В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, Д4, Д4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д C6, Д C6, 7, 7, Д7, Д7, Д8, Д8, 9, 9, Д9, Д9, Д10, Д10, 11, 11, Д11, Д11, 12, 12, Д12, Д12, 13, 13, Д13, Д13, 14, 14, Д14, Д14, 15, 15, 16, 16, Д16, Д16, Д17, Д17, 18, 18, Д18, Д18, 19, 19, Д19, Д19, 20, 20, Д20, Д20, 21, 21, Д21, Д21, 22, 22, 23, 23, 24, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3665)

Текст задания

Первый в истории России Земский собор был созван в царствование

 

1) Петра I

2) Алексея Михайловича

3) Ивана III

4) Ивана IV

Задание Д1.2 (тема Д1, №3666)

Текст задания

Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

 

1) Владимира Мономаха

2) Всеволода Большое Гнездо

3) Ивана Калиты

4) Владимира Красное Солнышко

Задание Д1.3 (тема Д1, №3686)

Текст задания

Расположите следующие сокращённые названия (аббревиатуры) в хронологической последовательности их появления. Запишите цифры, которыми обозначены сокращённые названия (аббревиатуры) в правильной последовательности в таблицу.

 

1) СЭВ2) СССР3) ГКЧП4) ОВД5) СНГ

Задание Д1.4 (тема Д1, №3905)

Текст задания

Имена митрополита Макария, князя Андрея Курбского, дворянина Алексея Адашева связаны с правлением

 

1) Ивана III

2) Ивана Калиты

3) Алексея Михайловича

4) Ивана IV

Задание Д1.5 (тема Д1, №3906)

Текст задания

Кто из перечисленных ниже князей получил ярлык на Великое княжение Владимирское, собирал ордынский выход, присоединил к Москве Галич, Углич, Белоозеро?

 

1) Иван Калита

2) Даниил Александрович

3) Александр Невский

4) Юрий Долгорукий

Задание Д1.6 (тема Д1, №3926)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) дарование Конституции Царству Польскому

2) разгром Хазарского каганата

3) введение института присяжных в российском судопроизводстве

4) подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой

5) первый созыв Земского собора

Задание Д2.1 (тема Д2, №3667)

Текст задания

Что из названного было следствием проведения в XVI в. военной реформы?

 

1) формирование регулярной армии

2) создание военно-морского флота

3) учреждение кадетских корпусов

4) ограничение местничества в армии

Задание Д2.2 (тема Д2, №3907)

Текст задания

Что было одной из причин поражения Руси в борьбе с монголами в XIII в.?

 

1) военная и политическая разобщённость русских земель

2) создание военного союза между монголами и немецкими рыцарями

3) союз монголов с половецкими ханами

4) начало проведения военной реформы в русских землях

Задание 3.1 (тема 3, №3689)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине XII—XV в.

 

1) Дворяне

2) стрельцы

3) поместье

4) пожилое

5) старообрядцы

6) местничество

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Задание 3.2 (тема 3, №3929)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI—XVII вв.

 

1) заповедные лета

2) баскаки

3) подворная подать

4) урочные лета

5) ордынский выход

6) воеводы

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Задание Д3.1 (тема Д3, №3668)

Текст задания

К представителям культуры XVII в. принадлежит

 

1) Алевиз Новый

2) Дионисий

3) Симон Ушаков

4) Феофан Грек

Задание Д3.2 (тема Д3, №3908)

Текст задания

В честь победы над печенегами Ярослав Мудрый повелел построить

 

1) церковь Покрова на Нерли

2) Софийский собор в Киеве

3) Успенский собор во Владимире

4) Десятинную церковь в Киеве

Задание 4.1 (тема 4, №3690)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль за выполнением народнохозяйственных планов, созданный в начале 1920-х гг., назывался ________________ СССР.

Задание 4.2 (тема 4, №3930)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».

Задание Д4.1 (тема Д4, №3669)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» и назовите князя, о котором идёт речь.

 

«Великий князь... совершенно уничтожил идолопоклонство в своей стране и потребовал от своих подданных, чтобы они приняли греческую веру. По русской летописи и другим источникам, гораздо достовернее, что это произошло около 988 г., когда братья Василий и Константин были на востоке, а Оттон III — на западе императорами. Русский князь... около этого времени, после многих побед отнял у обоих этих братьев город, расположенный на Понте и называемый... Херсонесом; потом же, когда они подружились, [князь] получил в жены их сестру Анну и, приняв христианскую веру, вернул им означенный город обратно».

 

1) Владимир Красное Солнышко

2) Святослав Игоревич

3) Ярослав Мудрый

4) Олег Вещий

Задание Д4.2 (тема Д4, №3909)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите московского князя, о котором идёт речь.

 

«Нашествия со страхом ждала вся северная Русь. Рязанский князь, боясь за себя, "изменил", войдя в покорное соглашение с врагом. Другие крупные князья (суздальско-нижегородские, тверской) притаились, выжидая событий. Великий Новгород не спешил со своей помощью. Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю, и притом не на своём рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь».

 

1) Иван Калита

2) Василий III

3) Иван III

4) Дмитрий Донской

Задание Д5.1 (тема Д5, №3670)

Текст задания

Современниками были

 

1) Екатерина II и Екатерина Дашкова

2) Елизавета Петровна и А. А. Аракчеев

3) Анна Иоанновна и Иван Фёдоров

4) Екатерина I и М. М. Сперанский

Задание Д5.2 (тема Д5, №3910)

Текст задания

Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась

 

1) расширением привилегий дворянства

2) смягчением сословных различий

3) созданием военных поселений

4) ослаблением крепостничества

Задание Д6.1 (тема Д6, №3671)

Текст задания

Из перечисленных лиц декабристом был

 

1) М. В. Буташевич-Петрашевский

2) С. И. Муравьёв-Апостол

3) И. С. Аксаков

4) Г. В. Плеханов

Задание Д6.2 (тема Д6, №3911)

Текст задания

С восточным вопросом во внешней политике России в XIX в. были связаны международные противоречия из-за

 

1) спорных территорий с Японией

2) проливов Босфор и Дарданеллы

3) территории Аляски и Калифорнии

4) спорных территорий с Китаем

Задание Д C6.1 (тема Д C6, №3704)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах;

2) Александр I;

3) Сунь Ятсен;

4) А.Д. Сахаров.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание Д C6.2 (тема Д C6, №3944)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Мартин Лютер;

2) Елизавета Петровна;

3) С. Ю. Витте;

4) Е. Т. Гайдар.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7.1 (тема 7, №3687)

Текст задания

Какие три события произошли в октябре — декабре 1917 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) арест Временного правительства

2) созыв II Государственной думы

3) провозглашение советской власти

4) принятие Декрета о земле

5) отречение Николая II

6) Кронштадтский мятеж

Задание 7.2 (тема 7, №3927)

Текст задания

Какие три мероприятия советской власти были осуществлены в октябре 1917 г. — июле 1918 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) национализация железнодорожного транспорта

2) разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства

3) принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

4) массовая коллективизация сельского хозяйства

5) принятие Декрета о земле

6) замена продразвёрстки продналогом

Задание Д7.1 (тема Д7, №3672)

Текст задания

Что явилось одной из причин отхода Александра I от либеральных преобразований?

 

1) массовое недовольство крестьян правительственной политикой

2) неудачи России во внешней политике

3) вмешательство европейских держав во внутренние дела России

4) недовольство дворянства преобразованиями императора

Задание Д7.2 (тема Д7, №3912)

Текст задания

Что было одной из причин дворцового переворота 1801 г.?

 

1) участие России в разделах Речи Посполитой

2) восстановление права монастырей на земельную собственность

3) обострение восточного вопроса во внешней политике России

4) стремление старой дворянской аристократии к восстановлению утраченных политических позиций

Задание Д8.1 (тема Д8, №3673)

Текст задания

Прочтите отрывок из донесения князя А. С. Меншикова императору Николаю I и укажите название сражения, о котором идёт речь.

 

«Повеление Вашего Императорского Величества исполнено Черноморским флотом самым блистательным образом. Первая турецкая эскадра, которая решилась выйти на бой, 18-го числа ноября истреблена вице-адмиралом Нахимовым. Командовавший оною турецкий адмирал Осман-паша раненый взят в плен и привезён в Севастополь».

 

1) Гангутское

2) Гренгамское

3) Чесменское

4) Синопское

Задание Д8.2 (тема Д8, №3913)

Текст задания

Прочтите отрывок из указа и определите, кто издал этот указ.

 

«Объявляем во всенародное известие. Желая разными способами благополучие и силу государства умножать и всегда к этому желание и попечение имея...

 

...Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутри государства таможенных пошлин происходят отягощения для платящих оные... ...Из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов...»

 

1) Анна Иоанновна

2) Пётр I

3) Елизавета Петровна

4) Екатерина II

Задание 9.1 (тема 9, №3688)

Текст задания

Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ИМЕНА   ИМЕНА

A) Иван IV

Б) Дмитрий Донской

B) Иван Калита

Г) Алексей Михайлович

 

1) Александр Пересвет

2) митрополит Пётр

3) Андрей Курбский

4) Богдан Хмельницкий

5) Александр Невский

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание 9.2 (тема 9, №3928)

Текст задания

Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

              ВОЕНАЧАЛЬНИКИ                                        НАЗВАНИЕ ВОЙН                         
A) А. А. Брусилов1) русско-турецкая война 1768−1774 гг.
Б) М. Д. Скобелев2) Отечественная война 1812 г.
В) П. С. Нахимов3) Крымской война
Г) А. В. Суворов4) русско-турецкая война 1877−1878 гг.
5) Первая мировая война

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9.1 (тема Д9, №3674)

Текст задания

Какое из событий произошло раньше остальных?

 

1) денежная реформа С. Ю. Витте

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) Кровавое воскресенье

4) учреждение Государственной думы

Задание Д9.2 (тема Д9, №3914)

Текст задания

Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала

 

1) национализацию части помещичьей земли

2) ограничение политики переселения крестьян

3) развитие общинного землевладения

4) образование отрубов и хуторских хозяйств

Задание Д10.1 (тема Д10, №3675)

Текст задания

Что явилось причиной создания фабричного законодательства в России?

 

1) стихийное стачечное движение

2) стремление правительства следовать примеру западноевропейских стран

3) деятельность народнических организаций

4) деятельность российской социал-демократии

Задание Д10.2 (тема Д10, №3915)

Текст задания

Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?

 

1) дарование населению России политических прав и свобод

2) создание правительства, ответственного перед Государственной думой

3) созыв Учредительного собрания

4) создание фабричного законодательства

Задание 11.1 (тема 11, №3691)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

МестоСобытиеДата
__________(А)Объединение сил 1-й и 2-й русских армий__________(Б)
г. Малоярославец__________(В)12 октября 1812 г.
__________(Г)Военный совет, принявший решение

об оставлении Москвы

__________(Д)
Река Березина__________(Е)14−17 ноября 1812 г.

 

Пропущенные элементы:

 

1) 26 августа 1812 г.

2) г. Смоленск

3) неудачная попытка окружения и уничтожения армии Наполеона

4) деревня Фили

5) сражение, исход которого заставил Наполеона отступать по Старой Смоленской дороге

6) село Бородино

7) 1 сентября 1812 г.

8) 4−5 августа 1812 г.

9) сражение, надломившее дух завоевателей, ослабившее их наступательную активность

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 11.2 (тема 11, №3931)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Властный органГосударственные

деятели

Правители
__________(А)К. В. НессельродеАлександр I
__________(Б)С. Родс__________(В)
Министерство государственных

имуществ

__________(Г)Николай I
__________(Д)М. Т. Лорис-Меликов__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) П. Д. Киселёв

2) Верховная распорядительная комиссия

3) Александр II

4) Елизавета II

5) А. Х. Бенкендорф

6) парламент

7) Виктория

8) Министерство иностранных дел

9) Секретный комитет по крестьянскому вопросу

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11.1 (тема Д11, №3676)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и назовите государственного деятеля, являвшегося инициатором издания закона, о котором идёт речь.

 

«Закон не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли.

Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, может, наконец, продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении: он в полном смысле слова кузнец своего счастья. Но вместе с тем ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность».

 

1) С. Ю. Витте

2) В. К. Плеве

3) П. А. Столыпин

4) Н. А. Милютин

Задание Д11.2 (тема Д11, №3916)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.

 

«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...

Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».

 

1) Тула

2) Иваново-Вознесенск

3) Москва

4) Санкт-Петербург

Задание 12.1 (тема 12, №3692)

Текст задания

Прочтите отрывок из приказа главнокомандующего царскими войсками.

 

«Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом Её Величества подданных, изменников и сообщников его, предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному.

Всех поселян, возвращённых сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к всемилостивейшей нашей императрице и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием Евангелия и креста, объявив, что, кто и за сим дерзнёт впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жёны и дети их — отданы в рабство, а земли — во владение в верности пребывшим всегда к Её императорскому Величеству подданным и помещикам...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Приказ был издан в первой половине XVIII в.

2) Самозванцем, выдававшим себя за Петра III, был С. Т. Разин.

3) На подавление бунта, о котором идёт речь в отрывке, был отправлен А. В. Суворов.

4) Бунт, о котором идёт речь в отрывке, был самым крупным народным восстанием в истории Российской империи.

5) Одним из последствий подавления бунта, о котором идёт речь в отрывке, было переименование реки Яик в Урал.

6) Императрицей, упоминаемой в отрывке, является Елизавета Петровна.

Задание 12.2 (тема 12, №3932)

Текст задания

Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».

 

«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...

Святейший Синод в том с нами согласен.

И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.

2) Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.

3) Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.

4) Прошение адресовано Петру I.

5) Упоминаемый в тексте Святейший Синод был создан в конце XVII в.

6) Прошение было написано в 1725 г.

Задание Д12.1 (тема Д12, №3677)

Текст задания

Э. М. Фальконе создал в 1782 г.

 

1) памятник Петру I

2) Зимний дворец

3) дворец в Царском Селе

4) дворец в Петергофе

Задание Д12.2 (тема Д12, №3917)

Текст задания

Кто из перечисленных ниже лиц был учёным-химиком, автором оперы «Князь Игорь»?

 

1) А. П. Бородин

2) О. И. Бове

3) И. П. Мартос

4) Т. А. Кон

Задание 13.1 (тема 13, №3693)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

Задание 13.2 (тема 13, №3933)

Текст задания

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.

 

 

Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».

Задание Д13.1 (тема Д13, №3678)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло позже других?

 

1) разгром армии П.Н. Врангеля в Крыму

2) провозглашение А.В. Колчака Верховным правителем России

3) наступление войск Н.Н. Юденича на Петроград

4) роспуск Учредительного собрания

Задание Д13.2 (тема Д13, №3918)

Текст задания

Конституция, провозгласившая тезис о том, что социализм в СССР построен, была принята в

 

1) 1918 г.

2) 1922 г.

3) 1924 г.

4) 1936 г.

Задание 14.1 (тема 14, №3694)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

Задание 14.2 (тема 14, №3934)

Текст задания

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.

 

 

Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____________ году».

Задание Д14.1 (тема Д14, №3679)

Текст задания

Что было одной из причин сосредоточения всей полноты власти в руках И. В. Сталина?

 

1) решение всенародного референдума

2) наличие противоречий в руководстве партии и страны, которые И. В. Сталин успешно использовал

3) выдвижение его кандидатуры В. И. Лениным в качестве единственного преемника

4) вступление И. В. Сталина на пост Председателя СНК сразу после смерти В. И. Ленина

Задание Д14.2 (тема Д14, №3919)

Текст задания

Что из перечисленного стало следствием политики И. В. Сталина в отношении Красной армии?

 

1) двукратное сокращение численности Красной армии в 1930-х гг.

2) широкое использование в Красной армии английских и французских военных специалистов

3) массовые репрессии в отношении высшего командного состава Красной армии

4) оснащение Красной армии вооружением, закупаемым в Европе

Задание 15.1 (тема 15, №3695)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

Задание 15.2 (тема 15, №3935)

Текст задания

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.

Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.

Задание 16.1 (тема 16, №3696)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.

2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».

3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.

4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.

5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.

6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.

Задание 16.2 (тема 16, №3936)

Текст задания

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. И. Махно.

2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.

3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.

4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.

5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.

6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.

Задание Д16.1 (тема Д16, №3680)

Текст задания

Какой из перечисленных городов не был взят фашистами в годы Великой Отечественной войны?

 

1) Одесса

2) Тула

3) Смоленск

4) Севастополь

Задание Д16.2 (тема Д16, №3920)

Текст задания

Какая из перечисленных стран была освобождена от фашистов Красной армией?

 

1) Италия

2) Франция

3) Австрия

4) Бельгия

Задание Д17.1 (тема Д17, №3683)

Текст задания

Что явилось одним из результатов изменений в социальной политике, проводившейся государством во второй половине 1950-х гг.?

 

1) введение суровых наказаний за опоздание на работу

2) введение обязательной подписки на государственные займы

3) отмена всех видов оплаты за среднее и высшее образование

4) увеличение продолжительности рабочей недели

Задание Д17.2 (тема Д17, №3923)

Текст задания

Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?

 

1) либерализация общественно-политической жизни в стране

2) резкое улучшение отношений между СССР и США

3) появление критических оценок состояния советского общества, исходящих от власти

4) начало проведения либеральных рыночных реформ в стране

Задание 18.1 (тема 18, №3697)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Непосредственным участником события, которому посвящена карикатура, являлся Ф. Рузвельт.

2) Данная карикатура создана в 1935 г.

3) Событие, которому посвящена карикатура, оказало значительное влияние на смену внешнеполитического курса СССР.

4) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в Берлине.

5) На данной карикатуре изображены представители Англии и Франции.

Задание 18.2 (тема 18, №3937)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данная монета выпущена в период существования СССР.

2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.

3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.

4) Главным автором памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.

5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.

Задание Д18.1 (тема Д18, №3682)

Текст задания

Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» был принят в период

 

1) 1945-1953 гг.

2) 1953-1964 гг.

3) 1964-1985 гг.

4) 1985-1991 гг.

Задание Д18.2 (тема Д18, №3922)

Текст задания

Советские войска были введены в Афганистан, когда руководителем СССР являлся

 

1) М. С. Горбачёв

2) И. В. Сталин

3) Л. И. Брежнев

4) Н. С. Хрущёв

Задание 19.1 (тема 19, №3698)

Текст задания

Укажите изображения объектов, построенных в годы руководства СССР того же политического деятеля, при котором была создана данная карикатура. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание 19.2 (тема 19, №3938)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание.

 

 

Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19.1 (тема Д19, №3681)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.

 

«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».

 

1) «Барбаросса»

2) «Багратион»

3) «Тайфун»

4) «Цитадель»

Задание Д19.2 (тема Д19, №3921)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.

 

«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».

 

1) Московская

2) Курская

3) за Днепр

4) за Берлин

Задание 20.1 (тема 20, №3699)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля.

 

«События развивались в быстром темпе. Американское командование привело в полную боевую готовность все свои вооружённые силы, включая войска, находящиеся в Европе, а также шестой флот, находящийся в Средиземном море, и седьмой флот, базирующийся в районе Тайваня. Только для нападения на Кубу было выделено несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших около 100 тысяч военнослужащих. Кроме того, к берегам Кубы было выдвинуто 183 корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков.

 

В полную боевую готовность были приведены и войска союзников США по НАТО в Европе.

 

В результате этих агрессивных шагов Правительства США над миром нависла угроза термоядерной войны.

 

Перед лицом таких усиленных военных приготовлений мы со своей стороны вынуждены были провести соответствующие мероприятия. Советское правительство поручило министру обороны СССР привести в состояние полной боевой готовности всю армию Советского Союза, и прежде всего советские ракетные войска межконтинентального и стратегического назначения, зенитно-ракетную оборону страны и истребительную авиацию ПВО, стратегическую авиацию, военно-морские силы. Наш подводный флот, в том числе и атомный, занял указанные ему позиции. Вооружённые силы стран Варшавского пакта также были приведены в полную боевую готовность.

 

В этих условиях, если бы та или другая сторона не проявила сдержанности, не сделала бы всего, что нужно для предотвращения развития войны, последовал бы взрыв с непоправимыми последствиями. <...>

 

Требовались немедленные действия, чтобы предотвратить нападение на Кубу и сохранить мир. Президенту США было направлено послание, которое подсказывало взаимоприемлемое решение. В этот момент было ещё не поздно погасить начавший тлеть фитиль войны. Направляя это послание, мы учитывали, что и в посланиях самого Президента были выражены тревога и стремление найти выход из создавшегося положения.

 

Так, коротко говоря, было достигнуто взаимоприемлемое решение, означавшее победу разума, успех дела мира».

 

 

Укажите десятилетие, когда происходили события, о которых идёт речь в документе. Под каким названием вошли в историю эти события? Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем СССР в период, когда происходили эти события.

Задание 20.2 (тема 20, №3939)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б. Н. Чичерина.

 

«В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета».

Текст задания

Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?

Задание Д20.1 (тема Д20, №3684)

Текст задания

Назовите социолога и культуролога, одного из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности, который был выслан из России в 1922 г. в ходе большевистской кампании, известной под названием «Философский пароход».

 

1) Н. Д. Кондратьев

2) Н. И. Вавилов

3) В. И. Вернадский

4) П. А. Сорокин

Задание Д20.2 (тема Д20, №3924)

Текст задания

Государственная политика в сфере художественной культуры в середине 1930-х гг. была нацелена на

 

1) изучение и заимствование достижений художественной культуры Серебряного века

2) утверждение метода социалистического реализма

3) развитие широких культурных связей со странами Запада

4) поощрение разнообразия художественных методов и стилей

Задание 21.1 (тема 21, №3700)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля.

 

«События развивались в быстром темпе. Американское командование привело в полную боевую готовность все свои вооружённые силы, включая войска, находящиеся в Европе, а также шестой флот, находящийся в Средиземном море, и седьмой флот, базирующийся в районе Тайваня. Только для нападения на Кубу было выделено несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших около 100 тысяч военнослужащих. Кроме того, к берегам Кубы было выдвинуто 183 корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков.

 

В полную боевую готовность были приведены и войска союзников США по НАТО в Европе.

 

В результате этих агрессивных шагов Правительства США над миром нависла угроза термоядерной войны.

 

Перед лицом таких усиленных военных приготовлений мы со своей стороны вынуждены были провести соответствующие мероприятия. Советское правительство поручило министру обороны СССР привести в состояние полной боевой готовности всю армию Советского Союза, и прежде всего советские ракетные войска межконтинентального и стратегического назначения, зенитно-ракетную оборону страны и истребительную авиацию ПВО, стратегическую авиацию, военно-морские силы. Наш подводный флот, в том числе и атомный, занял указанные ему позиции. Вооружённые силы стран Варшавского пакта также были приведены в полную боевую готовность.

 

В этих условиях, если бы та или другая сторона не проявила сдержанности, не сделала бы всего, что нужно для предотвращения развития войны, последовал бы взрыв с непоправимыми последствиями. <...>

 

Требовались немедленные действия, чтобы предотвратить нападение на Кубу и сохранить мир. Президенту США было направлено послание, которое подсказывало взаимоприемлемое решение. В этот момент было ещё не поздно погасить начавший тлеть фитиль войны. Направляя это послание, мы учитывали, что и в посланиях самого Президента были выражены тревога и стремление найти выход из создавшегося положения.

 

Так, коротко говоря, было достигнуто взаимоприемлемое решение, означавшее победу разума, успех дела мира».

 

 

Какие действия стран - участниц событий, названные в документе, поставили мир перед «угрозой термоядерной войны»? Укажите любые три действия.

Задание 21.2 (тема 21, №3940)

Текст для изучения

См. текст в задании №3939 (выше на текущей странице).

Текст задания

Как характеризует государственную и общественную службу Б. Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?

Задание Д21.1 (тема Д21, №3685)

Текст задания

Первые выборы в Государственную Думу РФ состоялись в

 

1) 1991 г.

2) 1992 г.

3) 1993 г.

4) 1994 г.

Задание Д21.2 (тема Д21, №3925)

Текст задания

Кто занимал должность Премьер-министра РФ во время дефолта 1998 г.?

 

1) С. В. Кириенко

2) С. В. Степашин

3) Е. М. Примаков

4) B. C. Черномырдин

Задание 22.1 (тема 22, №3701)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля.

 

«События развивались в быстром темпе. Американское командование привело в полную боевую готовность все свои вооружённые силы, включая войска, находящиеся в Европе, а также шестой флот, находящийся в Средиземном море, и седьмой флот, базирующийся в районе Тайваня. Только для нападения на Кубу было выделено несколько парашютно-десантных, пехотных и бронетанковых дивизий, насчитывавших около 100 тысяч военнослужащих. Кроме того, к берегам Кубы было выдвинуто 183 корабля, на борту которых находилось 85 тысяч моряков.

 

В полную боевую готовность были приведены и войска союзников США по НАТО в Европе.

 

В результате этих агрессивных шагов Правительства США над миром нависла угроза термоядерной войны.

 

Перед лицом таких усиленных военных приготовлений мы со своей стороны вынуждены были провести соответствующие мероприятия. Советское правительство поручило министру обороны СССР привести в состояние полной боевой готовности всю армию Советского Союза, и прежде всего советские ракетные войска межконтинентального и стратегического назначения, зенитно-ракетную оборону страны и истребительную авиацию ПВО, стратегическую авиацию, военно-морские силы. Наш подводный флот, в том числе и атомный, занял указанные ему позиции. Вооружённые силы стран Варшавского пакта также были приведены в полную боевую готовность.

 

В этих условиях, если бы та или другая сторона не проявила сдержанности, не сделала бы всего, что нужно для предотвращения развития войны, последовал бы взрыв с непоправимыми последствиями. <...>

 

Требовались немедленные действия, чтобы предотвратить нападение на Кубу и сохранить мир. Президенту США было направлено послание, которое подсказывало взаимоприемлемое решение. В этот момент было ещё не поздно погасить начавший тлеть фитиль войны. Направляя это послание, мы учитывали, что и в посланиях самого Президента были выражены тревога и стремление найти выход из создавшегося положения.

 

Так, коротко говоря, было достигнуто взаимоприемлемое решение, означавшее победу разума, успех дела мира».

 

 

Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх обязательств, взятых на себя странами - участницами событий, которые позволили выйти из сложившейся ситуации.

Задание 22.2 (тема 22, №3941)

Текст для изучения

См. текст в задании №3939 (выше на текущей странице).

Текст задания

В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, названных в отрывке? Приведите любые три положения.

Задание 23.1 (тема 23, №3702)

Текст задания

В период правления Александра I в России были созданы военные поселения - система организации войск, сочетавшая военную службу с занятием производительным трудом, прежде всего сельскохозяйственным. При Александре II военные поселения были отменены, опыт их создания был признан неудачным.

 

Укажите две цели создания военных поселений. Назовите одну причину неудачи реализации идеи их создания.

Задание 23.2 (тема 23, №3942)

Текст задания

За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.

Задание 24.1 (тема 24, №3703)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры) ».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Задание 24.2 (тема 24, №3943)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...