В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3585)

Текст задания

Какое из названных событий относится к XIII в.?

 

1) «стояние» на реке Угре

2) сражение на реке Воже

3) Куликовская битва

4) Ледовое побоище

Задание Д1.2 (тема Д1, №3586)

Текст задания

В каком ряду указаны имена современников?

 

1) Дмитрий Донской и Ермак

2) Иван III и Сергий Радонежский

3) Иван IV и Андрей Курбский

4) Василий II Тёмный и Тохтамыш

Задание Д1.3 (тема Д1, №3606)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) принятие Соборного уложения

2) Невская битва

3) «стояние» на реке Угре

4) издание указа «о вольных хлебопашцах»

5) вхождение Крыма в состав Российской империи

Задание Д2 (тема Д2, №3587)

Текст задания

Что явилось одной из причин Смуты начала XVII в.?

 

1) появление постоянно действующих центральных органов управления

2) потеря Россией Смоленска

3) пресечение династии московских князей — потомков Ивана Калиты

4) потеря Россией Новгорода

Задание 3 (тема 3, №3609)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XVI−XVII вв.

 

1) Заповедные лета

2) белые слободы

3) ордынский выход

4) урочные лета

5) закупы

6) воеводы

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3588)

Текст задания

«Повесть временных лет» — это

 

1) общерусский летописный свод

2) свод древнерусского права

3) собрание автобиографических повестей

4) древнерусская былина

Задание 4 (тема 4, №3610)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Массовое движение новаторов социалистического производства в СССР − рабочих, колхозников, инженерно-технических работников − за повышение производительности труда, начало которому было положено в 1935 г., получило название «________________ движение».

Задание Д4 (тема Д4, №3589)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите правителя, о котором идёт речь.

 

«Свержение ига устраняло политическое к тому препятствие, а брак с Софьей давал на то историческое оправдание: мог теперь считать себя единственным оставшимся в мире православным и независимым государем, какими были византийские императоры, и верховным властителем Руси. С конца XV в. на его печатях появляется византийский герб — двуглавый орёл».

 

1) Иван IV

2) Иван III

3) Борис Годунов

4) Иван Калита

Задание 5 (тема 5, №3608)

Текст задания

Установите соответствие между описанием, характерными чертами, особенностями событий Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. и названиями событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ОПИСАНИЕ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ОСОБЕННОСТИ   СОБЫТИЯ

A) крупнейшее в истории войны танковое сражение, переход стратегической инициативы к Красной армии

Б) окружение и ликвидация крупной группировки противника под командованием генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса

B) первое крупное поражение немецкой армии во Второй мировой войне, в результате советского контрнаступления враг был отброшен более чем на 100 км

Г) задержка наступления немецких войск на два месяца, немцы впервые были вынуждены временно перейти к обороне

 

1) Сталинградская битва

2) Курская битва

3) Смоленское сражение

4) Московская битва

5) операция «Багратион»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д5 (тема Д5, №3590)

Текст задания

В первой четверти XVIII в. русская армия стала укомплектовываться рядовым составом на основе

 

1) всесословной воинской обязанности

2) дворянского ополчения

3) рекрутской повинности

4) свободного найма

Задание Д6 (тема Д6, №3591)

Текст задания

Государственная деятельность М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, А. А. Аракчеева относится к царствованию

 

1) Александра I

2) Александра II

3) Александра III

4) Екатерины II

Задание Д C6 (тема Д C6, №3624)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) А.В. Суворов;

2) Симон Боливар;

3) Николай II;

4) Г.В. Плеханов.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3607)

Текст задания

Какие три из перечисленных военачальников прославились во время Крымской войны? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) М. Д. Скобелев

2) М. Б. Барклай де Толли

3) П. И. Багратион

4) В. И. Истомин

5) П. С. Нахимов

6) В. А. Корнилов

Задание Д7 (тема Д7, №3592)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одним из результатов деятельности Великого посольства?

 

1) снижение Россией таможенных пошлин на ввозимые европейские товары

2) создание антианглийской коалиции

3) обострение борьбы европейских держав за выход к Чёрному морю

4) создание Северного союза против Швеции

Задание Д8 (тема Д8, №3593)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Александр I

4) Елизавета Петровна

Задание Д9 (тема Д9, №3594)

Текст задания

О развитии капитализма в сельском хозяйстве России в конце XIX в. свидетельствовало существование

 

1) общины

2) натурального хозяйства

3) месячины

4) кулаков и батраков

Задание Д10 (тема Д10, №3595)

Текст задания

Что из перечисленного явилось одной из причин русско-турецкой войны 1877−1878 гг.?

 

1) отказ Турции улучшить положение славянских народов на Балканском полуострове

2) стремление России ликвидировать нейтральный режим Чёрного моря

3) блокада турецким флотом черноморского побережья России

4) захват Турцией русских крепостей в Закавказье

Задание 11 (тема 11, №3611)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Государственный деятельПериодСобытие
__________(А)Март—август 1998 г.__________(Б)
Билл Клинтон1992-2000гг__________(В)
__________(Г)__________(Д)Первый выпуск Государственных

краткосрочныхоблигаций (ГКО)

Б. Н. Ельцин__________(Е)Либерализация цен

 

Пропущенные элементы:

 

1) ноябрь 1991 г. — июнь 1992 г.

2) начало реализации приоритетных национальных проектов

3) был американским президентом когда было принято решение НАТО о бомбардировке Югославии

4) декабрь 1992 г. — март 1998 г.

5) B. C. Черномырдин

6) объявление технического дефолта

7) С. В. Кириенко

8) май−август 1999 г.

9) М. М. Касьянов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3596)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1883г.

2) 1803г.

3) 1842г.

4) 1861г.

Задание 12 (тема 12, №3612)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе... Прочие размещены в укреплённых городах, где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса... Воины, составляющие пехоту, не носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала гладкий и прямой; отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжёл, хотя стреляют из него очень небольшою пулею... В Сибири... построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере распространения владений... Постоянных телохранителей царя составляют 2000 человек, стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажжёнными фитилями и другими нужными снарядами. Они не входят во дворец и сторожат во дворе, где живёт царь... Они... сторожат дворец царский или опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь, другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и около казначейства...»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Описываемое в отрывке войско было создано в годы правления Ивана III.

2) Войско, которое описывает автор, имело огнестрельное оружие.

3) Описываемое в отрывке войско сыграло большую роль в расширении границ Российского государства во второй половине XVI в.

4) Войско, которое описывается в отрывке, получало жалованье в натуральной и денежной форме.

5) Описываемое войско формировалось на основе рекрутского набора.

6) Описываемое в отрывке войско было расформировано в начале XVII в.

Задание Д12 (тема Д12, №3597)

Текст задания

Какие из данных терминов обозначают новые направления в российском искусстве в начале XX в.?

 

1) реализм, сентиментализм

2) ампир, шатровый стиль

3) символизм, футуризм

4) барокко, классицизм

Задание 13 (тема 13, №3613)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Задание Д13 (тема Д13, №3598)

Текст задания

Наступление Красной армии на Восточном фронте летом 1919 г. было направлено против войск

 

1) генерала П. Н. Врангеля

2) генерала А. И. Деникина

3) генерала Н. Н. Юденича

4) адмирала А. В. Колчака

Задание 14 (тема 14, №3614)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание Д14 (тема Д14, №3599)

Текст задания

Левые эсеры вышли из состава советского правительства по причине

 

1) отказа большевиков от идей мировой революции

2) подписания Брестского мира с Германией

3) стремления лидеров большевиков создать коалиционное правительство с представителями либеральных партий

4) начала проведения новой экономической политики (нэпа)

Задание 15 (тема 15, №3615)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Задание 16 (тема 16, №3616)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Задание Д16 (тема Д16, №3600)

Текст задания

Бой у разъезда Дубосеково, в котором приняли участие 28 бойцов 316-й стрелковой дивизии, состоялся в ходе

 

1) битвы за Москву

2) операции по освобождению Белоруссии

3) Сталинградской битвы

4) Курской битвы

Задание Д17 (тема Д17, №3603)

Текст задания

Что явилось результатом попытки смещения Н. С. Хрущёва на Пленуме ЦК КПСС в июне 1957 г.?

 

1) новая волна массовых политических репрессий в стране

2) назначение Г. К. Жукова министром обороны

3) лишение членов «антипартийной группы» занимаемых ими постов

4) уход Н. С. Хрущёва на пенсию «по состоянию здоровья»

Задание 18 (тема 18, №3617)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В ходе перелёта, которому посвящена марка, его участники преодолели более 2 тыс. километров.

2) Событие, которому посвящена почтовая марка, связано с одним из достижений советского морского флота.

3) Событие, которому посвящена почтовая марка, произошло в 1930-х гг.

4) Руководитель перелёта, которому посвящена марка, прославился в годы Великой Отечественной войны.

5) Участники перелёта, которому посвящена марка, провели несколько дней на Северном полюсе.

Задание Д18 (тема Д18, №3602)

Текст задания

О роспуске каких международных организаций было официально объявлено странами-участницами, в том числе СССР, в 1991 г.?

 

1) НАТО и ЕЭС

2) СЭВ и ОВД

3) ООН и ЮНЕСКО

4) Коминтерна и Коминформа

Задание 19 (тема 19, №3618)

Текст задания

Укажите изображения, на которых представлены объекты, построенные в период руководства страной политического деятеля, при котором состоялась обозначенная на марке экспедиция. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №3601)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма немецкого дипломата У. фон Хасселя и укажите, к какому времени относятся события Великой Отечественной войны, о которых идёт речь.

 

«Последние несколько недель характеризуются самым серьёзным кризисом, какой мы ещё не испытывали в войне. Этот кризис... поразил не только руководство и правящий режим, но и всю Германию. Он символизируется одним словом — "Сталинград". Впервые Гитлер не смог уйти от ответственности, впервые критические замечания были направлены в его адрес...»

 

1) июль 1941 г.

2) январь 1942 г.

3) февраль 1943 г.

4) март 1944 г.

Задание 20 (тема 20, №3619)

Текст задания

Прочтите отрывок из законодательного акта.

 

«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству... l.Bce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...

 

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...

 

7. ...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...

 

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

 

Укажите, в каком году был издан данный акт. Какое название он получил? Какой государь (государыня) его издал(-а)?

Задание Д20 (тема Д20, №3604)

Текст задания

Автором какого скульптурного произведения является В. И. Мухина?

 

1) скульптура «Рабочий и колхозница» в Москве

2) памятник Г. К. Жукову на Манежной площади в Москве

3) монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке

4) монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане

Задание 21 (тема 21, №3620)

Текст задания

Прочтите отрывок из законодательного акта.

 

«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству... l.Bce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...

 

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...

 

7. ...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...

 

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

 

В чём заключалось основное право, предоставленное русскому дворянству этим законодательным актом? Какие ограничения предоставленного дворянам права вводились этим актом (укажите не менее двух ограничений)?

Задание Д21 (тема Д21, №3605)

Текст задания

Какое событие произошло в 2008 г.?

 

1) вступление России в Совет Европы

2) операция российских войск по принуждению Грузии к миру

3) принятие Декларации России и США о прекращении «холодной войны»

4) присоединение России к программе НАТО «Партнёрство во имя мира»

Задание 22 (тема 22, №3621)

Текст задания

Прочтите отрывок из законодательного акта.

 

«...дед наш, Пётр Великий... в тогдашнее ж время российскому дворянству... повелел вступить в военные и гражданские службы ... Правда, что таковые учреждения, хотя и в начале казались тягостными и несносными для дворянства... (но) последовали от того неисчётные пользы, переменилось невежество в здравый рассудок, полезное знание и прилежность к службе умножило... усердие и отменную в службе нашей ревность, а потому и не находим мы той необходимости в принуждении к службе, какая до сего времени потребна была. И тако мы... отныне впредь на вечные времена и в потомственные роды жалуем всему российскому благородному дворянству... l.Bce находящиеся в разных наших службах дворяне могут оную продолжать сколь долго пожелают, и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время компании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы... просить да не дерзают...

 

6. А как по сему нашему всемилостивейшему установлению никто уже из дворян российских неволею службу продолжать не будет, ...разве особливая надобность потребует, но то не иначе как за подписанием нашей собственной руки именным указом поведено будет...

 

7. ...о малолетних их детях, коих отныне повелеваем для единственного только сведения объявлять в 12 лет от рождения их в герольдии, губерниях, провинциях и городах, ...причём от родителей или от сродников их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до двенадцатилетнего возраста обучены, и где далее науки продолжать желают, ...однако ж чтоб никто не дерзал без обучения пристойных благородному дворянству наук детей своих воспитывать под тяжким нашим гневом...

 

8. Находящихся же ныне в нашей военной службе дворян в солдатах и прочих нижних чинах менее обер-офицера, кои не дослужились офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет военную службу продолжал, то таковые получат увольнения от службы».

 

Какие другие важные внутриполитические мероприятия были предприняты императором, при котором был издан данный акт? (Укажите одно любое мероприятие.) Как окончилось его правление? В каком последующем законодательном акте были закреплены права и привилегии дворян?

Задание 23 (тема 23, №3622)

Текст задания

Известно, что в начале 1970-х гг. политическое руководство СССР во главе с Л. И. Брежневым провозгласило политику «разрядки» международной напряжённости. Назовите два наиболее значимых направления политики «разрядки» и укажите причину значимости для СССР каждого из них.

Задание 24 (тема 24, №3623)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«В судебной реформе 1864 г. были последовательно осуществлены принципы буржуазного права, устранены недостатки, свойственные судебной системе дореформенного периода».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...