В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 3» (ДОСР-2014)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, Д4, Д4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д C6, Д C6, 7, 7, Д7, Д7, Д8, Д8, 9, Д9, Д9, Д10, Д10, 11, 11, Д11, Д11, 12, 12, Д12, Д12, 13, 13, Д13, Д13, 14, 14, Д14, Д14, 15, 15, 16, 16, Д16, Д16, Д17, Д17, 18, 18, Д18, Д18, 19, 19, Д19, Д19, 20, 20, Д20, Д20, 21, 21, Д21, Д21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4830)

Текст задания

В каком из перечисленных политических центров Руси в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления?

 

1) в Новгородской земле

2) в Черниговской земле

3) во Владимиро-Суздальской земле

4) в Смоленской земле

Задание Д1.2 (тема Д1, №4831)

Текст задания

Русская рать в Невской битве в 1240 г. сражалась против

 

1) шведов

2) поляков

3) половцев

4) ливонцев

Задание Д1.3 (тема Д1, №4851)

Текст задания

Расположите исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности в ответ.

 

1) Софья Алексеевна

2) Фёдор Иоаннович

3) Дмитрий Шемяка

4) Михаил Фёдорович

5) Елена Глинская

Задание Д1.4 (тема Д1, №7747)

Текст задания

В каком из перечисленных политических центров Руси в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления?

 

1) в Новгородской земле

2) в Черниговской земле

3) во Владимиро-Суздальской земле

4) в Смоленской земле

Задание Д1.5 (тема Д1, №7748)

Текст задания

Русская рать в Невской битве в 1240 г. сражалась против

 

1) шведов

2) поляков

3) половцев

4) ливонцев

Задание Д1.6 (тема Д1, №7768)

Текст задания

Расположите исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности в ответ.

 

1) Софья Алексеевна

2) Фёдор Иоаннович

3) Дмитрий Шемяка

4) Михаил Фёдорович

5) Елена Глинская

Задание Д2.1 (тема Д2, №4832)

Текст задания

К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится

 

1) начало раздробления Древнерусского государства

2) отмена местничества

3) введение уроков и погостов

4) получение русскими князьями ярлыков на княжение

Задание Д2.2 (тема Д2, №7749)

Текст задания

К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится

 

1) начало раздробления Древнерусского государства

2) отмена местничества

3) введение уроков и погостов

4) получение русскими князьями ярлыков на княжение

Задание 3.1 (тема 3, №4854)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XIX в.

 

1) декабристы

2) промышленный переворот

3) октябристы

4) кадеты

5) отрезки

6) аракчеевщина

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание 3.2 (тема 3, №7771)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XIX в.

 

1) декабристы;2) промышленный переворот;3) октябристы;
4) контрреформы;5) отрезки;6) аракчеевщина.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, понятия, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3.1 (тема Д3, №4833)

Текст задания

Какое из перечисленных архитектурных сооружений является памятником шатрового зодчества?

 

1) церковь Спаса на Нередице в Новгороде

2) церковь Вознесения в Коломенском

3) Софийский собор в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире

Задание Д3.2 (тема Д3, №7750)

Текст задания

Какое из перечисленных архитектурных сооружений является памятником шатрового зодчества?

 

1) церковь Спаса на Нередице в Новгороде

2) церковь Вознесения в Коломенском

3) Софийский собор в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире

Задание 4.1 (тема 4, №4855)

Текст задания

Напишите термин, о котором идёт речь.

 

«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»

Задание 4.2 (тема 4, №7772)

Текст задания

Напишите термин, о котором идёт речь.

 

«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»

Задание Д4.1 (тема Д4, №4834)

Текст задания

Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошли описанные события.

 

«Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навёл на нас Бог [врагов] за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы.

Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав — в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы ещё раз сразимся с ними". Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдём освободим дружину свою из темницы" <…>».

 

1) 1036 г.

2) 1068 г.

3) 1111 г.

4) 1223 г.

Задание Д4.2 (тема Д4, №7751)

Текст задания

Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошли описанные события.

 

«Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навёл на нас Бог [врагов] за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы.

Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав — в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы ещё раз сразимся с ними". Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдём освободим дружину свою из темницы" <…>».

 

1) 1036 г.

2) 1068 г.

3) 1111 г.

4) 1223 г.

Задание Д5.1 (тема Д5, №4835)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был современником Петра I?

 

1) А. А. Аракчеев

2) Е. П. Хабаров

3) П. И. Ягужинский

4) Н. А. Милютин

Задание Д5.2 (тема Д5, №7752)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был современником Петра I?

 

1) А. А. Аракчеев

2) Е. П. Хабаров

3) П. И. Ягужинский

4) Н. А. Милютин

Задание Д6.1 (тема Д6, №4836)

Текст задания

Как называется река, на берегах которой при отступлении в 1812 г. «великая армия» Наполеона потеряла до 50 тысяч человек, бóльшую часть артиллерии и обозов?

 

1) Одер

2) Западная Двина

3) Березина

4) Неман

Задание Д6.2 (тема Д6, №7753)

Текст задания

Как называется река, на берегах которой при отступлении в 1812 г. «великая армия» Наполеона потеряла до 50 тысяч человек, бóльшую часть артиллерии и обозов?

 

1) Одер

2) Западная Двина

3) Березина

4) Неман

Задание Д C6.1 (тема Д C6, №4869)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах; 2) Елизавета I (королева Англии); 3) М. И. Кутузов; 4) Л. Д. Троцкий.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание Д C6.2 (тема Д C6, №7786)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах; 2) Елизавета I (королева Англии); 3) М. И. Кутузов; 4) Л. Д. Троцкий.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7.1 (тема 7, №4852)

Текст задания

Какие три из перечисленных исторических лиц являлись современниками царя Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) С. Т. Разин

2) Б. И. Морозов

3) А. Г. Орлов

4) Г. А. Потёмкин

5) С. С. Уваров

6) А. Л. Ордин-Нащокин

Задание 7.2 (тема 7, №7769)

Текст задания

Какие три из перечисленных исторических лиц являлись современниками царя Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) С. Т. Разин2) Б. И. Морозов3) А. Г. Орлов
4) Г. А. Потёмкин5) С. С. Уваров6) А. Л. Ордин-Нащокин

Задание Д7.1 (тема Д7, №4837)

Текст задания

Революционные события в странах Европы в 1848–1849 гг. побудили Николая I

 

1) провести аресты участников восстания на Сенатской площади

2) ввести российские войска на территорию Австрийской империи

3) учредить III отделение императорской канцелярии

4) издать цензурный устав, прозванный современниками «Чугунным»

Задание Д7.2 (тема Д7, №7754)

Текст задания

Революционные события в странах Европы в 1848–1849 гг. побудили Николая I

 

1) провести аресты участников восстания на Сенатской площади

2) ввести российские войска на территорию Австрийской империи

3) учредить III отделение императорской канцелярии

4) издать цензурный устав, прозванный современниками «Чугунным»

Задание Д8.1 (тема Д8, №4838)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте географическое название.

 

«Имею времени только тебе сказать, что 18 ноября произошло сражение при <…>. Нахимов со своей эскадрою уничтожил турецкую и взял пашу в плен. <…> — город теперь развалина, ибо дело происходило под его стенами и турки с судами бросились на берег и зажгли их. Битва славная… Я с отрядом пароходов пришёл вначале и потому был свидетелем великого подвига Черноморского флота. Ура, Нахимов! …Благословляю вас всех».

 

1) Гангут

2) Калиакрия

3) Синоп

4) Корфу

Задание Д8.2 (тема Д8, №7755)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте географическое название.

 

«Имею времени только тебе сказать, что 18 ноября произошло сражение при <…>. Нахимов со своей эскадрою уничтожил турецкую и взял пашу в плен. <…> — город теперь развалина, ибо дело происходило под его стенами и турки с судами бросились на берег и зажгли их. Битва славная… Я с отрядом пароходов пришёл вначале и потому был свидетелем великого подвига Черноморского флота. Ура, Нахимов! …Благословляю вас всех».

 

1) Гангут

2) Калиакрия

3) Синоп

4) Корфу

Задание 9 (тема 9, №7770)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) авария на Чернобыльской АЭС

Б) провозглашение суверенитета РСФСР

В) принятие конституции развитого социализма

Г) деятельность ГКЧП

 

1) 1977 г.

2) 1991 г.

3) 1986 г.

4) 1990 г.

5) 1993 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание Д9.1 (тема Д9, №4839)

Текст задания

Идеологом консервативного направления общественной мысли в России в конце XIX в. был

 

1) К. П. Победоносцев

2) В. И. Ленин

3) А. И. Герцен

4) Л. Д. Троцкий

Задание Д9.2 (тема Д9, №7756)

Текст задания

Идеологом консервативного направления общественной мысли в России в конце XIX в. был

 

1) К. П. Победоносцев

2) В. И. Ленин

3) А. И. Герцен

4) Л. Д. Троцкий

Задание Д10.1 (тема Д10, №4840)

Текст задания

Что из перечисленного было одним из последствий отмены крепостного права?

 

1) ослабление экономических связей между городом и деревней

2) рост дворянского землевладения

3) более активное использование наёмного труда

4) прекращение деятельности крестьянских сельских сходов

Задание Д10.2 (тема Д10, №7757)

Текст задания

Что из перечисленного было одним из последствий отмены крепостного права?

 

1) ослабление экономических связей между городом и деревней

2) рост дворянского землевладения

3) более активное использование наёмного труда

4) прекращение деятельности крестьянских сельских сходов

Задание 11.1 (тема 11, №4856)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительВекСовременники
Иван IV__________(А)Андрей Курбский, Борис Годунов
Вильгельм Завоеватель__________(Б)__________(В)
__________(Г)XIV в.Александр Пересвет, Владимир Андреевич

Серпуховской

__________(Д)X в.__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Иван Великий

2) Дмитрий Донской

3) Ярослав Мудрый

4) Софья Палеолог, Ахмат

5) XV в.

6) древлянский князь Мал, воевода Претич

7) XVI в.

8) княгиня Ольга

9) XI в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 11.2 (тема 11, №7773)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительВекСовременники
Иван IV__________(А)Андрей Курбский, Борис Годунов
Александр Невский__________(Б)__________(В)
__________(Г)XIV в.Александр Пересвет, Владимир Андреевич

Серпуховской

__________(Д)X в.__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Батый, Даниил Галицкий

2) Дмитрий Донской

3) Юрий Долгорукий

4) Софья Палеолог, Ахмат

5) XV в.

6) древлянский князь Мал, воевода Претич

7) XVI в.

8) княгиня Ольга

9) XIII в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11.1 (тема Д11, №4841)

Текст задания

Прочтите отрывок из документа и укажите год его создания.

 

«Государь! Разве это согласно с Божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение».

 

1) 1861 г.

2) 1881 г.

3) 1896 г.

4) 1905 г.

Задание Д11.2 (тема Д11, №7758)

Текст задания

Прочтите отрывок из документа и укажите год его создания.

 

«Государь! Разве это согласно с Божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение».

 

1) 1861 г.

2) 1881 г.

3) 1896 г.

4) 1905 г.

Задание 12.1 (тема 12, №4857)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы историка.

 

«Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М.П. Погодина, Ю.Ф. Самарина, П.А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей

России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим

последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".

…Оппозиционное отношение к правительству со стороны части дворянства открыто проявилось в выборах командиров ополчения, когда были избраны опальный генерал Ермолов и другие неугодные царю генералы и офицеры. Напряжённое внутриполитическое положение в стране заставляло царское правительство усиленно искать способ прекращения войны — на победу оно уже не рассчитывало. К этому побуждало его и международное положение России, непрерывно ухудшавшееся по мере продолжения войны».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

2) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.

3) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.

4) Одной из причин военного поражения России в войне, о которой идёт речь, современники описываемых событий считали отсутствие у русской армии современного вооружения.

5) В период описываемых событий дворянство выразило единодушную поддержку политике российского императора.

6) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был заключён в Берлине.

Задание 12.2 (тема 12, №7774)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы историка.

 

«Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М.П. Погодина, Ю.Ф. Самарина, П.А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей

России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим

последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".

…Оппозиционное отношение к правительству со стороны части дворянства открыто проявилось в выборах командиров ополчения, когда были избраны опальный генерал Ермолов и другие неугодные царю генералы и офицеры. Напряжённое внутриполитическое положение в стране заставляло царское правительство усиленно искать способ прекращения войны — на победу оно уже не рассчитывало. К этому побуждало его и международное положение России, непрерывно ухудшавшееся по мере продолжения войны».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

2) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.

3) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.

4) Одной из причин военного поражения России в войне, о которой идёт речь, современники описываемых событий считали отсутствие у русской армии современного вооружения.

5) В период описываемых событий дворянство выразило единодушную поддержку политике российского императора.

6) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был заключён в Берлине.

Задание Д12.1 (тема Д12, №4842)

Текст задания

Автором какой из перечисленных картин является художник В. И. Суриков?

 

1) «Переход Суворова через Альпы»

2) «Сватовство майора»

3) «Алёнушка»

4) «Грачи прилетели»

Задание Д12.2 (тема Д12, №7759)

Текст задания

Автором какой из перечисленных картин является художник В. И. Суриков?

 

1) «Переход Суворова через Альпы»

2) «Сватовство майора»

3) «Алёнушка»

4) «Грачи прилетели»

Задание 13.1 (тема 13, №4858)

Текст задания

Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

 

Задание 13.2 (тема 13, №7775)

Текст задания

Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

 

Задание Д13.1 (тема Д13, №4843)

Текст задания

В статье И.В. Сталина «Головокружение от успехов»

 

1) признавалась ошибочной теория построения социализма в одной отдельно взятой стране

2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации

3) обосновывалась необходимость заключения с Германией Пакта о ненападении

4) вина за негативные явления, проявившиеся в ходе коллективизации, возлагалась на местных руководителей

Задание Д13.2 (тема Д13, №7760)

Текст задания

В статье И.В. Сталина «Головокружение от успехов»

 

1) признавалась ошибочной теория построения социализма в одной отдельно взятой стране

2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации

3) обосновывалась необходимость заключения с Германией Пакта о ненападении

4) вина за негативные явления, проявившиеся в ходе коллективизации, возлагалась на местных руководителей

Задание 14.1 (тема 14, №4859)

Текст задания

Напишите имя князя, погибшего в месте, обозначенном на схеме цифрой «3».

Задание 14.2 (тема 14, №7776)

Текст задания

Напишите имя князя, погибшего в месте, обозначенном на схеме цифрой «3».

Задание Д14.1 (тема Д14, №4844)

Текст задания

Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к

 

1) отказу Временного правительства от идеи созыва Учредительного собрания

2) усилению роли сторонников монархии в политической жизни России

3) созданию первого коалиционного правительства с участием социалистов

4) усилению позиций большевиков в Советах

Задание Д14.2 (тема Д14, №7761)

Текст задания

Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к

 

1) отказу Временного правительства от идеи созыва Учредительного собрания

2) усилению роли сторонников монархии в политической жизни России

3) созданию первого коалиционного правительства с участием социалистов

4) усилению позиций большевиков в Советах

Задание 15.1 (тема 15, №4860)

Текст задания

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

 

Задание 15.2 (тема 15, №7777)

Текст задания

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

 

Задание 16.1 (тема 16, №4861)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства.

2) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.

3) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, произошло первое столкновение русских и монгольских войск.

4) В городе, обозначенном на схеме цифрой «2», был заключён первый письменный договор Древнерусского государства.

5) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, князем и его дружиной был разгромлен Хазарский каганат.

6) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его жена.

Задание 16.2 (тема 16, №7778)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства.

2) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.

3) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, произошло первое столкновение русских и монгольских войск.

4) В городе, обозначенном на схеме цифрой «2», был заключён первый письменный договор Древнерусского государства.

5) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, князем и его дружиной был разгромлен Хазарский каганат.

6) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его жена.

Задание Д16.1 (тема Д16, №4845)

Текст задания

От имени советского командования безоговорочную капитуляцию фашистской Германии в ночь на 9 мая 1945 г. подписал

 

1) К. Е. Ворошилов

2) Г. К. Жуков

3) А. М. Василевский

4) И. С. Конев

Задание Д16.2 (тема Д16, №7762)

Текст задания

От имени советского командования безоговорочную капитуляцию фашистской Германии в ночь на 9 мая 1945 г. подписал

 

1) К. Е. Ворошилов

2) Г. К. Жуков

3) А. М. Василевский

4) И. С. Конев

Задание Д17.1 (тема Д17, №4848)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одним из результатов процесса «разрядки» международной напряжённости в 1970-е гг.?

 

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

3) вступление СССР в Лигу Наций

4) выдвижение концепции «нового политического мышления»

Задание Д17.2 (тема Д17, №7765)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одним из результатов процесса «разрядки» международной напряжённости в 1970-е гг.?

 

1) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

3) вступление СССР в Лигу Наций

4) выдвижение концепции «нового политического мышления»

Задание 18.1 (тема 18, №4862)

Текст задания

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

Задание 18.2 (тема 18, №7779)

Текст задания

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.

2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.

4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.

5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.

Задание Д18.1 (тема Д18, №4847)

Текст задания

Какое из перечисленных событий общественно-политической жизни в СССР произошло позже других?

 

1) принятие программы построения коммунизма

2) отмена статьи 6 Конституции СССР — о руководящей и направляющей роли КПСС

3) принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»

4) судебный процесс против писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля

Задание Д18.2 (тема Д18, №7764)

Текст задания

Какое из перечисленных событий общественно-политической жизни в СССР произошло позже других?

 

1) принятие программы построения коммунизма

2) отмена статьи 6 Конституции СССР — о руководящей и направляющей роли КПСС

3) принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»

4) судебный процесс против писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля

Задание 19.1 (тема 19, №4863)

Текст задания

Укажите изображения объектов, возведённых в период руководства СССР политического деятеля, при которых произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание 19.2 (тема 19, №7780)

Текст задания

Укажите изображение объекта, возведённого в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите цифру, которой это изображение обозначено.

 

Задание Д19.1 (тема Д19, №4846)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь.

 

«За семнадцать дней наступления армия продвинулась на триста пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов… Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в его тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек.

Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм».

 

1) «Кутузов»

2) «Кольцо»

3) «Багратион»

4) «Уран»

Задание Д19.2 (тема Д19, №7763)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь.

 

«За семнадцать дней наступления армия продвинулась на триста пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов… Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в его тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек.

Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм».

 

1) «Кутузов»

2) «Кольцо»

3) «Багратион»

4) «Уран»

Задание 20.1 (тема 20, №4864)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из письма российской императрицы.

 

«С удовольствием <...> я удовлетворю вашу любознательность по отношению к Пугачёву; это будет мне тем удобнее сделать, что вот уже месяц, как он схвачен, или, выражаясь вернее, связан и скручен своими собственными же людьми в необитаемой степи между Волгой и Яиком, куда он был загнан посланными против него со всех сторон войсками. Лишённые припасов и средств для продовольствия, товарищи его, возмущённые сверх того ещё жестокостями, им творимыми, и в надежде заслужить прощение, выдали его коменданту Яицкой крепости, который и отправил его оттуда в Симбирск к генералу графу Панину. В настоящее время он в дороге, на пути к Москве. Когда его привели к графу Панину, он совершенно наивно признался на первом же допросе, что он донской казак, назвал место своего рождения, сказал, что женат на дочери донского казака, что у него трое детей <...> и пр., и пр.

Так как у генерала Панина в войске немало донских казаков, …то всё сказанное было тотчас же проверено через земляков Пугачёва. <...> До сих пор нет ни малейших данных предполагать, чтоб он был орудием какой-либо державы или чтобы он следовал чьему-либо вдохновению. Приходится предполагать, что Пугачёв сам хозяин-разбойник, а не лакей какой-нибудь живой души.

После Тамерлана, я думаю, едва ли найдётся кто-либо другой, кто более истребил рода человеческого <...> он вешал без пощады и всякого суда всех лиц дворянского рода: мужчин, женщин и детей, всех офицеров, всех солдат, какие ему только попадали в руки <...>.

Но что покажет вам хорошо, как далеко может обольщаться человек, — это то, что он осмеливается ещё питать кое-какие надежды. Он воображает, что ввиду его отваги я могу его помиловать и что свои прошлые преступления он мог бы загладить своими будущими услугами. Рассуждение его могло бы оказаться правильным, и я могла бы простить его, если б содеянное им оскорбляло меня одну; но дело это — дело, затрагивающее государство, у которого свои законы».

Текст задания

Назовите автора данного письма. Укажите год, когда было написано письмо. Назовите московского князя, правившего в период, когда среднеазиатский завоеватель, упомянутый в письме, вторгся в русские земли.

Задание 20.2 (тема 20, №7781)

Текст для изучения

См. текст в задании №4864 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите автора данного письма. Укажите год, когда было написано письмо. Назовите московского князя, правившего в период, когда среднеазиатский завоеватель, упомянутый в письме, вторгся в русские земли.

Задание Д20.1 (тема Д20, №4849)

Текст задания

Одним из итогов «культурной революции» в СССР является

 

1) переход на григорианский календарь

2) создание Московского художественного театра

3) введение всеобщего начального образования

4) открытие Исторического музея в Москве

Задание Д20.2 (тема Д20, №7766)

Текст задания

Одним из итогов «культурной революции» в СССР является

 

1) переход на григорианский календарь

2) создание Московского художественного театра

3) введение всеобщего начального образования

4) открытие Исторического музея в Москве

Задание 21.1 (тема 21, №4865)

Текст для изучения

См. текст в задании №4864 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины.

Задание 21.2 (тема 21, №7782)

Текст для изучения

См. текст в задании №4864 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины.

Задание Д21.1 (тема Д21, №4850)

Текст задания

Когда был подписан Федеративный договор?

 

1) в 1980 г.

2) в 1985 г.

3) в 1990 г.

4) в 1992 г.

Задание Д21.2 (тема Д21, №7767)

Текст задания

Когда был подписан Федеративный договор?

 

1) в 1980 г.

2) в 1985 г.

3) в 1990 г.

4) в 1992 г.

Задание 22.1 (тема 22, №4866)

Текст для изучения

См. текст в задании №4864 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему для автора письма особенно важен факт признания Пугачёвым своего происхождения? Используя знание исторических фактов, приведите любые два объяснения подозрений автора данного письма о существовании связи Пугачёва с иностранными державами.

Задание 22.2 (тема 22, №7783)

Текст для изучения

См. текст в задании №4864 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему для автора письма особенно важен факт признания Пугачёвым своего происхождения? Используя знание исторических фактов, приведите любые два объяснения подозрений автора данного письма о существовании связи Пугачёва с иностранными державами.

Задание 23.1 (тема 23, №4867)

Текст задания

Несмотря на совместные действия СССР и США против нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, послевоенная политика оказалась поставленной в зависимость от идеологических и других разногласий. Какие факты подтверждают наличие между двумя странами разногласий, существовавших во второй половине 1940-х гг. и получивших название «холодная война»? Приведите любые три факта.

Задание 23.2 (тема 23, №7784)

Текст задания

Несмотря на совместные действия СССР и США против нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, послевоенная политика оказалась поставленной в зависимость от идеологических и других разногласий. Какие факты подтверждают наличие между двумя странами разногласий, существовавших во второй половине 1940-х гг. и получивших название «холодная война»? Приведите любые три факта.

Задание 24.1 (тема 24, №4868)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 24.2 (тема 24, №7785)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание Д24 (тема Д24, №4853)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) авария на Чернобыльской АЭС

Б) провозглашение суверенитета РСФСР

В) принятие конституции развитого социализма

Г) деятельность ГКЧП

 

1) 1977 г.

2) 1991 г.

3) 1986 г.

4) 1990 г.

5) 1993 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ