В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 5» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3505)

Текст задания

Какое из перечисленных событий произошло раньше других?

 

1) первое упоминание в летописи о Москве

2) поход Тохтамыша на Москву

3) поход Батыя на Северо-Восточную Русь

4) стояние на реке Угре

Задание Д1.2 (тема Д1, №3506)

Текст задания

«Вечу и колоколу в отчине нашей Новгороде не быти», — так заявил, отправляясь в поход на Новгород,

 

1) Василий III

2) Александр Невский

3) Иван IV

4) Иван III

Задание Д1.3 (тема Д1, №3526)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) введение урочных лет

2) заключение первого русско-византийского договора

3) окончание Смуты в России

4) издание манифеста о трёхдневной барщине

5) присоединение Новгорода к Москве

Задание Д2 (тема Д2, №3507)

Текст задания

Что стало одним из последствий принятия Русью христианства?

 

1) установление уроков и погостов

2) приобщение восточных славян к новым культурным ценностям и традициям

3) смена правящей династии

4) начало дробления Древнерусского государства на удельные княжества

Задание 3 (тема 3, №3529)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе правления Ивана IV.

 

1) стрельцы;

2) опричники;

3) полки «нового строя»;

4) Избранная рада;

5) Стоглавый собор;

6) Уложение о службе.

 

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3508)

Текст задания

Какое из произведений древнерусской литературы повествует о Куликовской битве?

 

1) «Повесть временных лет»

2) «Слово о полку Игореве»

3) Русская Правда

4) «Задонщина»

Задание 4 (тема 4, №3530)

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

Арест Временного правительства, II Всероссийский съезд Советов явились событиями, результатом которых стал приход к власти партии _______________________.

Задание Д4 (тема Д4, №3509)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите имя хана, о походе которого идёт речь.

 

«Дав своему войску возможность собраться с силами в степях Северного Причерноморья и Поволжья и получив подкрепление с востока, [он] продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переяславль, ... пал после осады Киев... Затем [он] огнём и мечом прошёлся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу, Хорватию. Было побеждено войско рыцарей, посланных навстречу монголам императором Германии».

 

1) Тимур

2) Чингисхан

3) Мамай

4) Батый

Задание 5 (тема 5, №3528)

Текст задания

Установите соответствие между определениями и понятиями. В ответ запишите последовательность цифр.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ   ПОНЯТИЯ

А) земледельцы, заключившие с хозяином земли договор на выполнение работ

Б) свободные или зависимые земледельцы, основная масса населения Древней Руси

В) люди, находившиеся в полной зависимости от хозяина земли

Г) земледельцы, взявшие ссуду

 

1) смерды

2) холопы

3) закупы

4) тиуны

5) рядовичи

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д5 (тема Д5, №3510)

Текст задания

Какое из названных морских сражений произошло в ходе Северной войны?

 

1) Чесменское

2) Наваринское

3) Гангутское

4) Синопское

Задание Д6 (тема Д6, №3511)

Текст задания

Кто из названных лиц были участниками русско-турецких войн второй половины XVIII в.?

 

1) В. В. Голицын, Ф. Я. Лефорт

2) Ф. Ф. Ушаков, П. А. Румянцев

3) М. Д. Скобелев, И. В. Гурко

4) П. С. Нахимов, А. П. Ермолов

Задание Д C6 (тема Д C6, №3544)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Дмитрий Донской;

2) Александр I;

3) Н.И. Бухарин;

4) Махатма Ганди.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3527)

Текст задания

Что из перечисленного относится к итогам Первой российской революции 1905−1907 гг.? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) свержение монархии, установление республики

2) создание Государственной думы

3) разрешение создавать политические партии

4) национализация всех помещичьих земель

5) ликвидация сословий и гражданских чинов

6) отмена выкупных платежей

Задание Д7 (тема Д7, №3512)

Текст задания

В целях привлечения дворян к государственной службе Пётр I издал

 

1) указ о проведении переписи населения

2) указ о единонаследии

3) указ о престолонаследии

4) указ о введении рекрутской повинности

Задание Д8 (тема Д8, №3513)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь.

 

«Из-за ...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными: совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».

 

1) А. Г. Орлов

2) А. Д. Меншиков

3) А. В. Суворов

4) А. П. Ермолов

Задание Д9 (тема Д9, №3514)

Текст задания

Какое из перечисленных явлений свидетельствовало о существовании пережитков крепостного права в России в 1860−1870-х гг.?

 

1) перевод крестьян в дворовые

2) временнообязанное положение крестьян

3) введение месячины

4) участие крестьян в работе земств

Задание Д10 (тема Д10, №3515)

Текст задания

Что из перечисленного явилось следствием поражения России в Крымской войне?

 

1) потеря Россией Севастополя

2) создание Священного союза

3) установление нейтрального режима Чёрного моря

4) создание «Союза трёх императоров»

Задание 11 (тема 11, №3531)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительСоциально-экономическое
преобразование
Результат
(А)Ликвидация внутренних таможенСоздание благоприятных условий
для развития торговли
Пётр IIIЗапрет покупки крестьян к заводам(Б)
(В)(Г)Дробление дворянских имений
Пётр I(Д)(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Екатерина II

2) увеличение численности налогоплательщиков

3) отмена указа о единонаследии

4) издание указа о секуляризации церковных земель

5) расширение использования наёмного труда в промышленности

6) Елизавета Петровна

7) облегчение распределения государственных заказов на изготовление военной продукции

8) введение подушной подати

9) Анна Иоанновна

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3516)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идёт речь.

 

«Первое заседание высших сановников государства под председательством нового императора состоялось 8 марта... Главным вопросом, стоявшим на повестке дня, было утверждение проекта Лорис-Меликова о создании законосовещательного органа, формируемого из представителей общественности... [Император] не склонен был решать этот вопрос положительно и за день до заседания советовался с К.П. Победоносцевым, каким образом организовать его обсуждение на совещании, намереваясь дать "бой" либеральным министрам».

 

1) Николай I

2) Александр III

3) Александр I

4) Александр II

Задание 12 (тема 12, №3532)

Текст задания

Прочтите отрывок из заявления политического деятеля.

 

«Секретариат, Политбюро ЦК КПСС не выступили против государственного переворота. Центральный Комитет не сумел занять решительную позицию осуждения и противодействия, не поднял коммунистов на борьбу против попрания конституционной законности. Среди заговорщиков оказались члены партийного руководства, ряд партийных комитетов и средств массовой информации поддержал действия государственных преступников. Это поставило коммунистов в ложное положение.

 

Многие члены партии отказались сотрудничать с заговорщиками, осудили переворот и включились в борьбу против него. Никто не имеет морального права огульно обвинять всех коммунистов, и я как Президент считаю себя обязанным защитить их как граждан от необоснованных обвинений.

 

В этой обстановке ЦК КПСС должен принять трудное, но честное решение о самороспуске. Судьбу республиканских компартий и местных партийных организаций определят они сами.

 

Не считаю для себя возможным дальнейшее выполнение функций Генерального секретаря ЦК КПСС и слагаю соответствующие полномочия».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

 

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автор заявления занимал одновременно с постом Генерального секретаря важный государственный пост.

2) Одним из тех, кого автор заявления называет заговорщиками, был Г. И. Янаев.

3) Заговорщики, о которых идёт речь в данном отрывке, были в сговоре с Президентом РФ.

4) Автор заявляет, что все члены партии поддержали заговорщиков.

5) Заявление сделано в 1993 г.

6) В течение того же года, когда было сделано данное заявление, деятельность названной в отрывке партии была прекращена на территории России.

Задание Д12 (тема Д12, №3517)

Текст задания

Из перечисленных лиц художником-портретистом был

 

1) В. А. Жуковский

2) М. И. Глинка

3) О. А. Кипренский

4) А. Н. Воронихин

Задание 13 (тема 13, №3533)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название географического района, в котором согласно карте отмечается наибольшая концентрация металлургических предприятий.

Задание Д13 (тема Д13, №3518)

Текст задания

Декрет о земле был принят в 1917 г.

 

1) Вторым Всероссийским съездом Советов

2) Съездом РКП(б)

3) Временным правительством

4) Учредительным собранием

Задание 14 (тема 14, №3534)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите императора, в годы правления которого в состав Российской империи вошли территории, обозначенные цифрами «I», «II» и «III».

Задание Д14 (тема Д14, №3519)

Текст задания

Что из названного стало следствием вынужденного отказа руководства СССР в августе 1939 г. от продолжения политики создания системы коллективной безопасности в Европе?

 

1) заключение пакта Молотова-Риббентропа

2) заключение СССР, Великобританией и Францией союза против фашистской Германии

3) создание Лиги Наций

4) создание Коминтерна

Задание 15 (тема 15, №3535)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название европейского конгресса, по итогам которого в состав Российского государства вошла территория, обозначенная цифрой «II».

Задание 16 (тема 16, №3536)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Объект, обозначенный буквой «А», был построен в годы правления Николая I.

2) Большинство текстильных предприятий в изображаемый на схеме период находились на юге страны.

3) На схеме подчёркнуты названия городов, в которых в изображаемый на схеме период действовали университеты.

4) Территория, обозначенная на схеме цифрой «I», была присоединена к России мирным путём.

5) Территория, обозначенная на карте цифрой «I», вошла в состав Российской империи при сохранении ею автономии.

6) Промышленное освоение района, где согласно схеме находится большинство металлургических предприятий, началось только во второй половине XVIII в.

Задание Д16 (тема Д16, №3520)

Текст задания

Какое событие произошло ранее других?

 

1) освобождение г. Орла от фашистов

2) освобождение г. Киева от фашистов

3) танковое сражение в районе д. Прохоровки

4) начало контрнаступления Красной армии под Сталинградом

Задание Д17 (тема Д17, №3523)

Текст задания

Что стало одним из результатов политики государства в сфере сельского хозяйства, проводимой в 1950-е — начале 1960-х гг.?

 

1) значительное сокращение площади распаханных земель

2) снижение цен на мясо-молочные продукты

3) массовое создание фермерских хозяйств

4) возникновение необходимости закупки зерна за рубежом

Задание 18 (тема 18, №3537)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данная карикатура создана в первой половине 1930-х гг.

2) В момент, когда произошло событие, которому посвящена карикатура, СССР вёл войну с Финляндией.

3) Карикатура была создана в СССР и опубликована в печати в тот же год, когда произошло событие, которому она посвящена.

4) Карикатура посвящена нарушению международного договора одной из стран.

5) Событие, которому посвящена карикатура, означало начало Великой Отечественной войны.

Задание Д18 (тема Д18, №3522)

Текст задания

Что было характерно для внешней политики СССР при Н. С. Хрущёве?

 

1) утверждение тезиса о мирном сосуществовании и соревновании двух систем

2) установление отношений полного доверия и взаимопонимания с западными странами

3) отказ от поддержки антиколониального движения

4) улучшение советско-китайских отношений

Задание 19 (тема 19, №3538)

Текст задания

Какой из перечисленных объектов строился в годы руководства СССР политического деятеля, изображённого на карикатуре.

В ответе запишите цифру, под которой этот объект указан.

 

Задание Д19 (тема Д19, №3521)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.

 

«Мы чаще и чаще в свободное время подходили к картам и всматривались в те пункты, которые обозначались в военных сводках. Особенно тревожило смоленское направление, поскольку это прямая дорога на Москву. Беспокоил также и Житомир, это уже глубокая стрела, нацеленная в глубь Украины, к её славному городу Киеву. Обозначилась также угроза и для Ленинграда. И хотя на этих трёх направлениях стояли славные маршалы Ворошилов, Тимошенко и Будённый, мы тем не менее испытывали законное беспокойство, зная, что такую же тревогу испытывают и все люди».

 

1) летом 1941 г.

2) осенью 1942 г.

3) весной 1942 г.

4) зимой 1941-1942 гг.

Задание 20 (тема 20, №3539)

Текст задания

Прочтите отрывок из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина.

 

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня (...) розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации электровозостроительного завода имени Будённого по снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня (...) рабочих завода, которая вылилась в многочисленный митинг.

 

Утром 2 июня многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать движению колонны по указанию Плиева командир танковой части ...полковник Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый личный состав с 9-10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить шествие и двинулись дальше в город...

 

Одновременно у горотделов милиции и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков, ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть на непродолжительное время».

 

Назовите место, где состоялись описанные в тексте события. Укажите год, когда произошли описанные события. Укажите фамилию руководителя СССР в период, когда состоялись описанные события.

Задание Д20 (тема Д20, №3524)

Текст задания

Какое событие относится к периоду застоя?

 

1) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь»

2) отказ Б. Л. Пастернака от Нобелевской премии по литературе

3) издание постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград»

4) высылка А. И. Солженицына из страны

Задание 21 (тема 21, №3540)

Текст задания

Прочтите отрывок из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина.

 

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня (...) розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации электровозостроительного завода имени Будённого по снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня (...) рабочих завода, которая вылилась в многочисленный митинг.

 

Утром 2 июня многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать движению колонны по указанию Плиева командир танковой части ...полковник Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый личный состав с 9-10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить шествие и двинулись дальше в город...

 

Одновременно у горотделов милиции и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков, ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть на непродолжительное время».

 

Используя текст, укажите три причины описанных в тексте массовых выступлений.

Задание Д21 (тема Д21, №3525)

Текст задания

Какое событие произошло в годы президентства Б. Н. Ельцина?

 

1) провозглашение приоритетных национальных проектов

2) принятие закона об увеличении срока полномочий Государственной Думы РФ до пяти лет и Президента РФ до шести лет

3) подписание Федеративного договора

4) принятие закона о выборах в Госдуму только по спискам политических партий

Задание 22 (тема 22, №3541)

Текст задания

Прочтите отрывок из информации Генерального прокурора СССР Н. Трубина.

 

«Накануне событий по Центральному радио и в печати было объявлено о повышении в стране с 1 июня (...) розничных цен на мясо-молочные продукты. Оно совпало с мероприятиями администрации электровозостроительного завода имени Будённого по снижению расценок за оплату труда рабочих. Всё это послужило поводом к стихийной забастовке 1 июня (...) рабочих завода, которая вылилась в многочисленный митинг.

 

Утром 2 июня многотысячная масса людей, в том числе женщины и дети, колонной направились в город... чтобы выразить свои требования и освободить содержащихся в городском отделении милиции лиц, задержанных накануне в районе завода. С целью воспрепятствовать движению колонны по указанию Плиева командир танковой части ...полковник Михеев к утру 2 июня сконцентрировал на мосту через реку Тузлов подчинённый личный состав с 9-10 танками и несколькими бронетранспортёрами. Прибывшие к мосту люди проигнорировали требование командования части прекратить шествие и двинулись дальше в город...

 

Одновременно у горотделов милиции и КГБ также собралась агрессивно настроенная толпа. Она оттеснила охранявших здания военнослужащих 505-го полка внутренних войск и предприняла активную попытку ворваться в отдел милиции через выбитые окна и двери с целью освободить задержанных граждан. Из толпы раздавались призывы захватить оружие. Одному из погромщиков удалось вырвать из рук рядового Репкина автомат, и из захваченного оружия он пытался открыть огонь по военнослужащим. Опередив его, военнослужащий Азизов произвёл несколько выстрелов и убил его. При этом были убиты ещё четыре лица из числа нападавших, другие погромщики получили ранения. Более 30 погромщиков, ворвавшихся в коридоры и во двор горотдела милиции, были задержаны и водворены в изолятор. Солдатами и офицерами внутренних войск были изгнаны погромщики из здания Госбанка, куда они сумели проникнуть на непродолжительное время».

 

Укажите не менее трёх причин кризиса сельского хозяйства, последствием которого стала ситуация, описанная в первом предложении отрывка.

Задание 23 (тема 23, №3542)

Текст задания

В XVI в. в России утвердилось крепостное право. Укажите название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно. Укажите не менее двух обычных (типичных) условий договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином, которые определяли их сотрудничество до конца XVI в.

Задание 24 (тема 24, №3543)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...