажа в частную собственность ряда государственных предприятий называется

 

1) социализация

2) национализация

3) приватизация

4) муниципализация

Задание 22.1 (тема 22, №4906)

Текст для изучения

См. текст в задании №4904 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины.

Задание 22.2 (тема 22, №7823)

Текст для изучения

См. текст в задании №4904 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины.

Задание 23.1 (тема 23, №4907)

Текст задания

Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить

этот договор.

Задание 23.2 (тема 23, №7824)

Текст задания

Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить

этот договор.

Задание 24.1 (тема 24, №4908)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 24.2 (тема 24, №7825)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …