В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 1» (ДОСР-2014)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, Д4, Д4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д C6, Д C6, 7, 7, Д7, Д7, Д8, Д8, 9, 9, Д9, Д9, Д10, Д10, 11, 11, Д11, Д11, 12, 12, Д12, Д12, 13, 13, Д13, Д13, 14, 14, Д14, Д14, 15, 15, 16, 16, Д16, Д16, Д17, Д17, 18, 18, Д18, Д18, 19, 19, Д19, Д19, 20, 20, Д20, Д20, 21, 21, Д21, Д21, 22, 22, 23, 23, 24, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4750)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

 

1) осада Пскова королём Стефаном Баторием

2) битва на реке Калке

3) первое упоминание в летописи о Москве

4) Невская битва

Задание Д1.2 (тема Д1, №4751)

Текст задания

Какой из перечисленных городов в XVII в. был центром морской торговли России со странами Западной Европы?

 

1) Рига

2) Мурманск

3) Кронштадт

4) Архангельск

Задание Д1.3 (тема Д1, №4771)

Текст задания

Расположите перечисленных исторических личностей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Елена Глинская

2) Дмитрий Шемяка

3) Ярослав Мудрый

4) Даниил Галицкий

5) Андрей Боголюбский

Задание Д1.4 (тема Д1, №7667)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

 

1) осада Пскова королём Стефаном Баторием

2) битва на реке Калке

3) первое упоминание в летописи о Москве

4) Невская битва

Задание Д1.5 (тема Д1, №7668)

Текст задания

Какой из перечисленных городов в XVII в. был центром морской торговли России со странами Западной Европы?

 

1) Рига

2) Мурманск

3) Кронштадт

4) Архангельск

Задание Д1.6 (тема Д1, №7688)

Текст задания

Расположите перечисленных исторических личностей в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Елена Глинская

2) Дмитрий Шемяка

3) Ярослав Мудрый

4) Даниил Галицкий

5) Андрей Боголюбский

Задание Д2.1 (тема Д2, №4752)

Текст задания

Первый Земский собор в России был созван

 

1) в середине XVI в.

2) в конце XVI в.

3) в середине XVII в.

4) в конце XVII в.

Задание Д2.2 (тема Д2, №7669)

Текст задания

Первый Земский собор в России был созван

 

1) в середине XVI в.

2) в конце XVI в.

3) в середине XVII в.

4) в конце XVII в.

Задание 3.1 (тема 3, №4774)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся ко второй половине XIX в.

 

1) гласный суд

2) мировой посредник

3) местничество

4) временнообязанное состояние

5) стрелецкие полки

6) винная монополия

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание 3.2 (тема 3, №7691)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся ко второй половине XIX в.

 

1) гласный суд;2) мировой посредник;3) всесословная воинская повинность;
4) временнообязанное состояние;5) стрелецкие полки;6) винная монополия.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, понятия, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3.1 (тема Д3, №4753)

Текст задания

Какое из перечисленных литературных произведений было создано в XVII в.?

 

1) «Сказание о погибели земли Рязанской»

2) «Повесть об Азовском сидении»

3) «Домострой»

4) «Задонщина»

Задание Д3.2 (тема Д3, №7670)

Текст задания

Какое из перечисленных литературных произведений было создано в XVII в.?

 

1) «Сказание о погибели земли Рязанской»

2) «Повесть об Азовском сидении»

3) «Домострой»

4) «Задонщина»

Задание 4.1 (тема 4, №4775)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________.

Задание 4.2 (тема 4, №7692)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Возникшее в период правления Николая I направление общественной мысли, основными положениями которого было возвращение России к идеалам допетровской Руси, воссоздание монархии, опирающейся на совещательный Земский собор, называется ________________.

Задание Д4.1 (тема Д4, №4754)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите исторического деятеля, о котором идёт речь.

 

«Между древними князьями домонгольского периода после Ярослава никто не оставил о себе такой громкой и доброй памяти. <…> Князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и первой четверти XII века».

 

1) Андрей Боголюбский

2) Владимир Святой

3) Всеволод Большое Гнездо

4) Владимир Мономах

Задание Д4.2 (тема Д4, №7671)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите исторического деятеля, о котором идёт речь.

 

«Между древними князьями домонгольского периода после Ярослава никто не оставил о себе такой громкой и доброй памяти. <…> Князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских. Около его имени вращаются почти все важные события русской истории во второй половине XI и первой четверти XII века».

 

1) Андрей Боголюбский

2) Владимир Святой

3) Всеволод Большое Гнездо

4) Владимир Мономах

Задание Д5.1 (тема Д5, №4755)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был сподвижником Петра I?

 

1) Г. А. Потёмкин

2) А. Х. Бенкендорф

3) Б. П. Шереметев

4) А. А. Аракчеев

Задание Д5.2 (тема Д5, №7672)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был сподвижником Петра I?

 

1) Г. А. Потёмкин

2) А. Х. Бенкендорф

3) Б. П. Шереметев

4) А. А. Аракчеев

Задание Д6.1 (тема Д6, №4756)

Текст задания

В 1807–1812 гг. Россия участвовала в Континентальной блокаде против

 

1) Франции

2) Англии

3) Нидерландов

4) Дании

Задание Д6.2 (тема Д6, №7673)

Текст задания

В 1807–1812 гг. Россия участвовала в Континентальной блокаде против

 

1) Франции

2) Англии

3) Нидерландов

4) Дании

Задание Д C6.1 (тема Д C6, №4789)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Перикл; 2) Патриарх Никон; 3) Николай I; 4) Е. Т. Гайдар.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание Д C6.2 (тема Д C6, №7706)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Перикл; 2) Патриарх Никон; 3) Николай I; 4) Е. Т. Гайдар.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7.1 (тема 7, №4772)

Текст задания

Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории относятся к XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) введение бумажных ассигнаций

2) формирование всероссийского рынка

3) появление первых мануфактур

4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) начало промышленного переворота

6) законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции

Задание 7.2 (тема 7, №7689)

Текст задания

Какие три из перечисленных событий (явлений) российской истории относятся к XVII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) введение бумажных ассигнаций

2) формирование всероссийского рынка

3) появление первых мануфактур

4) отмена внутренних таможенных пошлин

5) начало промышленного переворота

6) законодательная защита отечественных купцов от иноземной конкуренции

Задание Д7.1 (тема Д7, №4757)

Текст задания

Что из перечисленного было одной из причин образования Северного и Южного обществ декабристов?

 

1) неудача вооружённого выступления на Сенатской площади

2) расправа с участниками «Народной воли»

3) незавершённость Великих реформ Александра II

4) потеря надежды на проведение реформ императором

Задание Д7.2 (тема Д7, №7674)

Текст задания

Что из перечисленного было одной из причин образования Северного и Южного обществ декабристов?

 

1) неудача вооружённого выступления на Сенатской площади

2) расправа с участниками «Народной воли»

3) незавершённость Великих реформ Александра II

4) потеря надежды на проведение реформ императором

Задание Д8.1 (тема Д8, №4758)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите историческое событие, с которым непосредственно связано создание этого документа.

 

«Учиня Устав Воинский сухопутный, ныне, с помощию Божиею, приступаем к Морскому. <…> И понеже сие дело необходимо нужное есть государству (по оной присловице, что всякой властитель, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей Морской Устав учинили».

 

1) Северная война

2) военная реформа Александра II

3) Крымская война

4) создание военных поселений

Задание Д8.2 (тема Д8, №7675)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите историческое событие, с которым непосредственно связано создание этого документа.

 

«Учиня Устав Воинский сухопутный, ныне, с помощию Божиею, приступаем к Морскому. <…> И понеже сие дело необходимо нужное есть государству (по оной присловице, что всякой властитель, которой едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а которой и флот имеет, обе руки имеет), того ради сей Морской Устав учинили».

 

1) Северная война

2) военная реформа Александра II

3) Крымская война

4) создание военных поселений

Задание 9.1 (тема 9, №4773)

Текст задания

Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Филипп (Колычев)

Б) Фёдор Басманов

В) Иван Фёдоров

Г) Алексей Адашев

 

1) игумен Соловецкого монастыря, митрополит Московский в период Опричнины

2) митрополит московский, венчавший Ивана IV на царство

3) участие в Избранной раде

4) участие в опричнине

5) книгопечатник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 9.2 (тема 9, №7690)

Текст задания

Установите соответствие между историческими личностями и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) Филипп (Колычев)

Б) Фёдор Басманов

В) Иван Фёдоров

Г) Алексей Адашев

 

1) игумен Соловецкого монастыря

2) митрополит московский, венчавший Ивана IV на царство

3) участие в Избранной раде

4) участие в опричнине

5) книгопечатник

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание Д9.1 (тема Д9, №4759)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

 

1) отмена ограничительных статей Парижского мира

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) начало строительства Транссибирской магистрали

4) учреждение Верховной распорядительной комиссии

Задание Д9.2 (тема Д9, №7676)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

 

1) отмена ограничительных статей Парижского мира

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) начало строительства Транссибирской магистрали

4) учреждение Верховной распорядительной комиссии

Задание Д10.1 (тема Д10, №4760)

Текст задания

В 1879 г. раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» произошёл в результате разногласий между

 

1) сторонниками «летучей» и «осёдлой» пропаганды среди крестьян

2) сторонниками и противниками теории крестьянского социализма А.И. Герцена

3) сторонниками пропаганды революционных идей среди рабочих и крестьян и сторонниками тактики индивидуального террора

4) сторонниками и противниками сохранения монархии в России

Задание Д10.2 (тема Д10, №7677)

Текст задания

В 1879 г. раскол «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел» произошёл в результате разногласий между

 

1) сторонниками «летучей» и «осёдлой» пропаганды среди крестьян

2) сторонниками и противниками теории крестьянского социализма А.И. Герцена

3) сторонниками пропаганды революционных идей среди рабочих и крестьян и сторонниками тактики индивидуального террора

4) сторонниками и противниками сохранения монархии в России

Задание 11.1 (тема 11, №4776)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Международная

организация

Год (годы)

образования

Одна из стран-учредительниц

организации

__________(А)1955 г.Польша
НАТО__________(Б)Бельгия
__________(В)1991 г.__________(Г)
Лига Наций__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) ОВД

2) Турция

3) СЭВ

4) Великобритания

5) Белоруссия

6) 1949 г.

7) 1955 г.

8) СНГ

9) 1919–1920 гг.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 11.2 (тема 11, №7693)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Международная

организация

Год (годы)

образования

Одна из стран-учредительниц

организации

__________(А)1955 г.Польша
НАТО__________(Б)Бельгия
__________(В)1991 г.__________(Г)
Лига Наций__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) ОВД

2) Турция

3) СЭВ

4) Великобритания

5) Белоруссия

6) 1949 г.

7) 1955 г.

8) СНГ

9) 1919–1920 гг.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11.1 (тема Д11, №4761)

Текст задания

Прочтите отрывок из международного договора и укажите его название.

 

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений и подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».

 

1) Конвенция о Ляодунском полуострове

2) Айгунский договор

3) Пекинский договор

4) Портсмутский мирный договор

Задание Д11.2 (тема Д11, №7678)

Текст задания

Прочтите отрывок из международного договора и укажите его название.

 

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений и подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».

 

1) Конвенция о Ляодунском полуострове

2) Айгунский договор

3) Пекинский договор

4) Портсмутский мирный договор

Задание 12.1 (тема 12, №4777)

Текст задания

Прочтите обращение государственного деятеля к императору.

 

«Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.

Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.

Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.

Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

Вашего Императорского Величества верноподданный

Константин Победоносцев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данное обращение адресовано императору Николаю II.

2) Автор обращения занимал пост обер-прокурора Синода.

3) Преступники, на казни которых настаивает автор обращения, были членами организации «Чёрный передел».

4) Автор обращения считает, что, настаивая на казни преступников, он выражает волю народа.

5) Среди преступников, о которых идёт речь в обращении, были П.И. Пестель и К.Ф. Рылеев.

6) Император, об убийстве которого идёт речь в обращении, отменил крепостное право в России.

Задание 12.2 (тема 12, №7694)

Текст задания

Прочтите обращение государственного деятеля к императору.

 

«Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.

Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.

Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.

Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

Вашего Императорского Величества верноподданный

Константин Победоносцев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данное обращение адресовано императору Николаю II.

2) Автор обращения занимал пост обер-прокурора Синода.

3) Преступники, на казни которых настаивает автор обращения, были членами организации «Чёрный передел».

4) Автор обращения считает, что, настаивая на казни преступников, он выражает волю народа.

5) Среди преступников, о которых идёт речь в обращении, были П.И. Пестель и К.Ф. Рылеев.

6) Император, об убийстве которого идёт речь в обращении, отменил крепостное право в России.

Задание Д12.1 (тема Д12, №4762)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был меценатом?

 

1) С. И. Мамонтов

2) К. Д. Кавелин

3) В. И. Даль

4) М. С. Щепкин

Задание Д12.2 (тема Д12, №7679)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц был меценатом?

 

1) С. И. Мамонтов

2) К. Д. Кавелин

3) В. И. Даль

4) М. С. Щепкин

Задание 13.1 (тема 13, №4778)

Текст задания

Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

 

Задание 13.2 (тема 13, №7695)

Текст задания

Назовите монарха, в период правления которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

 

Задание Д13.1 (тема Д13, №4763)

Текст задания

Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов, отменил

 

1) крепостное право

2) право частной собственности на землю

3) уравнительное землепользование

4) крестьянскую общину

Задание Д13.2 (тема Д13, №7680)

Текст задания

Декрет о земле, принятый II Всероссийским съездом Советов, отменил

 

1) крепостное право

2) право частной собственности на землю

3) уравнительное землепользование

4) крестьянскую общину

Задание 14.1 (тема 14, №4779)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. — _____________ — обозначена на схеме цифрой "4"».

 

Задание 14.2 (тема 14, №7696)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Одна из крупнейших ярмарок России в XVII–XVIII вв. — _____________ — обозначена на схеме цифрой "4"».

 

Задание Д14.1 (тема Д14, №4764)

Текст задания

Что из перечисленного стало следствием вынужденного отказа руководства СССР от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

 

1) вступление СССР в Лигу Наций

2) заключение пакта Молотова — Риббентропа

3) создание Коминтерна

4) заключение Мюнхенского договора

Задание Д14.2 (тема Д14, №7681)

Текст задания

Что из перечисленного стало следствием вынужденного отказа руководства СССР от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

 

1) вступление СССР в Лигу Наций

2) заключение пакта Молотова — Риббентропа

3) создание Коминтерна

4) заключение Мюнхенского договора

Задание 15.1 (тема 15, №4780)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».

 

Задание 15.2 (тема 15, №7697)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Цифрой "1" на схеме обозначен город ______________, в непосредственной близости от которого были построены первые в России железоделательные заводы».

 

Задание 16.1 (тема 16, №4781)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.

3) Точечным узором на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки.

4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме.

5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.

Задание 16.2 (тема 16, №7698)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Крупными центрами кожевенного производства согласно схеме были Тверь, Калуга, Смоленск.

2) Горизонтальной штриховкой на схеме обозначены районы, специализировавшиеся на пушном промысле.

3) Точечным узором на схеме обозначен основной район производства льна и пеньки.

4) Цифрой «6» на схеме обозначена река, название которой было изменено в результате крупного народного восстания, произошедшего в том же веке, в котором установились границы Европейской части России, обозначенные на схеме.

5) Цифрой «5» на схеме обозначен город, вошедший в состав Российского государства в период правления Ивана IV.

6) Цифрой «2» на схеме обозначен Архангельск.

Задание Д16.1 (тема Д16, №4765)

Текст задания

Варшава была освобождена от фашистов в ходе

 

1) Львовско-Сандомирской операции

2) операции «Уран»

3) Висло-Одерской операции

4) операции «Багратион»

Задание Д16.2 (тема Д16, №7682)

Текст задания

Варшава была освобождена от фашистов в ходе

 

1) Львовско-Сандомирской операции

2) операции «Уран»

3) Висло-Одерской операции

4) операции «Багратион»

Задание Д17.1 (тема Д17, №4768)

Текст задания

Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР?

 

1) снижение темпов роста экономики страны

2) крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы

3) массовые выступления рабочих в Москве

4) задача построения в СССР развитого социализма

Задание Д17.2 (тема Д17, №7685)

Текст задания

Что из перечисленного диктовало необходимость «перестройки» в СССР?

 

1) снижение темпов роста экономики страны

2) крах коммунистических режимов в странах Восточной Европы

3) массовые выступления рабочих в Москве

4) задача построения в СССР развитого социализма

Задание 18.1 (тема 18, №4782)

Текст задания

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920–1930-х гг.

2) Карикатура посвящена событиям, происходившим в рамках борьбы И. В. Сталина с «троцкистской оппозицией».

3) Автор карикатуры поддерживает социально-экономическую модель советского общества, сложившуюся в период нэпа.

4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

5) Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н. С. Хрущёва в 1964 г.

Задание 18.2 (тема 18, №7699)

Текст задания

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) Карикатура посвящена событиям конца 1920–1930-х гг.

2) Карикатура посвящена событиям, происходившим в рамках борьбы И. В. Сталина с «троцкистской оппозицией».

3) Автор карикатуры поддерживает социально-экономическую модель советского общества, сложившуюся в период нэпа.

4) Политический деятель, изображённый на карикатуре, занимал пост Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

5) Политический деятель, изображённый на карикатуре, участвовал в отстранении от власти Н. С. Хрущёва в 1964 г.

Задание Д18.1 (тема Д18, №4767)

Текст задания

Что из перечисленного было одним из мероприятий экономической политики СССР в период «оттепели»?

 

1) принятие программы государственной поддержки фермерских хозяйств

2) ликвидация машинно-тракторных станций

3) отмена ограничений на размеры личных подсобных хозяйств колхозников

4) создание агропромышленных комплексов

Задание Д18.2 (тема Д18, №7684)

Текст задания

Что из перечисленного было одним из мероприятий экономической политики СССР в период «оттепели»?

 

1) принятие программы государственной поддержки фермерских хозяйств

2) ликвидация машинно-тракторных станций

3) отмена ограничений на размеры личных подсобных хозяйств колхозников

4) создание агропромышленных комплексов

Задание 19.1 (тема 19, №4783)

Текст задания

Укажите почтовые марки, выпущенные в период руководства СССР политического деятеля, при котором была создана данная карикатура. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание 19.2 (тема 19, №7700)

Текст задания

Укажите почтовую марку, выпущенную в период руководства СССР политического деятеля, при котором была создана данная карикатура. В ответе запишите цифру, которой обозначена эта марка.

 

Задание Д19.1 (тема Д19, №4766)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе которого происходили описанные события.

 

«Кольцо окружения с каждым днём сжимается. Фашистское командование посылает в "котёл" продовольствие и боеприпасы. Лётчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолётов противника. Навстречу поднялись наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолёты… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… Войска 71-й армии генерала И.М. Чистякова, действующие с запада, соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с частями 62-й армии, разъединив отступающего противника на две изолированные группы…»

 

1) Смоленск

2) Курск

3) Сталинград

4) Орёл

Задание Д19.2 (тема Д19, №7683)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите город, в районе которого происходили описанные события.

 

«Кольцо окружения с каждым днём сжимается. Фашистское командование посылает в "котёл" продовольствие и боеприпасы. Лётчики сбрасывают "подарки" в контейнерах на парашютах… Я был свидетелем того, как к городу, к "котлу", под прикрытием мессершмиттов приближалась большая группа транспортных самолётов противника. Навстречу поднялись наши истребители. В коротком воздушном бою они сбили все транспортные самолёты… Теперь господство в воздухе принадлежало нам… Войска 71-й армии генерала И.М. Чистякова, действующие с запада, соединились в районе посёлка Красный Октябрь и Мамаева кургана с частями 62-й армии, разъединив отступающего противника на две изолированные группы…»

 

1) Смоленск

2) Курск

3) Сталинград

4) Орёл

Задание 20.1 (тема 20, №4784)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Прочтите отрывок из записки Отдела культуры ЦК КПСС.

 

«В мае прошлого года Отделы пропаганды и культуры ЦК КПСС докладывали ЦК КПСС о серьёзных идейных ошибках, которые содержались в материалах, подготовленных редакцией журнала "Новый мир" для публикации в четвёртом номере за 1968 год. В записке отмечалось, что в журнале и ранее публиковались материалы, которые вызывали резкую критику в печати и в Союзе писателей СССР. Однако редакция журнала не делала необходимых выводов из этой критики. В записке вносилось предложение поручить секретариату правления Союза писателей СССР решить вопрос о руководстве журнала "Новый мир".

Секретариат правления Союза писателей СССР, рассмотрев вопрос об укреплении состава руководства журналом, предложил действующему главному редактору журнала тов. […] на должность зам. главного редактора несколько авторитетных литераторов. Назывались кандидатуры С. Залыгина, М. Луконина, С. Наровчатова, Л. Якименко, В. Панкова и других. [Главный редактор журнала] все рекомендованные кандидатуры отклонил. В то же время он настойчиво предлагал утвердить заместителем главного редактора В. Лакшина, неоднократно выступавшего в журнале с ошибочных идеологических позиций. Литературного критика А. Дементьева, ранее снятого с поста зам. главного редактора этого журнала за серьёзные недостатки в работе, [главный редактор журнала] предложил вновь ввести в состав редколлегии.

…в журнале "Новый мир" до сих пор помещаются материалы, имеющие серьёзные недостатки. Рекомендации секретариата правления Союза писателей СССР не принимаются во внимание. Секретари правления Союза писателей СССР рекомендовали [главному редактору журнала] перейти на штатную работу в секретариат правления Союза писателей СССР. [Главный редактор журнала] отклонил это предложение, заявив, что он в ближайшее время обратится в секретариат с просьбой освободить его от должности главного редактора журнала, и попросил предоставить ему месячный отпуск, по истечении которого он на работу в журнал не вернётся. Однако и после отпуска официального заявления от [главного редактора журнала] об освобождении его от работы главного редактора не поступило…»

Текст задания

Укажите главного редактора, о котором идёт речь в данном отрывке.

Укажите руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите десятилетие, когда была создана организация писателей, упомянутая в тексте.

Задание 20.2 (тема 20, №7701)

Текст для изучения

См. текст в задании №4784 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите главного редактора, о котором идёт речь в данном отрывке.

Укажите руководителя СССР в период, когда произошли описанные события. Укажите десятилетие, когда была создана организация писателей, упомянутая в тексте.

Задание Д20.1 (тема Д20, №4769)

Текст задания

Какое из перечисленных событий культурной жизни СССР произошло раньше других?

 

1) создание Союза художников СССР

2) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

3) принятие декрета «О ликвидации безграмотности»

4) высылка из СССР А. И. Солженицына

Задание Д20.2 (тема Д20, №7686)

Текст задания

Какое из перечисленных событий культурной жизни СССР произошло раньше других?

 

1) создание Союза художников СССР

2) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

3) принятие декрета «О ликвидации безграмотности»

4) высылка из СССР А. И. Солженицына

Задание 21.1 (тема 21, №4785)

Текст для изучения

См. текст в задании №4784 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие действия (поступки) руководства журнала «Новый мир» и его главного редактора подверглись критике в данном отрывке? Укажите любые три действия (поступка).

Задание 21.2 (тема 21, №7702)

Текст для изучения

См. текст в задании №4784 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие действия (поступки) руководства журнала «Новый мир» и его главного редактора подверглись критике в данном отрывке? Укажите любые три действия (поступка).

Задание Д21.1 (тема Д21, №4770)

Текст задания

Какой из перечисленных органов власти в ходе политического кризиса в России в 1993 г. предпринял попытку отстранить Президента РФ от должности?

 

1) Государственная Дума

2) Федеральное Собрание

3) Государственный комитет по чрезвычайному положению

4) Верховный Совет

Задание Д21.2 (тема Д21, №7687)

Текст задания

Какой из перечисленных органов власти в ходе политического кризиса в России в 1993 г. предпринял попытку отстранить Президента РФ от должности?

 

1) Государственная Дума

2) Федеральное Собрание

3) Государственный комитет по чрезвычайному положению

4) Верховный Совет

Задание 22.1 (тема 22, №4786)

Текст для изучения

См. текст в задании №4784 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите любые три факта (положения), не связанных с гонениями на журнал «Новый мир» и его главного редактора, свидетельствующих о жёстком контроле духовной сферы жизни общества со стороны государства в период руководства СССР политического деятеля, при котором была составлена данная записка.

Задание 22.2 (тема 22, №7703)

Текст для изучения

См. текст в задании №4784 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите любые три факта (положения), не связанных с гонениями на журнал «Новый мир» и его главного редактора, свидетельствующих о жёстком контроле духовной сферы жизни общества со стороны государства в период руководства СССР политического деятеля, при котором была составлена данная записка.

Задание 23.1 (тема 23, №4787)

Текст задания

В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.)

Задание 23.2 (тема 23, №7704)

Текст задания

В период правления Александра I в России были созданы военные поселения. Укажите одну любую цель, которую преследовали создатели военных поселений. Почему эта мера вызвала сопротивление у населения? (Укажите любые две причины.)

Задание 24.1 (тема 24, №4788)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 24.2 (тема 24, №7705)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

науке.

«Московское государство в середине XVI в. было централизованным государством».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …