В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4185)

Текст задания

Зимой 1239—1240 гг. опустошили Южную Русь и взяли Киев войска хана.

 

1) Тамерлана

2) Батыя

3) Чингисхана

4) Мамая

Задание Д1.2 (тема Д1, №4186)

Текст задания

Какой государственный орган с конца XV в. стал постоянным законосовещательным органом при государе?

 

1) Боярская дума

2) приказ Тайных дел

3) Земский собор

4) Избранная рада

Задание Д1.3 (тема Д1, №4206)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) воцарение династии Романовых

2) начало церковного раскола

3) Пугачёвский бунт

4) учреждение опричнины

5) созыв первого Земского собора

Задание Д2 (тема Д2, №4187)

Текст задания

Следствием победы русского войска на Куликовом поле стало

 

1) присоединение к Москве Новгорода и Твери

2) освобождение Руси от ордынского владычества

3) усиление позиций московских князей в борьбе за политическое лидерство

4) окончательное прекращение выплаты ордынского выхода

Задание 3 (тема 3, №4209)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985—1991 гг.

 

1) многопартийность

2) бюджетный дефицит

3) вертикаль власти

4) монетизация льгот

5) референдум

6) ускорение социально-экономического развития

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №4188)

Текст задания

Какой из названных памятников древнерусского зодчества был создан во время княжения Ярослава Мудрого?

 

1) Грановитая палата в Москве

2) Успенский собор во Владимире

3) Софийский собор в Киеве

4) храм Покрова на Нерли

Задание 4 (тема 4, №4210)

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».

Задание Д4 (тема Д4, №4189)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых идёт речь.

 

«[Так]... называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях... Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, — найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».

 

1) баскаки

2) опричники

3) шляхта

4) казаки

Задание Д5 (тема Д5, №4190)

Текст задания

Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?

 

1) создание регулярной армии

2) создание полков «нового строя»

3) создание стрелецкого войска

4) введение всеобщей воинской повинности

Задание Д6 (тема Д6, №4191)

Текст задания

Государственная деятельность М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, А. А. Аракчеева относится к царствованию

 

1) Петра I

2) Екатерины II

3) Александра I

4) Николая II

Задание Д C6 (тема Д C6, №4224)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Василий Шуйский;

2) Симон Боливар;

3) Александр II;

4) Л. Д. Троцкий.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №4207)

Текст задания

Какие три из перечисленных понятий связаны со Столыпинской аграрной реформой? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) отруб

2) переселенческая политика

3) хутор

4) мировой посредник

5) национализация

6) вольные хлебопашцы

Задание Д7 (тема Д7, №4192)

Текст задания

Организация Великого посольства была вызвана стремлением Петра I

 

1) обеспечить российскую Академию наук кадрами

2) вступить в брак с одной из представительниц правящих европейских династий

3) создать антианглийскую коалицию

4) найти союзников для войны с Турцией

Задание Д8 (тема Д8, №4193)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о которых идёт речь.

 

«[Они] утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ или группа близких народов живёт своей самостоятельною, "самобытною" жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны народной жизни. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки».

 

1) славянофилы

2) декабристы

3) народники

4) западники

Задание 9 (тема 9, №4208)

Текст задания

Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ПРАВИТЕЛИ   СОБЫТИЯ

A) Василий Шуйский

Б) Иван IV

В) Пётр I

Г) Екатерина II

 

1) Ливонская война

2) восстание под предводительством И. И. Болотникова

3) разделы Речи Посполитой

4) Северная война

5) учреждение патриаршества в России

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №4194)

Текст задания

Диспропорция в промышленном развитии в России в конце XIX в. проявлялась, в частности, в

 

1) отставании темпов развития сельского хозяйства от темпов развития промышленности

2) развитии торговли и отсутствии железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом

3) росте количества мануфактур и недостатке крестьян-отходников

4) начале промышленного переворота и недостатке наёмной рабочей силы

Задание Д10 (тема Д10, №4195)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одной из причин отмены крепостного права?

 

1) настоятельное требование этого со стороны европейских держав

2) пропагандистская деятельность народнических организаций

3) поражение России в Крымской войне

4) массовые демонстрации рабочих в промышленных центрах Империи

Задание 11 (тема 11, №4211)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Исторический персонажДеятельностьГоды жизни
А. И. Желябов__________(А)__________(Б)
В. А. Корнилов__________(В)1806−1854 гг.
__________(Г)Поход в Россию__________(Д)
__________(Е)Создание «Союза борьбы за освобождение

рабочего класса»

1870−1924 гг.

 

Пропущенные элементы:

 

1) Барклай де Толли

2) командование русской армией при осаде и взятии Плевны

3) руководство организацией «Народная воля»

4) Наполеон Бонапарт

5) 1851−1881 гг.

6) руководство обороной Севастополя

7) 1769−1821 гг.

8) В. И. Ленин

9) 1856−1918 гг.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №4196)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенное слово (словосочетание).

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются <...>».

 

1) временнообязанными

2) свободными хлебопашцами

3) посессионными крестьянами

4) обязанными крестьянами

Задание 12 (тема 12, №4212)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся "Земля", Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: "равенство всех граждан", "вольность", "под защитой законов", "права" и т.д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.

И хотя сам "Наказ" был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из "Духа законов" Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) В состав комиссии входили представители государственных крестьян.

2) Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.

3) Заседания комиссии проходили только в Санкт-Петербурге.

4) Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна.

5) Заседания комиссии были прерваны в связи с началом русско-турецкой войны.

6) Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.

Задание Д12 (тема Д12, №4197)

Текст задания

В XIX в. достижения в области математики были связаны с именами

 

1) A. M. Бутлерова, Д. И. Менделеева

2) А. С. Попова, К. Э. Циолковского

3) Н. И. Лобачевского, С. В. Ковалевской

4) И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева

Задание 13 (тема 13, №4213)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание.

 

 

Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.

Задание Д13 (тема Д13, №4198)

Текст задания

Обязательная сдача крестьянами государству сельскохозяйственной продукции получила в годы Гражданской войны в Советской России название

 

1) подоходный налог

2) продналог

3) концессия

4) продразвёрстка

Задание 14 (тема 14, №4214)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание.

 

 

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание Д14 (тема Д14, №4199)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одной из причин подписания Брестского мирного договора?

 

1) выдвижение правительством Германии выгодных для России условий мира

2) прекращение военных действий странами Антанты

3) требование заключения мира всеми политическими силами страны

4) утрата боеспособности российской армией

Задание 15 (тема 15, №4215)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание.

 

 

Укажите название реки, обозначенной на схеме цифрами «2».

Задание 16 (тема 16, №4216)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».

2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.

3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.

5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.

6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.

Задание Д16 (тема Д16, №4200)

Текст задания

На какой из международных конференций, состоявшихся в ходе Второй мировой войны, одним из основных вопросов являлся вопрос об открытии Второго фронта в Западной Европе?

 

1) Сан-Францисская конференция

2) Тегеранская конференция

3) Потсдамская конференция

4) Ялтинская конференция

Задание Д17 (тема Д17, №4203)

Текст задания

Что явилось одним из результатов реализации концепции «нового политического мышления» М. С. Горбачёвым?

 

1) урегулирование Карибского кризиса

2) роспуск Организации Варшавского договора

3) подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой

4) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Задание 18 (тема 18, №4217)

Текст задания

Рассмотрите картину и выполните задание.

 

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.

2) В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.

3) В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось с немецкими рыцарями.

4) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.

5) Русский воин изображён на картине слева от зрителя.

Задание Д18 (тема Д18, №4202)

Текст задания

Попытка отстранить Президента СССР М. С. Горбачёва от власти была предпринята в августе 1991 г.

 

1) Верховным Судом СССР

2) Верховным Советом СССР

3) Президентом России Б. Н. Ельциным

4) членами ГКЧП

Задание 19 (тема 19, №4218)

Текст задания

Рассмотрите картину и выполните задание.

 

 

На каких картинах A. M. Васнецова изображена Москва после правления князя, при котором состоялась данная битва? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №4201)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.

 

«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».

 

1) летом 1941 г.

2) зимой 1941-1942 гг.

3) весной 1942 г.

4) осенью 1942 г.

Задание 20 (тема 20, №4219)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из указа.

 

«...всемилостивейше указали мы, для лучшей государственной пользы и содержания шляхетских домов и деревень, следующий порядок учинить:

 

1) Кто имеет двух и более сыновей, из оных одному, кому отец заблагоразсудит, остаться в доме для содержания экономии, также которые братья родные два или три, не имея родителей, пожелают оставить в доме своём для смотрения деревень и экономии, кого из себя одного, в том давать им на волю; но чтобы те оставшие в домах довольно грамоте... обучены были...

 

2) Прочие все братья... должны вступить в военную службу. Но понеже какое время быть в воинской службе, по сие время определения было не учинено, ...для того всем шляхтичам от 7 до 20 лет возраста их быть в науках, а от 20 лет употреблять в воинскую службу, и всякой должен служить в воинской службе, от 20 лет возраста своего, 25 лет; а по прошествии 25 лет всех... от воинской и статской службы отставлять с повышением одного ранга и отпущать в домы...

 

5) А которые, выслужа при армии и полках вышеписанные урочные годы, пожелают в домы свои, таковых отпущать с повышением одного ранга, токмо при отпуске из службы брать у них в службу из их собственных людей, за кем 100 душ и меньше, по одному, а с таких, за которыми великие деревни, - с каждого ж 100 душ по человеку.

 

6) Таким же образом, как выше сего означено, поступать и с штатскими чинами, которые свои деревни имеют. А понеже ныне с турками война, и для того отставку по вышеписанному в урочные лета чинить по окончании той турецкой войны».

Текст задания

Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?

Задание Д20 (тема Д20, №4204)

Текст задания

Кто из советских руководителей посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, раскритиковав их творчество?

 

1) Н. С. Хрущёв

2) И. В. Сталин

3) Л. И. Брежнев

4) М. С. Горбачёв

Задание 21 (тема 21, №4220)

Текст для изучения

См. текст в задании №4219 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?

Задание Д21 (тема Д21, №4205)

Текст задания

Какое событие произошло в годы президентства Б. Н. Ельцина (в период 1991−1999 гг.)?

 

1) ввод российских войск в Афганистан

2) начало антиалкогольной кампании

3) объявление Россией технического дефолта по основным видам государственных ценных бумаг

4) катастрофа на Чернобыльской АЭС

Задание 22 (тема 22, №4221)

Текст для изучения

См. текст в задании №4219 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.

Задание 23 (тема 23, №4222)

Текст задания

Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чём проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова (приведите одно положение)? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Черненко.

Задание 24 (тема 24, №4223)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. приобрела реакционный характер».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...