В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4265)

Текст задания

Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?

 

1) Алексей Адашев, митрополит Макарий

2) Афанасий Ордин-Нащокин, патриарх Никон

3) Иван Шувалов, Стефан Яворский

4) Григорий Потёмкин, Феофан Прокопович

Задание Д1.2 (тема Д1, №4266)

Текст задания

Что из названного было причиной поражения русских войск на реке Калке в 1223 г.?

 

1) вассальная зависимость русских земель от монголов

2) союз монголов с немецкими рыцарями

3) несогласованность в действиях русских князей

4) выступление половцев на стороне монголов

Задание Д1.3 (тема Д1, №4286)

Текст задания

Расположите следующие фамилии государственных деятелей в хронологической последовательности их пребывания на посту главы Правительства. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии государственных деятелей, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Г. М. Маленков

2) А. Н. Косыгин

3) Е. Т. Гайдар

4) Н. И. Рыжков

5) B. C. Черномырдин

Задание Д2 (тема Д2, №4267)

Текст задания

Одной из непосредственных причин усиления западного влияния на русскую культуру в XVII в. является

 

1) заключение унии между католической церковью и Русской Православной Церковью

2) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

3) завоевание выхода в Балтийское море

4) преобладание иностранцев на высших государственных должностях

Задание 3 (тема 3, №4289)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1920-е гг.

 

1) Госплан СССР;

2) хозрасчёт;

3) золотой червонец;

4) биржа труда;

5) концессии;

6) стахановцы.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №4268)

Текст задания

Какой из названных памятников древнерусского зодчества был создан во время княжения Ярослава Мудрого?

 

1) Софийский собор в Киеве

2) Успенский собор во Владимире

3) Грановитая палата в Москве

4) храм Покрова на Нерли

Задание 4 (тема 4, №4290)

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

Изданная Петром I _________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.

Задание Д4 (тема Д4, №4269)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых идёт речь.

 

«[Так]... называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях... Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, — найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».

 

1) баскаки

2) опричники

3) казаки

4) шляхта

Задание 5 (тема 5, №4288)

Текст задания

Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, происшедшими в годы их правления: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГОСУДАРИ   ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

A) Иван III

Б) Петр I

В) Александр I

Г) Николай II

 

1) Государственная дума

2) Государственный совет

3) Сенат

4) Земский собор

5) Дворец

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д5 (тема Д5, №4270)

Текст задания

Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?

 

1) создание стрелецкого войска

2) создание полков «нового строя»

3) введение всеобщей воинской повинности

4) создание регулярной армии

Задание Д6 (тема Д6, №4271)

Текст задания

Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

 

1) Ф. Я. Лефорта

2) В. В. Голицына

3) С. С. Уварова

4) А. Д. Меншикова

Задание Д C6 (тема Д C6, №4304)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах;

2) Джузеппе Гарибальди;

3) Николай II;

4) Л. И. Брежнев.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №4287)

Текст задания

Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) присоединение Крыма к России

2) Медный бунт

3) церковный раскол

4) Персидский поход

5) принятие Соборного уложения

6) Азовские походы

Задание Д7 (тема Д7, №4272)

Текст задания

Что из названного было одним из итогов внешней политики Екатерины II?

 

1) получение Россией выхода к Балтийскому морю

2) присоединение к России Финляндии

3) присоединение к России Бессарабии

4) утверждение России на Чёрном море

Задание Д8 (тема Д8, №4273)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.

 

«Они являлись как будто консерваторами... и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».

 

1) славянофилы

2) декабристы

3) западники

4) народники

Задание Д9 (тема Д9, №4274)

Текст задания

Россия не вела крупномасштабных войн в годы царствования императора

 

1) Николая I

2) Александра II

3) Александра I

4) Александра III

Задание Д10 (тема Д10, №4275)

Текст задания

Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

 

1) создание фабричного законодательства

2) разрешение легальной деятельности политических партий

3) роспуск социал-демократических организаций

4) установление в стране республики

Задание 11 (тема 11, №4291)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СтранаСобытиеРуководитель СССР в период,

когда произошло событие

__________(А)Ввод войск стран ОВД__________(Б)
ГДР__________(В)Н. С. Хрущёв
Югославия__________(Г)__________(Д)
__________(Е)Вывод советскихМ. С. Горбачёв

 

Пропущенные элементы:

 

1) Ю. В. Андропов

2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство

3) разрыв дипломатических отношений с СССР

4) прекращение существования государства

5) Афганистан

6) И. В. Сталин

7) Венгрия

8) Чехословакия

9) Л. И. Брежнев

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №4276)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите императора, в годы правления которого этот документ был создан.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) Александр III

2) Николай I

3) Александр I

4) Александр II

Задание 12 (тема 12, №4292)

Текст задания

Прочтите отрывок из послания.

 

«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.

2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.

3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.

4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.

5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.

6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.

Задание Д12 (тема Д12, №4277)

Текст задания

Что было характерно для российской культуры конца XIX — начала XX в.?

 

1) разнообразие художественных методов и форм

2) преобладание стиля социалистического реализма

3) отказ большей части деятелей культуры от следования западному опыту в искусстве

4) создание подконтрольных правительству творческих союзов

Задание 13 (тема 13, №4293)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2».

Задание Д13 (тема Д13, №4278)

Текст задания

Первым шагом при переходе к нэпу стала(о)

 

1) национализация мелкой промышленности

2) упразднение комбедов

3) денежная реформа

4) отмена продразвёрстки

Задание 14 (тема 14, №4294)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».

Задание Д14 (тема Д14, №4279)

Текст задания

Что явилось следствием модернизации, происходившей в СССР в 1930-х гг.?

 

1) достижение уровня жизни населения, превосходящего уровень жизни в западноевропейских странах

2) массовый отток населения из города в деревню

3) достижение социальной однородности сельского населения

4) двукратное преобладание городского населения над сельским

Задание 15 (тема 15, №4295)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».

Задание 16 (тема 16, №4296)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев.

2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.

3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н.Н. Раевский.

4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».

5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин.

6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.

Задание Д16 (тема Д16, №4280)

Текст задания

Крупнейшее в истории Второй мировой войны танковое сражение под деревней Прохоровкой произошло в ходе

 

1) Курской битвы

2) Сталинградской битвы

3) Смоленского сражения

4) Московской битвы

Задание Д17 (тема Д17, №4283)

Текст задания

Что явилось одной из причин начала «разрядки» международной напряжённости в конце 1960-х гг.?

 

1) достижение военно-стратегического паритета СССР и США

2) концепция «нового политического мышления», принятая советским руководством

3) введение советских войск в Афганистан

4) начавшийся в СССР «парад суверенитетов»

Задание 18 (тема 18, №4297)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г. К. Жуков.

2) На картине показана оборона Москвы.

3) Картина написана в рамках социалистического реализма.

4) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.

5) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.

Задание Д18 (тема Д18, №4282)

Текст задания

Что предполагала экономическая («косыгинская») реформа 1965 г.?

 

1) создание совнархозов

2) расширение хозяйственной самостоятельности предприятий

3) проведение денежной реформы в СССР

4) приватизацию предприятий

Задание 19 (тема 19, №4298)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какая скульптура символизирует эпоху той же войны, что и данная картина? В ответе запишите цифру, под которой она указана.

 

Задание Д19 (тема Д19, №4281)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.

 

«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».

 

1) летом 1941 г.

2) зимой 1941-1942 гг.

3) весной 1942 г.

4) осенью 1942 г.

Задание 20 (тема 20, №4299)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

«XXVII съезд КПСС собрался на крутом переломе в жизни страны, современного мира в целом. Мы начинаем работу с чувством глубокого понимания своей ответственности перед партией и советским народом... По достоинству оценивая достигнутое, руководство КПСС считает своим долгом честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях в политической и практической деятельности, неблагоприятных тенденциях в экономике и социально-духовной сфере, о причинах таких явлении. В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин, прежде всего, субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, застыл ость форм и методов управления, нарастание бюрократизма - всё это наносило немалый ущерб делу. В жизни общества начали проступать застойные явления.

 

Ситуация требовала перемен, но в центральных органах, да и на местах стала брать верх своеобразная психология: как бы улучшить дела, ничего не меняя. Но так не бывает, товарищи. Как говорят, остановишься на миг — отстанешь на версту. Нельзя уклоняться от решения назревших проблем. Подобная позиция слишком дорого обходится стране, государству, партии. И давайте скажем об этом в полный голос!..

 

Переломная ситуация сложилась не только во внутренних делах. Она характерна и для внешних. Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что они требуют переосмысления, комплексного анализа всех его факторов. Обстановка ядерного противостояния обязывает к новым подходам, способам и формам взаимоотношений между различными социальными системами, государствами и регионами...

 

Выражением глубокого осознания партией принципиально новой ситуации внутри страны и на мировой арене, своей ответственности за судьбы Родины, проявлением её воли и решимости осуществить назревшие преобразования стала выдвинутая апрельским Пленумом установка на ускорение социально-экономического развития нашего общества».

Текст задания

Укажите время (с точностью до десятилетия), когда прозвучал данный доклад. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего данный доклад. Укажите название политики преобразований в СССР, проведение которой обосновывается в данном докладе.

Задание Д20 (тема Д20, №4284)

Текст задания

Какое произведение было создано в годы Великой Отечественной войны?

 

1) опера «Великая дружба» В. И. Мурадели

2) Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича

3) скульптура «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной

4) кинофильм «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна

Задание 21 (тема 21, №4300)

Текст для изучения

См. текст в задании №4299 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите три недостатка системы управления в СССР, которые отмечает автор

Задание Д21 (тема Д21, №4285)

Текст задания

Что из перечисленного произошло в России в ходе экономических реформ начала 1990-х гг.?

 

1) принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»

2) введение госприёмки на предприятиях

3) проведение либерализации цен

4) принятие постановления «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»

Задание 22 (тема 22, №4301)

Текст для изучения

См. текст в задании №4299 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя знания по истории, укажите не менее трёх изменений в политической системе СССР в тот период истории страны, когда был сделан данный доклад.

Задание 23 (тема 23, №4302)

Текст задания

В XVII—XVIII вв. дворяне получили от государства многочисленные земельные владения (которые стали их собственностью) с крепостными крестьянами. Крепостные работали на помещиков на барщине и платили оброк: землевладелец получал доход, но расходов по хозяйству не нёс, поскольку труд крепостных был даровым. Однако в XIX в., несмотря на поддержку государства, дворяне-помещики стали разоряться. Укажите один факт, свидетельствующий о разорении дворянства к середине XIX в. Назовите не менее двух причин, которые привели к кризису крепостнической системы, который в итоге заставил и государство, и помещиков пойти на отмену крепостного права.

Задание 24 (тема 24, №4303)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были выгодны для России».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...