В начало страницы

Вариант «ЕГЭ — 2018. Досрочная волна» (ДОСР-2018)

Список тем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Задания

Задание 1 (тема 1, №11142)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Чесменское сражение

2) создание Устава Владимира Мономаха

3) убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда

 

Ответ:

Задание 2 (тема 2, №11143)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) гибель Лжедмитрия I

Б) начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова

В) начало денежной реформы Е.Ф. Канкрина

Г) крещение Руси

 

1) 988 г.

2) 1036 г.

3) 1606 г.

4) 1839 г.

5) 1922 г.

6) 1961 г.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВГ

Задание 3 (тема 3, №11144)

Текст задания

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.

1) референдум;2) «новоогарёвский процесс»;3) Национальные проекты;
4) дефолт;5) гласность;6) выборы на альтернативной основе.

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

Задание 4 (тема 4, №11145)

Текст задания

Запишите исторический термин, о котором идёт речь.

 

В Российском государстве в XVI – начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооружённая огнестрельным оружием.

Задание 5 (тема 5, №11146)

Текст задания

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

А) Смоленская война

Б) русско-турецкая война 1877–1878 гг.

В) Батыево нашествие на Русь

Г) Курская битва

 

1) сражение под Прохоровкой

2) бои за Зееловские высоты

3) заключение Поляновского мира

4) осада Плевны

5) битва на реке Сити

6) заключение Брестского мира

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

АБВГ

Задание 6 (тема 6, №11147)

Текст задания

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить

Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, её окраин.

О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо.

Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчётом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…»

Б) «Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.

I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются.

II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете…

IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный документ был издан в период правления Николая II.

2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской империи более 100 лет.

3) Данный документ был издан в период правления Александра II.

4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.

5) Данный документ был издан в период правления Александра I.

6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Задание 7 (тема 7, №11148)

Текст задания

Что из перечисленного относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора

2) введение в обращение первых бумажных денежных знаков

3) появление категории обязанных крестьян

4) начало железнодорожного строительства

5) появление первых монополистических объединений в промышленности

6) широкое распространение отходничества

Задание 8 (тема 8, №11149)

Текст задания

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) В августе 1943 г. началось проведение партизанской операции ________.

Б) Создателем «летающего танка» – самого массового самолёта СССР в годы Великой Отечественной войны – был ________.

В) Киев был освобождён от фашистов в ________ 1943 г.

 

Пропущенные элементы:

1) «Рельсовая война»

2) С.В. Ильюшин

3) «Уран»

4) ноябрь

5)М.И. Кошкин

6) февраль

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

Задание 9 (тема 9, №11150)

Текст задания

Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   УЧАСТНИКИ

А) междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в.

Б) Северная война

В) ограничение местничества

Г) усиление идеологического контроля после Великой Отечественной войны

 

1) А.Д. Меншиков

2) Василий Косой

3) Иван IV

4) А.А. Жданов

5) Марина Мнишек

6) Л.Д. Троцкий

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 10 (тема 10, №11151)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название страны, об итогах конфликта с которой идёт речь.

 

«В марте 1940 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое имело большое значение для развития наших вооружённых сил. На заседании рассматривались итоги войны…

В чём заключалась суть требований, предъявленных нашим вооружённым силам партией и правительством?

Учитывая итоги… конфликта, а самое главное, характер боевых действий начавшейся мировой войны, перед войсками была поставлена − остро и во всем объёме — задача учить сегодня тому, что завтра будет нужнона войне.

Началась реорганизация всех видов вооружённых сил и родов войск, серьёзные меры были приняты для укрепления единоначалия, порядка и дисциплины в войсках».

Задание 11 (тема 11, №11152)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

ВекСобытие истории РоссииСобытие истории

зарубежных стран

XV в.____________ (А)Открытие Америки

Х. Колумбом

____________ (Б)

Присоединение Крыма

к Российской империи

_______________(В)
___________(Г)

Издание Новоторгового

устава

Казнь английского короля

Карла I

XIX в.____________ (Д)____________ (Е)

 

Пропущенные элементы:

1) XVII в.

2) издание «Чугунного устава»

3) провозглашение доктрины Монро в США

4) разгром Англией Непобедимой армады

5) XVIII в.

6) присоединение Новгорода к Московскому государству

7) принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции

8) «Кровавое воскресенье»

9) XVI в.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 12 (тема 12, №11153)

Текст задания

Прочтите отрывок из манифеста.

 

«Начальнику Штаба.

В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.

2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.

3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.

4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.

5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.

6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.

Задание 13 (тема 13, №11154)

Текст для изучения

Рассмотрите схему и выполните задания 13–16.

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой "2", вошёл в состав Российского государства в ____________ веке».

Ответ запишите словом.

Задание 14 (тема 14, №11155)

Текст для изучения

См. текст в задании №11154 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание 15 (тема 15, №11156)

Текст для изучения

См. текст в задании №11154 (выше на текущей странице).

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «Указом императрицы Екатерины II река, обозначенная на схеме цифрой "5", была переименована в _______________».

Задание 16 (тема 16, №11157)

Текст для изучения

См. текст в задании №11154 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Район производства льна на продажу обозначен на схеме горизонтальной штриховкой.

2) Основной хозяйственной специализацией района, обозначенного на схеме точками , являлось производство хлеба на продажу.

3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», был центром железоделательного производства.

4) Одной из причин восстания монахов монастыря, обозначенного на схеме цифрой «4», явилось недовольство церковной реформой патриарха Никона.

5) На схеме обозначен и подписан город, где в конце XVII в. по инициативе Петра I было начато строительство первого в истории России регулярного военно-морского флота.

6) Цифрой «3» на схеме обозначена Ирбитская ярмарка.

Задание 17 (тема 17, №11158)

Текст задания

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Десятинная церковь в Киеве

Б) монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов- парке

В) Архангельский собор Московского Кремля

Г) памятник «Тысячелетие России»

 

1) Автор – Е.В. Вучетич.

2) Автор – Алевиз Новый.

3) Начало строительства относится ко времени княжения в Киеве Владимира Святославича.

4) Автор – М.О. Микешин.

5) Данный памятник культуры был разрушен в XI в.

6) Автор – В.И. Мухина.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 18 (тема 18, №11159)

Текст задания

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данный конверт выпущен в период руководства страной М.С. Горбачёва.

2) Собор, изображённый на конверте, является усыпальницей династии московских князей и царей.

3) Участником события, которому посвящено изображение на конверте, был Борис Годунов.

4) При строительстве собора, изображённого на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры.

5) Собор, изображённый на конверте, был построен в XVI в.

 

Задание 19 (тема 19, №11160)

Текст задания

Какие из представленных зданий находятся в том же городе, где расположен собор, изображённый на конверте? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти здания.

 

Задание 20 (тема 20, №11161)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

«Наши полномочные послы… прибыли к тебе с нашей верительной грамотой, в которой мы просили тебя доверять их словам, сказанным от нашего имени. Ты пишешь, что они объявили тебе, что пришли со всеми необходимыми полномочиями, чтобы заключить христианский мир; но, когда ты им позволил вести переговоры с панами твоей рады, они потребовали сохранения за нами четырёх замков в Ливонской земле: Нейгаузен, Нейшлос, Неймюль и Ругодива, да ещё прибавили к этому города, которые в прошлом году с помощью Божьей перешли в твои руки; за это они, по твоим словам, должны были быть отправлены назад, не окончив переговоров. А затем они попросили, чтобы ты дозволил им послать к нам за полномочиями о всех объявленных тобою условиях мира и дружбы, и ты разрешил им это… Тех же твоих купцов, которые без всякой вины задержаны в нашей земле, ты просишь добровольно выпустить со всем их имуществом и тем самым дать тебе доказательство нашей склонности и готовности к дружбе.

Твои же паны, как сообщают наши послы… говорили им от твоего имени, что ты с нами помиришься, только если мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище – всё это уже у тебя… и что мы должны разрушить город Себеж да ещё уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев за твой убыток, что ты снаряжался, отправляясь воевать наши земли. Мы никогда ещё не встречали такой самоуверенности и недоумеваем: ведь нынче ты собираешься мириться, а твоя рада предъявляет такие безмерные требования – чего же они потребуют, прервав мирные переговоры?»

Текст задания

Назовите монарха – автора данного послания. Назовите монарха – адресата данного послания. Укажите с точностью до половины века время, когда было написано данное послание.

Задание 21 (тема 21, №11162)

Текст для изучения

См. текст в задании №11161 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя отрывок, укажите условия заключения мира, выдвинутые адресатом данного послания. (Приведите не менее трёх положений.)

Задание 22 (тема 22, №11163)

Текст для изучения

См. текст в задании №11161 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите любые три итога войны, о событиях которой упоминается в данном отрывке.

Задание 23 (тема 23, №11164)

Текст задания

В годы Гражданской войны большевикам противостояли значительные силы белогвардейцев и интервентов. Однако большевики одержали над ними победу. Укажите не менее трёх причин этой победы. Ошибки белого движения указывать не надо.

Задание 24 (тема 24, №11165)

Текст задания

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

 

«Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 25 (тема 25, №11166)

Текст задания

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 945–972 гг.;

2) март 1881 г. — октябрь 1894 г.;

3) июнь 1941 г. — ноябрь

1942 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

 

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

 

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оцените влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.