В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4065)

Текст задания

Что из названного являлось органом самоуправления в Великом Новгороде в XII—XV вв.?

 

1) Земский собор

2) вече

3) вервь

4) приказ

Задание Д1.2 (тема Д1, №4066)

Текст задания

Что из названного было причиной поражения русских войск на реке Калке в 1223 г.?

 

1) вассальная зависимость русских земель от монголов

2) выступление половцев на стороне монголов

3) несогласованность в действиях русских князей

4) союз монголов с немецкими рыцарями

Задание Д1.3 (тема Д1, №4086)

Текст задания

Расположите следующие фамилии государственных деятелей в хронологической последовательности их пребывания на посту главы Правительства. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии государственных деятелей, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Г. М. Маленков

2) А. Н. Косыгин

3) Е. Т. Гайдар

4) Н. И. Рыжков

5) B. C. Черномырдин

Задание Д2 (тема Д2, №4067)

Текст задания

Следствием активной военной деятельности князя Святослава Игоревича стало

 

1) расширение территории Древнерусского государства

2) заключение первого письменного договора с Византией

3) объединение Киева и Новгорода под властью одного князя

4) прекращение набегов печенегов на русские земли

Задание 3 (тема 3, №4089)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1920-е гг.

 

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №4068)

Текст задания

Какой из памятников зодчества был сооружён раньше других?

 

1) собор Василия Блаженного в Москве

2) Успенский собор Московского Кремля

3) Софийский собор в Киеве

4) Дмитриевский собор во Владимире

Задание 4 (тема 4, №4090)

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

Изданная Петром I_________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.

Задание Д4 (тема Д4, №4069)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

 

«В отношении к татарам [князь] начал держать себя как независимый государь; он прекратил платёж татарского "выхода" и вступил в союз с крымским ханом, противником Золотой Орды. Хан... Ахмат решил восстановить свою власть над Русью и с большим войском двинулся к русским пределам. Русское войско выступило против неприятеля; войска противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре и долго стояли на её противоположных берегах, ибо ни Ахмат, ни [князь] не решались начать сражение, — "едини других бояхуся"...

Войска противников стояли на берегах Угры до осени, когда начались морозы; татары были "наги, босы, ободралися", и в начале ноября Ахмат поспешно отступил от русских границ».

 

1) Иван IV

2) Дмитрий Донской

3) Иван III

4) Василий III

Задание Д5 (тема Д5, №4070)

Текст задания

К морским победам России в ходе Северной войны относится победа при

 

1) Синопе

2) Нарве

3) Чесме

4) Гангуте

Задание Д6 (тема Д6, №4071)

Текст задания

Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?

 

1) В. В. Голицына

2) А. Д. Меншикова

3) Ф. Я. Лефорта

4) С. С. Уварова

Задание Д C6 (тема Д C6, №4104)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах;

2) Джузеппе Гарибальди;

3) Николай II;

4) Л. И. Брежнев.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №4087)

Текст задания

Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) церковный раскол

2) Азовские походы

3) Медный бунт

4) принятие Соборного уложения

5) Персидский поход

6) присоединение Крыма к России

Задание Д7 (тема Д7, №4072)

Текст задания

Что из названного было одним из итогов внешней политики Екатерины II?

 

1) присоединение к России Финляндии

2) утверждение России на Чёрном море

3) получение Россией выхода к Балтийскому морю

4) присоединение к России Бессарабии

Задание Д8 (тема Д8, №4073)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.

 

«Они являлись как будто консерваторами... и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».

 

1) декабристы

2) западники

3) славянофилы

4) народники

Задание 9 (тема 9, №4088)

Текст задания

Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, происшедшими в годы их правления: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ГОСУДАРИ   ОРГАНЫ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ

A) Иван III

Б) Петр I

В) Александр I

Г) Николай II

 

1) Государственная дума

2) Государственный совет

3) Сенат

4) Земский собор

5) Дворец

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №4074)

Текст задания

Россия не вела крупномасштабных войн в годы царствования императора

 

1) Александра III

2) Николая I

3) Александра II

4) Александра I

Задание Д10 (тема Д10, №4075)

Текст задания

Что явилось следствием образования и усиления Германской империи во второй половине XIX в.?

 

1) политическое сближение России и Франции

2) присоединение Польши к России

3) создание Священного союза

4) Крымская война

Задание 11 (тема 11, №4091)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СтранаСобытияРуководитель СССР в период,

когда произошло событие

__________(А)Ввод войск стран ОВД__________(Б)
ГДР__________(В)Н. С. Хрущёв
Югославия__________(Г)__________(Д)
__________(Е)Вывод советских войскМ. С. Горбачёв

 

Пропущенные элементы:

 

1) Ю. В. Андропов

2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство

3) разрыв дипломатических отношений с СССР

4) прекращение существования государства

5) Афганистан

6) И. В. Сталин

7) Венгрия

8) Чехословакия

9) Л. И. Брежнев

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №4076)

Текст задания

Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и назовите его фамилию.

 

«Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину... освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть она будет наследственная».

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) И. Л. Горемыкин

4) П. А. Столыпин

Задание 12 (тема 12, №4092)

Текст задания

Прочтите отрывок из послания.

 

«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.

2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.

3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.

4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.

5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.

6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.

Задание Д12 (тема Д12, №4077)

Текст задания

Использование железнодорожного транспорта для перевозки пассажиров началось в России с открытием железной дороги между

 

1) Петербургом и Новгородом

2) Москвой и Тверью

3) Москвой и Петербургом

4) Петербургом и Царским Селом

Задание 13 (тема 13, №4093)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2».

Задание Д13 (тема Д13, №4078)

Текст задания

Замена продразвёрстки продналогом ознаменовала переход советской власти к

 

1) новой экономической политике

2) индустриализации страны

3) коллективизации деревни

4) военному коммунизму

Задание 14 (тема 14, №4094)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».

Задание Д14 (тема Д14, №4079)

Текст задания

Что из перечисленного было одной из целей индустриализации конца 1920-х — 1930-х гг. в СССР?

 

1) децентрализация экономики

2) создание мощной оборонной промышленности

3) создание условий для свободного предпринимательства

4) внедрение рыночных методов управления хозяйством

Задание 15 (тема 15, №4095)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».

Задание 16 (тема 16, №4096)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев.

2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.

3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н. Н. Раевский.

4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».

5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин.

6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.

Задание Д16 (тема Д16, №4080)

Текст задания

Крупнейшее в истории Второй мировой войны танковое сражение под деревней Прохоровкой произошло в ходе

 

1) Смоленского сражения

2) Сталинградской битвы

3) Московской битвы

4) Курской битвы

Задание Д17 (тема Д17, №4083)

Текст задания

Что явилось причиной срыва подписания нового союзного договора в 1991 г.?

 

1) создание Государственного комитета по чрезвычайному положению

2) принятие новой Конституции РФ

3) результаты Всесоюзного референдума о сохранении СССР

4) создание Съезда народных депутатов РСФСР

Задание 18 (тема 18, №4097)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г. К. Жуков.

2) На картине показана оборона Москвы.

3) Картина написана в рамках социалистического реализма.

4) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.

5) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.

Задание Д18 (тема Д18, №4082)

Текст задания

Что было характерно для развития советской экономики в 1945-1953 гг.?

 

1) преимущественное развитие лёгкой промышленности

2) децентрализация управления хозяйством

3) крупные капиталовложения в тяжёлую промышленность

4) проведение экономической реформы в сельском хозяйстве

Задание 19 (тема 19, №4098)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какие скульптуры символизируют эпоху той же войны, что и данная картина? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №4081)

Текст задания

Прочтите отрывок из дневника начальника Генштаба сухопутных войск Германии и укажите, когда происходили описанные события.

 

«Обстановка неясная. Противник стягивает силы против наступающего крыла группы армий "Центр" в район северо-западнее Москвы. Хотя это и не крупные соединения, а мелкие группы, но они непрерывно прибывают на фронт и создают всё новые препятствия на пути наших уставших войск. Перед фронтом соединений, наступающих на канал Москва - Волга, противник медленно отходит, ведя упорные арьергардные бои».

 

1) в августе 1941 г.

2) в ноябре 1941 г.

3) в мае 1942 г.

4) в июле 1942 г.

Задание 20 (тема 20, №4099)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из доклада Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

«XXVII съезд КПСС собрался на крутом переломе в жизни страны, современного мира в целом. Мы начинаем работу с чувством глубокого понимания своей ответственности перед партией и советским народом... По достоинству оценивая достигнутое, руководство КПСС считает своим долгом честно и прямо сказать партии и народу о наших упущениях в политической и практической деятельности, неблагоприятных тенденциях в экономике и социально-духовной сфере, о причинах таких явлении. В течение ряда лет, и не только в силу объективных факторов, но и причин, прежде всего, субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов отставали от требований времени, самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, застыл ость форм и методов управления, нарастание бюрократизма - всё это наносило немалый ущерб делу. В жизни общества начали проступать застойные явления.

 

Ситуация требовала перемен, но в центральных органах, да и на местах стала брать верх своеобразная психология: как бы улучшить дела, ничего не меняя. Но так не бывает, товарищи. Как говорят, остановишься на миг — отстанешь на версту. Нельзя уклоняться от решения назревших проблем. Подобная позиция слишком дорого обходится стране, государству, партии. И давайте скажем об этом в полный голос!..

 

Переломная ситуация сложилась не только во внутренних делах. Она характерна и для внешних. Изменения в современном мировом развитии настолько глубоки и значительны, что они требуют переосмысления, комплексного анализа всех его факторов. Обстановка ядерного противостояния обязывает к новым подходам, способам и формам взаимоотношений между различными социальными системами, государствами и регионами...

 

Выражением глубокого осознания партией принципиально новой ситуации внутри страны и на мировой арене, своей ответственности за судьбы Родины, проявлением её воли и решимости осуществить назревшие преобразования стала выдвинутая апрельским Пленумом установка на ускорение социально-экономического развития нашего общества».

Текст задания

Укажите время (с точностью до десятилетия), когда прозвучал данный доклад. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего данный доклад. Укажите название политики преобразований в СССР, проведение которой обосновывается в данном докладе.

Задание Д20 (тема Д20, №4084)

Текст задания

Кто из учёных возглавил в годы Великой Отечественной войны работу по созданию атомной бомбы?

 

1) Н. Е. Жуковский

2) В. И. Вернадский

3) И. П. Павлов

4) И. В. Курчатов

Задание 21 (тема 21, №4100)

Текст для изучения

См. текст в задании №4099 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите три недостатка системы управления в СССР, которые отмечает автор

Задание Д21 (тема Д21, №4085)

Текст задания

Что из перечисленного произошло в России в ходе экономических реформ начала 1990-х гг.?

 

1) принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»

2) введение госприёмки на предприятиях

3) проведение либерализации цен

4) принятие постановления «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»

Задание 22 (тема 22, №4101)

Текст для изучения

См. текст в задании №4099 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя знания по истории, укажите не менее трёх изменений в политической системе СССР в тот период истории страны, когда был сделан данный доклад.

Задание 23 (тема 23, №4102)

Текст задания

В XVII—XVIII вв. дворяне получили от государства многочисленные земельные владения (которые стали их собственностью) с крепостными крестьянами. Крепостные работали на помещиков на барщине и платили оброк: землевладелец получал доход, но расходов по хозяйству не нёс, поскольку труд крепостных был даровым. Однако в XIX в., несмотря на поддержку государства, дворяне-помещики стали разоряться. Укажите один факт, свидетельствующий о разорении дворянства к середине XIX в. Назовите не менее двух причин, которые привели к кризису крепостнической системы, который в итоге заставил и государство, и помещиков пойти на отмену крепостного права.

Задание 24 (тема 24, №4103)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были выгодны для России».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...