В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 6» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4305)

Текст задания

«Вечу и колоколу в отчине нашей Новгороде не быти», — так заявил, отправляясь в поход на Новгород,

 

1) Иван III

2) Василий II

3) Василий III

4) Иван IV

Задание Д1.2 (тема Д1, №4306)

Текст задания

Какой государственный орган с конца XV в. стал постоянным законосовещательным органом при государе?

 

1) Боярская дума

2) приказ Тайных дел

3) Земский собор

4) Избранная рада

Задание Д1.3 (тема Д1, №4326)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) учреждение института земских начальников

2) установление уроков и погостов

3) созыв первого Земского собора

4) полная отмена местничества

5) принятие указа о единонаследии

Задание Д2 (тема Д2, №4307)

Текст задания

Одной из непосредственных причин усиления западного влияния на русскую культуру в XVII в. является

 

1) преобладание иностранцев на высших государственных должностях

2) заключение унии между католической церковью и Русской Православной Церковью

3) завоевание выхода в Балтийское море

4) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

Задание 3 (тема 3, №4329)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с социально-экономической историей пореформенной России второй половины XIX в.

 

1) издольщина;

2) винная монополия;

3) отруб;

4) «железнодорожный бум»;

5) фабричное законодательство;

6) выкупные платежи.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №4308)

Текст задания

Как назывался летописный свод, ставший основным источником изучения истории Древней Руси?

 

1) Русская Правда

2) «Слово о полку Игореве»

3) «Повесть временных лет»

4) «Апостол»

Задание 4 (тема 4, №4330)

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

В целях создания союза европейских государств против Османской империи в Европу было направлено _______________ во главе с Ф. Я. Лефортом, Ф. А. Головиным, П. Б. Возницыным.

Задание Д4 (тема Д4, №4309)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы историка и назовите царя, о котором идёт речь.

 

«Бояре отправились к царю. Свояк царя Иван Михайлович Воротынский сказал ему: "Вся земля бьёт тебе челом; оставь своё государство ради междуусобной брани, затем, что тебя не любят и служить тебе не хотят". Царю ничего не оставалось, как повиноваться. Он положил свой царский посох и переехал из царских палат в свой княжий дом.

Верховное правление на время перешло к боярскому совету под председательством князя Фёдора Мстиславского».

 

1) Михаил Романов

2) Борис Годунов

3) Василий Шуйский

4) Иван IV

Задание 5 (тема 5, №4328)

Текст задания

Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью в период Гражданской войны: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ   ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) С. М. Будённый

Б) А. В. Колчак

В) Н. Н. Юденич

Г) М. Н. Тухачевский

 

1) командующий войсками белых, наступавшими на Петроград

2) командующий Первой конной армией красных

3) адмирал, руководитель белых, принявший титул Верховный правитель России

4) командующий войсками Западного фронта, наступавшими на Варшаву в ходе советско-польской войны

5) руководитель анархистской армии на Украине

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д5 (тема Д5, №4310)

Текст задания

Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?

 

1) создание полков «нового строя»

2) создание стрелецкого войска

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание регулярной армии

Задание Д6 (тема Д6, №4311)

Текст задания

Государственная деятельность М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, А .А. Аракчеева относится к царствованию

 

1) Петра I

2) Екатерины II

3) Александра I

4) Николая II

Задание Д C6 (тема Д C6, №4344)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Ярослав Мудрый;

2) С. Ю. Витте;

3) Махатма Ганди;

4) М. С. Горбачёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №4327)

Текст задания

Деятельность каких трёх личностей из перечисленных относится к XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Иван Болотников

2) Богдан Хмельницкий

3) Степан Разин

4) Иван Шувалов

5) Емельян Пугачёв

6) Григорий Потёмкин

Задание Д7 (тема Д7, №4312)

Текст задания

Что было одной из причин отступления русской армии в начале Отечественной войны 1812 г.?

 

1) отход на заранее подготовленные позиции в районе Смоленска

2) необходимость объединения сил 1-й и 2-й русских армий

3) ожидание поддержки войск антифранцузской коалиции

4) отсутствие боеприпасов у русской армии

Задание Д8 (тема Д8, №4313)

Текст задания

Прочтите отрывок из «Гистории Свейской войны» Петра I и укажите, где происходило сражение, о котором идёт речь.

 

«И тако шведы над нашим войском викторию получили, что есть бесспорно: но надлежит разуметь, над каким войском оную учинили? Ибо только один старый полк лефортовский был; два полка гвардии только были на двух атаках у Азова, а полевых боёв, а наипаче с регулярными войсками, никогда не видали».

 

1) под Нарвой

2) у деревни Лесной

3) под Полтавой

4) у мыса Гангут

Задание Д9 (тема Д9, №4314)

Текст задания

Какое из названных событий считается окончанием революции 1905-1907 гг.?

 

1) роспуск II Государственной думы

2) Кровавое воскресенье

3) Ленский расстрел

4) возникновение двоевластия

Задание Д10 (тема Д10, №4315)

Текст задания

Что явилось следствием образования и усиления Германской империи во второй половине XIX в.?

 

1) Крымская война

2) присоединение Польши к России

3) политическое сближение России и Франции

4) создание Священного союза

Задание 11 (тема 11, №4331)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ГосударствоГод установления дипломатических отношений с СССР (РСФСР)Руководитель в СССР (РСФСР)
ФРГ(А)(Б)
(В) 1933 г.И. В. Сталин
КНДР(Г)(Д)
(Е) 1921 г. В. И. Ленин

 

Пропущенные элементы:

 

1) 1955 г.

2) Афганистан

3) 1948 г.

4) 1979 г.

5) Израиль

6) США

7) Н. С. Хрущёв

8) Л. И. Брежнев

9) И. В. Сталин

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №4316)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

 

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

 

1) эсеры

2) социал-демократы

3) кадеты

4) октябристы

Задание 12 (тема 12, №4332)

Текст задания

Прочтите отрывок из текста мирного договора.

 

«Статья I. Со дня размена ратификаций настоящего трактата быть на вечные времена миру и дружеству между его величеством императором всероссийским — с одной, и его величеством императором французов, её величеством королевою Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, его величеством королем сардинским и его императорским величеством султаном, с другой стороны, между их наследниками и преемниками, государствами и подданными.

 

Статья II. Его величество император всероссийский обязуется возвратить его величеству султану город Каре с цитаделью оного, а равно и прочие части Оттоманских владений, занимаемые российскими войсками.

 

Статья III. Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить его величеству императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь, Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками...

 

Статья IV. Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Нейтральный режим Чёрного моря, о котором говорится в документе, Россия соблюдала примерно 15 лет.

2) В качестве императора всероссийского в документе упоминается Александр III.

3) Императором французов, упоминаемым в отрывке, был Наполеон III.

4) Подписание договора, отрывок из которого приводится, произошло в Париже.

5) Участниками войны, которую завершил данный договор, были Ф. Ф. Ушаков и Г. А. Спиридов.

6) Война, которую завершил данный мирный договор, закончилась победой России.

Задание Д12 (тема Д12, №4317)

Текст задания

Использование железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров началось в России с открытием железной дороги между

 

1) Москвой и Петербургом

2) Москвой и Тверью

3) Петербургом и Царским Селом

4) Петербургом и Новгородом

Задание 13 (тема 13, №4333)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание.

 

 

В каком веке происходили события, обозначенные на схеме? Ответ запишите словом.

Задание Д13 (тема Д13, №4318)

Текст задания

Обязательная сдача крестьянами государству сельскохозяйственной продукции получила в годы Гражданской войны в Советской России название

 

1) концессия

2) подоходный налог

3) продналог

4) продразвёрстка

Задание 14 (тема 14, №4334)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание.

 

 

Назовите князя, совершившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

Задание Д14 (тема Д14, №4319)

Текст задания

Что явилось следствием модернизации, происходившей в СССР в 1930-х гг.?

 

1) достижение уровня жизни населения, превосходящего уровень жизни в западноевропейских странах

2) массовый отток населения из города в деревню

3) двукратное преобладание городского населения над сельским

4) достижение социальной однородности сельского населения

Задание 15 (тема 15, №4335)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание.

 

 

Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «1».

Задание 16 (тема 16, №4336)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание.

 

 

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Все походы военачальника, обозначенные на схеме, были удачными для него.

2) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, вёл первую в истории Древнерусского государства войну с Византией.

3) Военачальник, походы которого обозначены на схеме, погиб во время возвращения с очередной войны.

4) В ходе походов, обозначенных на схеме, был разгромлен Хазарский каганат.

5) На схеме указано название народа, в бою с представителями которого погиб военачальник, чьи походы обозначены на схеме.

6) Согласно летописи военачальник, руководивший походами, обозначенными на схеме, принял христианство.

Задание Д16 (тема Д16, №4320)

Текст задания

На какой из международных конференций, состоявшихся в ходе Второй мировой войны, одним из основных вопросов являлся вопрос об открытии Второго фронта в Западной Европе?

 

1) Сан-Францисская конференция

2) Потсдамская конференция

3) Тегеранская конференция

4) Ялтинская конференция

Задание Д17 (тема Д17, №4323)

Текст задания

Что явилось одним из последствий выступления Государственного комитета по чрезвычайному положению в 1991 г.?

 

1) срыв подписания нового Союзного договора

2) отмена статьи 6 Конституции СССР

3) избрание Президентом РСФСР Б. Н. Ельцина

4) начало «парада суверенитетов»

Задание 18 (тема 18, №4337)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Какие суждения, связанные с изображением, которое Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.

2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.

3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.

4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.

5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.

Задание Д18 (тема Д18, №4322)

Текст задания

Что было характерно для развития советской экономики в 1945-1953 гг.?

 

1) преимущественное развитие лёгкой промышленности

2) крупные капиталовложения в тяжёлую промышленность

3) децентрализация управления хозяйством

4) проведение экономической реформы в сельском хозяйстве

Задание 19 (тема 19, №4338)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Кто из представленных ниже русских поэтов был современником войны, в память о которой установлен изображённый обелиск? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

 

Задание Д19 (тема Д19, №4321)

Текст задания

Прочтите отрывок из дневника начальника Генштаба сухопутных войск Германии и укажите, когда происходили описанные события.

 

«Обстановка неясная. Противник стягивает силы против наступающего крыла группы армий "Центр" в район северо-западнее Москвы. Хотя это и не крупные соединения, а мелкие группы, но они непрерывно прибывают на фронт и создают всё новые препятствия на пути наших уставших войск. Перед фронтом соединений, наступающих на канал Москва - Волга, противник медленно отходит, ведя упорные арьергардные бои».

 

1) в августе 1941 г.

2) в ноябре 1941 г.

3) в мае 1942 г.

4) в июле 1942 г.

Задание 20 (тема 20, №4339)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из обращения к императору.

 

«Мы означили главные действия нынешнего правительства и неудачу их. Если прибавим к сему частные ошибки министров в мерах государственного блага: постановление о соли, о суконных фабриках, о прогоне скота, -имевшие столь много вредных следствий — всеобщее бесстрашие, основанное на мнении о кротости государя, равнодушие местных начальников ко всяким злоупотреблениям, грабёж в судах, наглое взяткобрательство капитан-исправников, председателей палатских, вице-губернаторов, а всего более самих губернаторов, наконец, беспокойные виды будущего, внешние опасности, — то удивительно ли, что общее мнение столь не благоприятствует правительству? ...Главная ошибка законодателей сего царствования состоит в излишнем уважении форм государственной деятельности: от того -изобретение различных министерств, учреждение Совета и проч. Дела не лучше производятся — только в местах и чиновниками другого названия. Последуем иному правилу и скажем, что не формы, а люди важны. Пусть министерства и Совет существуют: они будут полезны, если в министерстве и в Совете увидим только мужей, знаменитых разумом и честью. Итак, первое наше доброе желание есть, да способствует Бог [императору] в счастливом избрании людей! Такое избрание, а не учреждение Сената с коллегиями ознаменовало величием царствование Петра во внутренних делах Империи. Сей монарх имел страсть к способным людям, искал их в кельях монастырских и в тёмных каютах: там нашёл Феофана и Остермана, славных в нашей государственной истории. Обстоятельства иные и скромные, тихие свойства души отличают нашего императора от Петра, который везде был сам, со всеми говорил, всех слушал и брал на себя по одному слову, по одному взору решить достоинство человека; но да будет то же правило: искать людей! Кто имеет доверенность Государя, да замечает их вдали для самых первых мест».

Текст задания

Назовите императора, которому адресовано данное обращение. Укажите годы его правления. Назовите направление в общественном движении, взгляды представителей которого отражены в обращении.

Задание Д20 (тема Д20, №4324)

Текст задания

Какое произведение было создано в годы Великой Отечественной войны?

 

1) Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича

2) скульптура «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной

3) кинофильм «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна

4) опера «Великая дружба» В. И. Мурадели

Задание 21 (тема 21, №4340)

Текст для изучения

См. текст в задании №4339 (выше на текущей странице).

Текст задания

Каким, с точки зрения автора, должно быть основное направление деятельности императора в сфере государственного управления? Какое качество характера действующего императора выделяет автор? Как автор определяет отношение общества к существующему правительству?

Задание Д21 (тема Д21, №4325)

Текст задания

Какая из бывших советских республик в период 1992-2011 гг. стала членом НАТО?

 

1) Молдавия

2) Казахстан

3) Азербайджан

4) Латвия

Задание 22 (тема 22, №4341)

Текст для изучения

См. текст в задании №4339 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название участников общественного движения, возникшего в годы правления императора, к которому адресовано данное обращение, но относящегося к направлению, противоположному тому, к которому принадлежал автор данного обращения. Назовите любые два требования, выдвигавшиеся ими.

Задание 23 (тема 23, №4342)

Текст задания

В конце 1950-х гг. Н. С. Хрущёв добился максимального укрепления своих позиций в политическом руководстве СССР.

 

Укажите не менее трёх внутриполитических событий (явлений), способствовавших укреплению позиций Н. С. Хрущёва в политическом руководстве СССР.

Задание 24 (тема 24, №4343)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...