В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3385)

Текст задания

Какой город после его присоединения к Москве в XV в. лишился веча и посадника?

 

1) Новгород Великий

2) Тверь

3) Смоленск

4) Астрахань

Задание Д1.2 (тема Д1, №3386)

Текст задания

Против кого сражалась русская рать в Невской битве в 1240 г.?

 

1) монголов

2) половцев

3) шведов

4) хазар

Задание Д1.3 (тема Д1, №3406)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Бородинское сражение

2) учреждение патриаршества в России

3) Швейцарский поход А. В. Суворова

4) введение всеобщей воинской повинности

5) созыв Уложенной комиссии

Задание Д2 (тема Д2, №3387)

Текст задания

Следствием преобразований, проведённых в период регентства Елены Глинской, было

 

1) создание стрелецкого войска

2) ограничение местничества

3) введение общерусской денежной единицы - серебряной копейки

4) учреждение приказной системы управления

Задание 3 (тема 3, №3409)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в период 1953−1964 гг.

 

1) Варшавский договор

2) «Пражская весна»

3) Карибский кризис

4) десталинизация

5) «оттепель»

6) ввод советских войск в Афганистан

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3388)

Текст задания

Какое произведение XVI в. излагало религиозные наставления, правила семейных отношений и давало хозяйственные рекомендации?

 

1) «Домострой»

2) «Поучение детям»

3) «Задонщина»

4) «Юности честное зерцало»

Задание 4 (тема 4, №3410)

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

Г. В. Плеханов и его единомышленники основали в Женеве группу «_____________________», главным делом которой стала пропаганда идей марксизма.

Задание Д4 (тема Д4, №3389)

Текст задания

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите князя, о котором идёт речь.

 

«...заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах... И стала при нём вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри стали появляться... Отец его, Владимир, землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, [сын] же засеял книжными словами сердца верных людей, а мы пожинаем, ученье принимая книжное.

...Ещё при жизни дал он наставление сыновьям своим: "И если будете жить в любви между собою, Бог будет в вас и покорит вам врагов..." И так разделил он между ними города, запретив им переступать пределы братьев и сгонять со стола».

 

1) Андрей Боголюбский

2) Игорь Святославич

3) Ярослав Мудрый

4) Святослав Игоревич

Задание Д5 (тема Д5, №3390)

Текст задания

Какая из форм организации промышленного производства появилась в России в XVII в.?

 

1) мануфактуры

2) промыслы

3) монополии

4) фабрики

Задание Д6 (тема Д6, №3391)

Текст задания

Как называлась военная операция, в результате которой в сентябре 1812 г. русская армия после оставления Москвы смогла оторваться от преследования французов и заняла позиции в укреплённом лагере?

 

1) Тарутинский марш-манёвр

2) сражение под селом Красным

3) параллельное преследование французских войск

4) сражение у реки Березины

Задание Д C6 (тема Д C6, №3424)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Карл Великий;

2) патриарх Никон;

3) Александр III;

4) А.И. Солженицын.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3407)

Текст задания

Какие три из перечисленных исторических личностей были высокопоставленными чиновниками в царствование Николая I? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) С. С. Уваров

4) Г. Е. Львов

5) М. М. Сперанский

6) А. Х. Бенкендорф

Задание Д7 (тема Д7, №3392)

Текст задания

Следствием разделов Речи Посполитой стало(а)

 

1) вхождение в состав России балтийского побережья от Гданьска до Выборга

2) передача России Левобережной Украины и Киева

3) создание антироссийской коалиции в составе Австрии и Пруссии

4) присоединение к России Западной Белоруссии и Западной Украины

Задание Д8 (тема Д8, №3393)

Текст задания

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

 

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

 

1) Павел I

2) Пётр I

3) Александр II

4) Николай I

Задание 9 (тема 9, №3408)

Текст задания

Установите соответствие между фамилиями государственных деятелей СССР и РФ и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ФАМИЛИИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) Ю. В. Андропов

Б) Е. Т. Гайдар

B) А. Н. Косыгин

Г) Г. М. Маленков

 

1) разработка экономической программы «500 дней»

2) попытка наведения порядка и искоренения коррупции в СССР в начале 1980-х гг.

3) руководство деятельностью Правительства СССР в 1953−1955 гг.

4) проведение экономических реформ во второй половине 1960-х гг.

5) руководство проведением радикальных экономических реформ в начале 1990-х гг.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №3394)

Текст задания

Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала

 

1) национализацию части помещичьей земли

2) ограничение политики переселения крестьян

3) развитие общинного землевладения

4) образование отрубов и хуторских хозяйств

Задание Д10 (тема Д10, №3395)

Текст задания

Что из перечисленного было одним из следствий Великих реформ 1860-1870-х гг. в России?

 

1) учреждение центрального всесословного законосовещательного органа

2) создание системы всесословных выборных органов местного самоуправления

3) создание министерств

4) установление в стране конституционного строя

Задание 11 (тема 11, №3411)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительСобытиеВек
Иван IVВведение опричнины__________(А)
__________(Б)__________(В)Х в.
__________(Г)Составление первого письменного

законодательства

XI в.
Урбан II__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Владимир Красное Солнышко

2) XVI в.

3) провозглашение крестовых походов

4) крещение Руси

5) предание анафеме Православной церкви католиками

6) XIV в.

7) Иван III

8) XI в.

9) Ярослав Мудрый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3396)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите подписавшего этот документ министра.

 

«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших Парижский трактат, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море;

что его императорское величество считает своим правом и своею обязанностью заявить его величеству султану о прекращении действия дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые Российская империя и Османская империя представили себе содержать в Чёрном море;

...государь император прямодушно уведомляет державы, подписавшие и гарантировавшие трактат, что его императорское величество возвращает в этом отношении его величеству султану права его во всей полноте, точно так же, как восстановляет свои собственные...»

 

1) К. П. Победоносцев

2) А. М. Горчаков

3) С. Ю. Витте

4) М. Т. Лорис-Меликов

Задание 12 (тема 12, №3412)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

 

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П. Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920−1925 гг.

3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.

4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

Задание Д12 (тема Д12, №3397)

Текст задания

Руководителем первой русской экспедиции, открывшей в 1820 г. Антарктиду и 29 островов в Атлантическом и Тихом океанах, был

 

1) Н. Н. Миклухо-Маклай

2) Н. М. Пржевальский

3) Ф. Ф. Беллинсгаузен

4) В. И. Беринг

Задание 13 (тема 13, №3413)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите имя монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание Д13 (тема Д13, №3398)

Текст задания

Что из перечисленного относится к периоду, известному под названием «полоса признания СССР»?

 

1) создание Коминтерна

2) подписание советско-германского договора о ненападении и секретного протокола к нему

3) исключение СССР из Лиги Наций

4) установление дипломатических отношений с Великобританией и Францией

Задание 14 (тема 14, №3414)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите фамилию русского полководца, под командованием которого была взята штурмом хорошо укреплённая крепость, обозначенная на схеме цифрой «2».

Задание Д14 (тема Д14, №3399)

Текст задания

Что было одной из причин (предпосылок) образования СССР?

 

1) начало массовой коллективизации

2) существование экономических связей между территориями бывшей Российской империи

3) результаты референдума о создании СССР

4) заключение Брест-Литовского мирного договора

Задание 15 (тема 15, №3415)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

Задание 16 (тема 16, №3416)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», стал базой русского Черноморского флота.

2) Следствием данной войны стала потеря Россией территорий, обозначенных на схеме вертикальной штриховкой.

3) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «4».

5) Одним из главных событий войны, ход которой изображён на данной схеме, было Чесменское морское сражение.

6) Русским флотом в сражении, которое произошло у мыса, обозначенного на схеме цифрой «1», командовал Ф. Ф. Ушаков.

Задание Д16 (тема Д16, №3400)

Текст задания

Какое событие способствовало поддержанию морального духа советских воинов в ходе Московской битвы?

 

1) трансляция исполнения Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде

2) первый победный салют в Москве

3) проведение традиционного военного парада на Красной площади

4) открытие Второго фронта в Западной Европе

Задание Д17 (тема Д17, №3403)

Текст задания

Что явилось одним из итогов восьмой пятилетки развития народного хозяйства СССР (1966-1970 гг.)?

 

1) открытие первой очереди Московского метрополитена

2) ввод в действие тракторных заводов в городах Волгограде, Челябинске, Харькове

3) восстановление Днепрогэса

4) ввод в действие первой очереди Волжского автомобильного завода в г. Тольятти

Задание 18 (тема 18, №3417)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) На картине изображены представители царской династии.

2) Автор картины являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.

3) Данная картина является единственным обращением её автора к теме истории России.

4) Действие картины происходит в XVII в.

5) Автором картины является В. И. Суриков.

Задание Д18 (тема Д18, №3402)

Текст задания

Какой орган власти был создан в период «перестройки»?

 

1) Федеральное Собрание

2) Государственная Дума

3) Верховный Совет СССР

4) Съезд народных депутатов

Задание 19 (тема 19, №3418)

Текст задания

Какие из данных памятников архитектуры были созданы при жизни персонажей, изображённых на картине? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны

 

Задание Д19 (тема Д19, №3401)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.

 

«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».

 

1) Московская

2) Курская

3) за Днепр

4) за Берлин

Задание 20 (тема 20, №3419)

Текст задания

Прочтите отрывок из речи политического деятеля.

 

«Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу-экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий.

Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде, чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях...

...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

 

Укажите век и десятилетие, когда было сделано данное выступление. Назовите фамилию государственного деятеля, произнёсшего эту речь. Укажите название законодательного органа, в котором эта речь была произнесена.

Задание Д20 (тема Д20, №3404)

Текст задания

Появление новых литературно-художественных журналов: «Юность», «Иностранная литература», «Москва», «Нева», «Советский экран», «Музыкальная жизнь» относится к периоду

 

1) «застоя»

2) «оттепели»

3) последних лет руководства страной И. В. Сталина (1945-1953 гг.)

4) «перестройки»

Задание 21 (тема 21, №3420)

Текст задания

Прочтите отрывок из речи политического деятеля.

 

«Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу-экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий.

Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде, чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях...

...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

 

Какие меры в отношении крестьян предлагает автор выступления в данном отрывке? Укажите три меры.

Задание Д21 (тема Д21, №3405)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц занимал должность Председателя Правительства РФ в период президентства Б.Н. Ельцина?

 

1) Н. И. Рыжков

2) В. А. Зубков

3) Д. А. Медведев

4) С. В. Кириенко

Задание 22 (тема 22, №3421)

Текст задания

Прочтите отрывок из речи политического деятеля.

 

«Национализация земли представляется правительству гибельною для страны, а проект партии народной свободы, то есть полу-экспроприация, полунационализация, в конечном выводе, по нашему мнению, приведёт к тем же результатам, как и предложения левых партий.

Где же выход? Думает ли правительство ограничиться полумерами и полицейским охранением порядка? Но прежде, чем говорить о способах, нужно ясно себе представить цель, а цель у правительства вполне определённа: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, достаточным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и представить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Такому собственнику-хозяину правительство обязано помочь советом, помочь кредитом, то есть деньгами. Теперь же надлежит немедленно браться за незаметную чёрную работу, надлежит сделать учёт всем тем малоземельным крестьянам, которые живут земледелием. Придётся всем этим малоземельным крестьянам дать возможность воспользоваться из существующего земельного запаса таким количеством земли, которое им необходимо, на льготных условиях...

...Пробыв около 10 лет у дела земельного устройства, я пришёл к глубокому убеждению, что в деле этом нужен упорный труд, нужна продолжительная чёрная работа. Разрешить этого вопроса нельзя, его надо разрешать. В западных государствах на это потребовались десятилетия. Мы предлагаем вам скромный, но верный путь. Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!»

 

Укажите не менее трёх любых внутриполитических мероприятий, предложенных автором данного выступления, о которых не говорится в отрывке.

Задание 23 (тема 23, №3422)

Текст задания

Во второй половине XIII - первой половине XIV в. князья Северо-Восточной Руси боролись друг с другом за ярлык на великое княжение Владимирское, который давал хан Золотой Орды. Но боролись они не просто за документ, а за связанные с ним реальные преимущества и выгоды.

 

Укажите три основных преимущества, которые получал победитель в этой борьбе.

Задание 24 (тема 24, №3423)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Внутриполитическое развитие Советского государства во второй половине 1980-х гг. оставляло возможности для сохранения СССР». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...