В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3345)

Текст задания

Как назывался сборник законов Древнерусского государства?

 

1) «Повесть временных лет»

2) Русская Правда

3) Соборное уложение

4) Судебник

Задание Д1.2 (тема Д1, №3346)

Текст задания

Общерусские походы против половцев в начале XII в. возглавлял князь

 

1) Андрей Боголюбский

2) Дмитрий Донской

3) Владимир Мономах

4) Александр Невский

Задание Д1.3 (тема Д1, №3366)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) восстание под предводительством Степана Разина

2) учреждение патриаршества в России

3) «стояние» на реке Угре

4) подписание указа «о вольных хлебопашцах»

5) восстание на Сенатской площади

Задание Д2 (тема Д2, №3347)

Текст задания

Какое из перечисленных событий привело к церковному расколу в XVII в.?

 

1) учреждение патриаршества в России

2) секуляризация церковных земель

3) реформа патриарха Никона

4) противостояние иосифлян и нестяжателей

Задание 3 (тема 3, №3369)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям XVIII в.

 

1) Кондиции; 2) прокурор; 3) фискал; 4) церковный раскол; 5) Негласный комитет; 6) Уложенная комиссия

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3348)

Текст задания

Какой из названных храмов является памятником древнерусского зодчества XII в.?

 

1) Архангельский собор Московского Кремля

2) церковь Покрова на Нерли

3) церковь Вознесения в селе Коломенском

4) собор Василия Блаженного в Москве

Задание 4 (тема 4, №3370)

Текст задания

Напишите пропущенное понятие (термин).

 

Предпринятое весной 1874 г. «___________________» было пёстрым и разнородным: одни шли в деревню, чтобы её «бунтовать»; другие — готовить к революции путём пропаганды.

Задание Д4 (тема Д4, №3349)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка С. Ф. Платонова и назовите царя, о котором идёт речь.

 

«Царь последовательно включал в опричнину одну за другой внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учёт землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надёжных. Изгнанию подвергались не только знатные потомки удельных князей, но и простые служилые люди и вся вообще дворня и служня, окружавшая подозрительных для [царя] господ».

 

1) Василий Шуйский

2) Борис Годунов

3) Иван III

4) Иван IV

Задание Д5 (тема Д5, №3350)

Текст задания

Кто из названных деятелей был сподвижником Петра I?

 

1) П. И. Шувалов

2) Э. И. Бирон

3) Г. А. Потёмкин

4) Ф. Я. Лефорт

Задание Д6 (тема Д6, №3351)

Текст задания

Современником Екатерины II был

 

1) Александр Суворов

2) Иван Фёдоров

3) Алексей Адашев

4) Андрей Курбский

Задание Д C6 (тема Д C6, №3384)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Святослав Игоревич (великий князь Киевский);

2) Леонардо да Винчи;

3) С.Ю. Витте;

4) М.С. Горбачёв.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3367)

Текст задания

Какие три события, относящиеся к внешней политике СССР, произошли в 1945−1953 гг.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) возведение Берлинской стены

2) заключение договора с США о сокращении ядерных вооружений

3) оказание помощи СССР Вьетнаму в войне против агрессии США

4) создание Совета экономической взаимопомощи

5) разрыв отношений между СССР и Югославией

6) оказание помощи СССР Северной Корее в Корейской войне

Задание Д7 (тема Д7, №3352)

Текст задания

Усиление влияния России в Европе в годы царствования Александра I было достигнуто в результате

 

1) завершения Заграничного похода русской армии, капитуляции Франции

2) завоевания Россией выхода к Чёрному морю

3) военных успехов России в годы Семилетней войны

4) включения в состав Российского государства Правобережной Украины

Задание Д8 (тема Д8, №3353)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите, кто написал письмо, о котором идёт речь в первом абзаце.

 

«Я... написала письмо государю, чтобы получить разрешение следовать за мужем...

 

Вот его ответ:

 

"Я считаю себя обязанным ещё раз повторить предостережения... относительно того, что Вас ожидает, лишь только Вы проедете Иркутск. Впрочем, я вполне предоставляю Вашему личному усмотрению, сударыня, избрать тот образ действий, который будет найден Вами более подходящим в Вашем положении.

 

1826, 21 декабря

Преданный Вам Николай"».

 

1) C. Л. Перовская

2) М. Н. Волконская

3) С. В. Ковалевская

4) В. И. Засулич

Задание 9 (тема 9, №3368)

Текст задания

Установите соответствие между именами современников: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ИМЕНА   ИМЕНА

A) царь Василий Шуйский

Б) император Пётр I

B) императрица Екатерина II

Г) царь Алексей Михайлович

 

1) Кондратий Булавин

2) Емельян Пугачёв

3) Степан Разин

4) Иван Болотников

5) Андрей Желябов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №3354)

Текст задания

Отмена временнообязанного состояния крестьян, разработка фабричного законодательства, издание циркуляра «о кухаркиных детях», ограничение прав земств - всё это относится к царствованию

 

1) Александра III

2) Александра II

3) Николая I

4) Александра I

Задание Д10 (тема Д10, №3355)

Текст задания

Какое событие произошло в годы Первой мировой войны?

 

1) Цусимское сражение

2) Брусиловский прорыв

3) оборона Порт-Артура

4) оборона Шипки

Задание 11 (тема 11, №3371)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Название органа властиГод созданияПервый руководитель
__________(А)1917 г.Г. Е. Львов
Совет Народных Комиссаров__________(Б)__________(В)
Центральный исполнительный

комитет СССР

1922 г.__________(Г)
__________(Д)__________(Е)И. В. Сталин

 

Пропущенные элементы:

 

1) 1941 г.

2) М. И. Калинин

3) 1917 г.

4) Революционный военный совет Республики

5) Временное правительство

6) В. И. Ленин

7) Ф. Э. Дзержинский

8) 1936 г.

9) Государственный Комитет Обороны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3356)

Текст задания

Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и укажите его фамилию.

 

«Бодрый оптимизм, наблюдаемый в нашей провинции, совпадает с проведением в жизнь земельной реформы. Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси... Эта великая задача наша — создание крепкого единоличного собственника, надёжнейшего оплота государственности и культуры — неуклонно проводится Правительством».

 

1) П. А. Столыпин

2) П. Н. Милюков

3) К. П. Победоносцев

4) М. Т. Лорис-Меликов

Задание 12 (тема 12, №3372)

Текст задания

Прочтите отрывок из документа.

 

«Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все покушения его на левый наш фланг уничтоженными, обратил всё своё внимание на центр наш, против коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвою столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареею, с коей однако ж генерал-лейтенант Раевской успел свести несколько орудий...

Правый и левый фланги нашей армии сохраняли прежнюю позицию; войска, в центре находящиеся под командою генерала от инфантерии Милорадовича, заняли высоту, близ кургана лежащую, где, поставя сильные батареи, открыли ужасный огонь на неприятеля. Артиллерия наша, нанося ужасный вред неприятелю цельными выстрелами своими, принудила неприятельские батареи замолчать, после чего вся неприятельская пехота и кавалерия отступила...

Таким образом, войски наши, удержав почти все свои места, оставались на оных.

Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дралась отчаянно».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) В начале сражения французская армия имела двукратное численное превосходство.

2) Следствием сражения, которое описывается в документе, стало объединение 1-й и 2-й русских армий.

3) В решающий момент сражения, которое описывается в документе, Наполеон не решился ввести в бой свои последние резервы.

4) Автор документа восторгается храбростью русских солдат.

5) Участниками сражения, которое описывается в документе, были будущие декабристы.

6) Сражение произошло 22 июня 1812 г.

Задание Д12 (тема Д12, №3357)

Текст задания

Кто из названных учёных начала XX в. был основоположником ракетостроения?

 

1) К. Э. Циолковский

2) В. И. Вернадский

3) П. П. Мечников

4) П. П. Павлов

Задание 13 (тема 13, №3373)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите князя, в годы правления которого в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «1» и «2». Имя указывается с порядковым номером правителя (например, Александр Первый), или с официальным прозванием (например, Александр Благословенный).

Задание Д13 (тема Д13, №3358)

Текст задания

Что стало первым шагом новой экономической политики?

 

1) денационализация промышленности

2) принятие плана ГОЭЛРО

3) введение тарифной системы оплаты труда

4) замена продовольственной развёрстки продовольственным налогом

Задание 14 (тема 14, №3374)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Укажите век, когда в состав единого Русского государства вошли города, обозначенные на схеме цифрами «3», «4» и «5» (ответ напишите словом).

Задание Д14 (тема Д14, №3359)

Текст задания

Экономическая политика в СССР в 1930-е гг. характеризовалась

 

1) широкой сферой действия рыночных механизмов

2) созданием фермерских хозяйств

3) преимущественным развитием тяжёлой промышленности

4) децентрализацией экономики

Задание 15 (тема 15, №3375)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите князя, при котором Русское государство достигло границ, обозначенных на схеме жирной чертой.

Задание 16 (тема 16, №3376)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В городах, обозначенных цифрами «2» и «3», до вхождения в состав единого Русского государства существовала республиканская форма правления.

2) Следствием провала похода, обозначенного чёрными стрелками, стало освобождение Русского государства от ордынского ига.

3) Город, обозначенный цифрой «1», вошёл в состав единого Русского государства в 1478 г.

4) Ордынское войско в походе, обозначенном чёрными стрелками, возглавлял Мамай.

5) Город, обозначенный цифрой «2», вошёл в состав единого Русского государства в 1485 г.

6) Города, обозначенные цифрами «4» и «5», были отвоёваны Русским государством у Великого княжества Литовского.

Задание Д16 (тема Д16, №3360)

Текст задания

Кто из названных лиц были выдающимися советскими военачальниками в годы Великой Отечественной войны?

 

1) В. М. Молотов, А. А. Громыко

2) И. С. Конев, К. К. Рокоссовский

3) С. С. Каменев, М. И. Калинин

4) Л. Д. Троцкий, Н. И. Бухарин

Задание Д17 (тема Д17, №3363)

Текст задания

Что явилось одним из результатов деятельности XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г.?

 

1) принятие программы партии, поставившей задачу создания материально-технической базы коммунизма в СССР

2) разгром «антипартийной группы Маленкова, Молотова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова»

3) решение о созыве Съезда народных депутатов СССР

4) принятие курса на ускорение социально-экономического развития страны

Задание 18 (тема 18, №3377)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения, связанные с данным изображением, являются верными?

Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В период проведения Олимпиады, символика которой представлена на изображении, Советским Союзом руководил Н. С. Хрущёв.

2) Олимпиада, символика которой представлена на изображении, стала второй Олимпиадой, проведённой на территории СССР.

3) На данном изображении представлена символика Зимних Олимпийских игр, проходивших в Москве.

4) В Олимпиаде, символика которой представлена на изображении, не принимала участия команда США.

5) СССР бойкотировал следующие Олимпийские игры, которые проходили в США после Олимпиады в Москве.

Задание Д18 (тема Д18, №3362)

Текст задания

Какое событие произошло раньше остальных?

 

1) начало массового освоения целины

2) принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»

3) принятие конституции развитого социализма

4) вынесение приговора по «ленинградскому делу»

Задание 19 (тема 19, №3378)

Текст задания

На какой из фотографий, представленных ниже, изображёны деятели культуры, которые были наиболее популярны в период подготовки и проведения Олимпийских игр, символика которых представлена выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №3361)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний германского генерала и укажите, к какому году относятся описанные события.

 

«21 ноября мы узнали от наших тыловых частей, которые располагались на восточном берегу Дона и южнее Калача, что русские танки приближаются к городу с юга. Из других тыловых частей, находившихся западнее Дона, нам по радио сообщали, что русские подходят к Калачу с севера. Было ясно, что Сталинград вскоре будет окружён. Мы понимали, как трудно будет прорвать это кольцо имевшимися в нашем распоряжении силами, - их слабость была совершенно очевидна».

 

1) 1941г.

2) 1942 г.

3) 1943 г.

4) 1944 г.

Задание 20 (тема 20, №3379)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля на съезде партии.

 

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)

Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».

 

В каком году был сделан данный доклад? Назовите фамилию и должность докладчика в это время.

Задание Д20 (тема Д20, №3364)

Текст задания

В каком ряду названы кинофильмы режиссёра С. М. Эйзенштейна?

 

1) «Трактористы», «Богатая невеста»

2) «Чапаев», «Волочаевские дни»

3) «Броненосец "Потёмкин"», «Александр Невский»

4) «Весёлые ребята», «Светлый путь»

Задание 21 (тема 21, №3380)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля на съезде партии.

 

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)

Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».

 

Используя текст, укажите не менее трёх обвинений, предъявляемых И.В. Сталину как руководителю государства.

Задание Д21 (тема Д21, №3365)

Текст задания

В ходе экономических реформ начала 1990-х гг.

 

1) был принят Закон «О кооперации в СССР»

2) была реализована программа «500 дней»

3) был провозглашён курс на ускорение социально-экономического развития страны

4) был принят Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»

Задание 22 (тема 22, №3381)

Текст задания

Прочтите отрывок из доклада политического деятеля на съезде партии.

 

«В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идёт о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего, и для будущего партии, - речь идёт о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определённом этапе в источник целого ряда извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

В связи с тем, что не все ещё представляют себе, к чему на практике приводил культ личности, (...) Центральный комитет партии считает необходимым доложить XX съезду Коммунистической партии Советского Союза материалы по этому вопросу. (...)

Сталину были совершенно чужды ленинские черты: проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путём принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания; переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал всё шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы.

Произвол одного лица поощрял и допускал произвол других лиц. Массовые аресты и ссылки тысяч и тысяч людей, казни без суда и нормального следствия порождали неуверенность, вызывали страх и даже озлобление».

 

Укажите не менее трёх последствий данного доклада для страны и международных отношений.

Задание 23 (тема 23, №3382)

Текст задания

В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.

 

Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?

Задание 24 (тема 24, №3383)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«"Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" от 19 февраля 1861 г. соответствовало интересам помещиков, а не крестьян». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...