В начало страницы

Вариант «Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по истории» (ДЕМО-2014)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, Д4, Д4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д C6, Д C6, 7, 7, Д7, Д7, Д8, Д8, 9, 9, Д9, Д9, Д10, Д10, 11, 11, Д11, Д11, 12, 12, Д12, Д12, 13, 13, Д13, Д13, 14, 14, Д14, Д14, 15, 15, 16, 16, Д16, Д16, Д17, Д17, 18, 18, Д18, Д18, 19, 19, Д19, Д19, 20, 20, Д20, Д20, 21, 21, Д21, Д21, 22, 22, 23, 24, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4345)

Текст задания

Кто был московским князем раньше остальных?

 

1) Дмитрий Донской

2) Василий Тёмный

3) Иван Калита

4) Иван Грозный

Задание Д1.2 (тема Д1, №4346)

Текст задания

Какое из названных событий произошло раньше других?

 

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) поход Ивана III на Великий Новгород

Задание Д1.3 (тема Д1, №4366)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

 

1) Невская битва

2) реформа патриарха Никона

3) свержение ордынского владычества

4) учреждение Сената

5) Крымская война

Задание Д1.4 (тема Д1, №6255)

Текст задания

Кто был московским князем раньше остальных?

 

1) Дмитрий Донской

2) Василий Тёмный

3) Иван Калита

4) Иван Грозный

Задание Д1.5 (тема Д1, №6256)

Текст задания

Какое из названных событий произошло раньше других?

 

1) Ливонская война

2) Смоленская война

3) поход Ермака в Сибирь

4) поход Ивана III на Великий Новгород

Задание Д1.6 (тема Д1, №6276)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в ответ.

 

1) Невская битва

2) реформа патриарха Никона

3) свержение ордынского владычества

4) учреждение Сената

5) Крымская война

Задание Д2.1 (тема Д2, №4347)

Текст задания

Что явилось одной из причин Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

 

1) пресечение правящей династии Рюриковичей

2) распад государства на удельные княжества

3) начало созыва Земских соборов

4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины»

Задание Д2.2 (тема Д2, №6257)

Текст задания

Что явилось одной из причин Смуты в Российском государстве в начале XVII в.?

 

1) пресечение правящей династии Рюриковичей

2) распад государства на удельные княжества

3) начало созыва Земских соборов

4) приход к власти боярского правительства — «семибоярщины»

Задание 3.1 (тема 3, №4369)

Текст задания

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

 

1) вольные хлебопашцы

2) верховники

3) декабристы

4) третьеиюньский переворот

5) земства

6) военные поселения

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Задание 3.2 (тема 3, №6279)

Текст задания

Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) XIX в.

 

1) вольные хлебопашцы

2) министерства

3) декабристы

4) третьеиюньский переворот

5) земства

6) военные поселения

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3.1 (тема Д3, №4348)

Текст задания

Мастер Дионисий работал над росписями

 

1) Троице-Сергиева монастыря

2) Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Андроникова монастыря в Москве

4) Кирилло-Белозёрского монастыря

Задание Д3.2 (тема Д3, №6258)

Текст задания

Мастер Дионисий работал над росписями

 

1) Троице-Сергиева монастыря

2) Ферапонтова монастыря под Вологдой

3) Андроникова монастыря в Москве

4) Кирилло-Белозёрского монастыря

Задание 4.1 (тема 4, №4370)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

Задание 4.2 (тема 4, №6280)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

Задание Д4.1 (тема Д4, №4349)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

 

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»

 

1) Ледовое побоище

2) Куликовская битва

3) стояние на реке Угре

4) битва на реке Калке

Задание Д4.2 (тема Д4, №6259)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите событие, о котором идёт речь.

 

«И начал тогда князь великий наступать. Гремят мечи булатные о шлемы хиновские. Поганые прикрыли головы свои руками своими. И вот поганые бросились вспять. Ветер рвёт в стягах великого князя Дмитрия Ивановича, поганые спасаются бегством, а русские сыновья широкие поля кликом огородили и золочёными доспехами осветили. Уже встал тур на бой!

Тогда князь великий Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, полки поганых вспять повернули и начали их бить и сечь беспощадно, тоску на них наводя...»

 

1) Ледовое побоище

2) Куликовская битва

3) стояние на реке Угре

4) битва на реке Калке

Задание Д5.1 (тема Д5, №4350)

Текст задания

Понятие «политика просвещённого абсолютизма» связано с царствованием

 

1) Павла I

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Алексея Михайловича

Задание Д5.2 (тема Д5, №6260)

Текст задания

Понятие «политика просвещённого абсолютизма» связано с царствованием

 

1) Павла I

2) Анны Иоанновны

3) Екатерины II

4) Алексея Михайловича

Задание Д6.1 (тема Д6, №4351)

Текст задания

Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию

 

1) Николая I

2) Александра I

3) Николая II

4) Александра II

Задание Д6.2 (тема Д6, №6261)

Текст задания

Проведение реформы государственной деревни, строительство первой в России железной дороги относятся к царствованию

 

1) Николая I

2) Александра I

3) Николая II

4) Александра II

Задание Д C6.1 (тема Д C6, №4384)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Дмитрий Донской; 2) М. М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н. С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание Д C6.2 (тема Д C6, №6293)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

1) Дмитрий Донской; 2) М. М. Сперанский; 3) У. Черчилль; 4) Н. С. Хрущёв.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7.1 (тема 7, №4367)

Текст задания

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

Задание 7.2 (тема 7, №6277)

Текст задания

Какие три из перечисленных положений относятся к новой экономической политике (1921–1929 гг.)? Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) утверждение частной собственности на землю

2) введение хозрасчета на государственных предприятиях

3) денационализация тяжёлой промышленности

4) появление кредитно-банковской системы и бирж

5) отмена государственной монополии внешней торговли

6) введение концессий

Задание Д7.1 (тема Д7, №4352)

Текст задания

Что из названного относится к результатам победы России в Северной войне?

 

1) вхождение в состав России Царства Польского

2) присоединение Крыма к России

3) обеспечение выхода России к Балтийскому морю

4) присоединение к России Белоруссии с Минском и Правобережной Украины

Задание Д7.2 (тема Д7, №6262)

Текст задания

Что из названного относится к результатам победы России в Северной войне?

 

1) вхождение в состав России Царства Польского

2) присоединение Крыма к России

3) обеспечение выхода России к Балтийскому морю

4) присоединение к России Белоруссии с Минском и Правобережной Украины

Задание Д8.1 (тема Д8, №4353)

Текст задания

Прочтите отрывок из донесения М. И. Кутузова и укажите сражение, о котором идёт речь.

 

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего, к крайнему сожалению всей армии, тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и, конечно бы, имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».

 

1) под Смоленском

2) на реке Березине

3) Бородинское

4) под Малоярославцем

Задание Д8.2 (тема Д8, №6263)

Текст задания

Прочтите отрывок из донесения М. И. Кутузова и укажите сражение, о котором идёт речь.

 

«Генерал от инфантерии Дохтуров взял… в командование левый фланг после князя Багратиона, получившего, к крайнему сожалению всей армии, тяжкую рану и вынужденного через то оставить место сражения. Сей нещастный случай весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность над неприятелем, и, конечно бы, имел самые пагубные последствия, если бы до прибытия генерала от инфантерии Дохтурова не вступил в командование генерал-лейтенант Коновницын».

 

1) под Смоленском

2) на реке Березине

3) Бородинское

4) под Малоярославцем

Задание 9.1 (тема 9, №4368)

Текст задания

Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ   ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

A) П. А. Столыпин

Б) А. А. Аракчеев

В) А. Х. Бенкендорф

Г) С. Ю. Витте

 

1) создание военных поселений

2) введение «золотого стандарта»

3) разрешение свободного выхода крестьян из общины

4) создание корпуса жандармов

5) роспуск Учредительного собрания

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание 9.2 (тема 9, №6278)

Текст задания

Установите соответствие между государственными деятелями и историческими событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ   ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

A) П. А. Столыпин

Б) А. А. Аракчеев

В) А. Х. Бенкендорф

Г) С. Ю. Витте

 

1) создание военных поселений

2) введение «золотого стандарта»

3) разрешение свободного выхода крестьян из общины

4) создание корпуса жандармов

5) роспуск Учредительного собрания

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9.1 (тема Д9, №4354)

Текст задания

Завершение промышленного переворота в России означало

 

1) переход к машинному производству в ведущих отраслях промышленности

2) национализацию крупной промышленности

3) появление мануфактур

4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

Задание Д9.2 (тема Д9, №6264)

Текст задания

Завершение промышленного переворота в России означало

 

1) переход к машинному производству в ведущих отраслях промышленности

2) национализацию крупной промышленности

3) появление мануфактур

4) преобладание промышленного сектора экономики над аграрным

Задание Д10.1 (тема Д10, №4355)

Текст задания

Что стало одной из причин поражения России в Первой мировой войне?

 

1) отсутствие союзников в войне

2) кризис в снабжении армии

3) договор о взаимопомощи с Сербией на случай военных действий

4) создание Тройственного союза

Задание Д10.2 (тема Д10, №6265)

Текст задания

Что стало одной из причин поражения России в Первой мировой войне?

 

1) отсутствие союзников в войне

2) кризис в снабжении армии

3) договор о взаимопомощи с Сербией на случай военных действий

4) создание Тройственного союза

Задание 11.1 (тема 11, №4371)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СобытиеДатаУчастник(-и)
Операция «Багратион»__________(А)И. Х. Баграмян,

И. Д. Черняховский

Сталинградская битва__________(Б)__________(В)
__________(Г)Август−декабрь 1943 г.Г. К. Жуков,

К. К. Рокоссовский

И. С. Конев

«Вахта на Рейне»__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Тухачевский

2) декабрь 1944−январь 1945 гг.

3) Я. Ф. Павлов

4) битва на Курской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь − август 1944 г.

7) июль 1942 г. − февраль 1943 г.

8) Рунштед, Модель

9) май 1942 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 11.2 (тема 11, №6281)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СобытиеДатаУчастник(-и)
Операция «Багратион»__________(А)И. Х. Баграмян,

И. Д. Черняховский

Сталинградская битва__________(Б)__________(В)
__________(Г)Август−декабрь 1943 г.Г. К. Жуков,

К. К. Рокоссовский

И. С. Конев

Битва за Москву__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) М. А. Егоров, М. В. Кантария

2) сентябрь 1941 г. — апрель 1942 г.

3) Я. Ф. Павлов

4) битва на Курской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь—  август 1944 г.

7) июль 1942 г. — февраль 1943 г.

8) И. В. Панфилов

9) май 1942 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11.1 (тема Д11, №4356)

Текст задания

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный − солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.

Задание Д11.2 (тема Д11, №6266)

Текст задания

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный − солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.

Задание 12.1 (тема 12, №4372)

Текст задания

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

 

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.

3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.

4) Автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова.

5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

Задание 12.2 (тема 12, №6282)

Текст задания

Прочтите отрывок из телеграммы военачальника.

 

«Все отлично сознавали, что при создавшейся обстановке и при фактическом руководстве и направлении внутренней политики безответственными общественными организациями, а также громадного разлагающего влияния этих организаций на массу армии, последнюю воссоздать не удастся, а наоборот, армия как таковая должна развалиться через два-три месяца. И тогда Россия должна будет заключить позорный сепаратный мир, последствия которого были бы для России ужасны. Правительство принимало полумеры, которые, ничего не поправляя, лишь затягивали агонию, и, спасая революцию, не спасало Россию. Между тем завоевания революции можно было спасти лишь путём спасения России, а для этого, прежде всего, необходимо создать действительную сильную власть и оздоровить тыл. Генерал Корнилов предъявил ряд требований, проведение коих в жизнь затягивалось. При таких условиях генерал Корнилов, не преследуя никаких личных честолюбивых замыслов и опираясь на ясно выраженное сознание всей здоровой части общества и армии, требовавшее скорейшего создания крепкой власти для спасения Родины, а с ней и завоеваний революции, считал необходимыми более решительные меры, кои обеспечили бы водворение порядка в стране…»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Описанные в телеграмме события произошли в 1916 г.

2) Правительство, о котором идёт речь в телеграмме, называлось СНК.

3) Автор телеграммы — сторонник продолжения войны с Германией.

4) Автор телеграммы поддерживает действия генерала Корнилова.

5) Большевики поддерживали действия генерала Корнилова.

6) «Решительные меры» генерала Корнилова, которые указаны в телеграмме, не были осуществлены.

Задание Д12.1 (тема Д12, №4357)

Текст задания

К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?

 

1) Товарищество передвижных художественных выставок

2) «Бубновый валет»

3) «Серапионовы братья»

4) Ассоциация художников революционной России

Задание Д12.2 (тема Д12, №6267)

Текст задания

К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?

 

1) Товарищество передвижных художественных выставок

2) «Бубновый валет»

3) «Серапионовы братья»

4) Ассоциация художников революционной России

Задание 13.1 (тема 13, №4373)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Задание 13.2 (тема 13, №6283)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите имя полководца, осуществившего поход, обозначенный на схеме стрелками.

Задание Д13.1 (тема Д13, №4358)

Текст задания

Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

 

1) Л. Д. Троцкий

2) А. И. Рыков

3) В. И. Ленин

4) И. В. Сталин

Задание Д13.2 (тема Д13, №6268)

Текст задания

Кто возглавил Совет Народных Комиссаров, созданный на II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов?

 

1) Л. Д. Троцкий

2) А. И. Рыков

3) В. И. Ленин

4) И. В. Сталин

Задание 14.1 (тема 14, №4374)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание 14.2 (тема 14, №6284)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание Д14.1 (тема Д14, №4359)

Текст задания

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в довоенный период?

 

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности

2) сокращение военных расходов

3) интенсивное развитие лёгкой промышленности

4) формирование многоукладной экономики

Задание Д14.2 (тема Д14, №6269)

Текст задания

Что из перечисленного можно отнести к итогам индустриализации в СССР в довоенный период?

 

1) создание комплекса предприятий тяжёлой промышленности

2) сокращение военных расходов

3) интенсивное развитие лёгкой промышленности

4) формирование многоукладной экономики

Задание 15.1 (тема 15, №4375)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Задание 15.2 (тема 15, №6285)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Укажите название города, обозначенного на карте цифрой, где в период данного похода существовала республиканская форма правления.

Задание 16.1 (тема 16, №4376)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

3) Поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет.

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

5) В результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость.

6) Полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

Задание 16.2 (тема 16, №6286)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Завоеватели вторглись в пределы Руси в зимний период.

2) Ни один из городов, захваченных завоевателями, не выдержал осады более одной недели.

3) Поход, обозначенный на схеме стрелками, длился около трёх лет.

4) Одним из последствий событий, обозначенных на схеме, было начало раздробленности Древнерусского государства.

5) В результате событий, обозначенных на схеме, русские земли попали в зависимость.

6) Полководец, поход которого обозначен на схеме, является основателем государства.

Задание Д16.1 (тема Д16, №4360)

Текст задания

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

 

1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР

2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

3) освобождением Белоруссии

4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса

Задание Д16.2 (тема Д16, №6270)

Текст задания

Военная операция советских войск под Сталинградом завершилась

 

1) освобождением от фашистских захватчиков всей территории СССР

2) стабилизацией фронта и переходом к позиционной войне

3) освобождением Белоруссии

4) окружением и уничтожением немецкой армии под командованием Ф. Паулюса

Задание Д17.1 (тема Д17, №4363)

Текст задания

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?

 

1) расширение политического влияния СССР в мире

2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности

3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Задание Д17.2 (тема Д17, №6273)

Текст задания

Что явилось последствием Второй мировой войны, проявившимся в первое послевоенное десятилетие?

 

1) расширение политического влияния СССР в мире

2) заключение советско-американского Договора о сокращении ракет средней и меньшей дальности

3) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции

4) подписание Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Задание 18.1 (тема 18, №4377)

Текст задания

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны.

2) В настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге.

3) На скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР.

4) Автором скульптуры является П. К. Клодт.

5) Скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства.

Задание 18.2 (тема 18, №6287)

Текст задания

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Скульптура была создана в период после Великой Отечественной войны.

2) В настоящее время скульптура находится в г. Санкт-Петербурге.

3) На скульптуре показаны орудия труда, изображавшиеся на гербе СССР.

4) Автором скульптуры является П. К. Клодт.

5) Скульптура символизировала единство рабочего класса и крестьянства.

Задание Д18.1 (тема Д18, №4362)

Текст задания

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

 

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий

2) смягчение критики культа личности И. В. Сталина руководителями государства

3) сокращение численности партийного аппарата

4) отход от признания руководящей роли КПСС

Задание Д18.2 (тема Д18, №6272)

Текст задания

Что из перечисленного относится к характерным чертам политической жизни СССР в 1970-х – середине 1980-х гг.?

 

1) начало процесса реабилитация жертв политических репрессий

2) смягчение критики культа личности И. В. Сталина руководителями государства

3) сокращение численности партийного аппарата

4) отход от признания руководящей роли КПСС

Задание 19.1 (тема 19, №4378)

Текст задания

Какие из зданий, представленных ниже, были построены в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Задание 19.2 (тема 19, №6288)

Текст задания

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же государственного деятеля, при котором была создана данная скульптура? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

Задание Д19.1 (тема Д19, №4361)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его фамилию.

 

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».

 

1) С. С. Прокофьев

2) А. В. Александров

3) А. И. Хачатурян

4) Д. Д. Шостакович

Задание Д19.2 (тема Д19, №6271)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний советского композитора и укажите его фамилию.

 

«Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом… Работая над симфонией, я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте… Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду — я посвящаю свою 7-ю симфонию».

 

1) С. С. Прокофьев

2) А. В. Александров

3) А. И. Хачатурян

4) Д. Д. Шостакович

Задание 20.1 (тема 20, №4379)

Текст для изучения

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

 

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису…

 

Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики.

 

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

Текст задания

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

Задание 20.2 (тема 20, №6289)

Текст для изучения

См. текст в задании №4379 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

Задание Д20.1 (тема Д20, №4364)

Текст задания

Какие журналы подверглись критике в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946 г. за предоставление литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко?

 

1) «Новый мир» и «Юность»

2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»

3) «Звезда» и «Ленинград»

4) «Москва» и «Октябрь»

Задание Д20.2 (тема Д20, №6274)

Текст задания

Какие журналы подверглись критике в постановлении Оргбюро ЦК ВКП(б) в 1946 г. за предоставление литературной трибуны А. А. Ахматовой и М. М. Зощенко?

 

1) «Новый мир» и «Юность»

2) «Дружба народов» и «Иностранная литература»

3) «Звезда» и «Ленинград»

4) «Москва» и «Октябрь»

Задание 21.1 (тема 21, №4380)

Текст для изучения

См. текст в задании №4379 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

Задание 21.2 (тема 21, №6290)

Текст для изучения

См. текст в задании №4379 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие направления внутренней политики КПСС и государства названы в резолюции? Укажите любые три направления.

Задание Д21.1 (тема Д21, №4365)

Текст задания

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены

 

1) насыщением потребительского рынка продовольственными и промышленными товарами

2) макроэкономической стабилизацией

3) развитием военно-промышленного комплекса

4) увеличением доходов большинства населения

Задание Д21.2 (тема Д21, №6275)

Текст задания

Первые годы проведения рыночных реформ в России (1992–1993 гг.) были отмечены

 

1) насыщением потребительского рынка продовольственными и промышленными товарами

2) макроэкономической стабилизацией

3) развитием военно-промышленного комплекса

4) увеличением доходов большинства населения

Задание 22.1 (тема 22, №4381)

Текст для изучения

См. текст в задании №4379 (выше на текущей странице).

Текст задания

Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Задание 22.2 (тема 22, №6291)

Текст для изучения

См. текст в задании №4379 (выше на текущей странице).

Текст задания

Каков итог реализации рассматриваемого стратегического курса партии? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

Задание 23 (тема 23, №4382)

Текст задания

Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Задание 24.1 (тема 24, №4383)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 24.2 (тема 24, №6292)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …