В начало страницы

Вариант «ЕГЭ — 2017. Досрочная волна» (ДОСР-2017)

Список тем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

Задания

Задание 1 (тема 1, №10066)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) восстание под предводительством К. А. Булавина

2) первое упоминание Москвы в Ипатьевской летописи

3) разгром Англией Непобедимой армады

Задание 2 (тема 2, №10067)

Текст задания

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) присоединение к России Казанского ханства

Б) битва под Аустерлицем

В) Брусиловский прорыв

Г) взятие ханом Батыем г. Владимира

 

1) 1238 г.

2) 1378 г.

3) 1552 г.

4) 1805 г.

5) 1916 г.

6) 1943 г.

Задание 3 (тема 3, №10068)

Текст задания

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России XVIII в.

 

1) дворцовый переворот

2) славянофилы

3) посессионные крестьяне

4) фаворитизм

5) выкупные платежи

6) коллегии

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Задание 4 (тема 4, №10069)

Текст задания

Укажите термин, о котором идёт речь.

 

Название территориальной общины в Древней Руси, члены которой несли коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в границах общины; упоминается в Русской Правде.

Задание 5 (тема 5, №10070)

Текст задания

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

А) внешняя политика СССР в период руководства страной Н. С. Хрущёва

Б) внешняя политика первых русских князей

В) русско-турецкая война 1787–1791 гг.

Г) Смутное время в России

 

1) битва на реке Шелони

2) создание Организации Варшавского договора

3) ввод советских войск в Афганистан

4) сражение при Рымнике

5) поход Лжедмитрия II на Москву

6) поход киевского князя Олега на Византию

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 6 (тема 6, №10071)

Текст задания

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «На второй же год после возвращения с победой князя… вновь пришли [неприятели] из западной страны и построили город на земле князя. Князь же… вскоре пошёл и разрушил город их до основания, а их самих – одних повесил, других с собою увёл, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. <…>

На третий год… пришли немцы к Чудскому озеру, и встретил их князь, и изготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов…»

Б) «Во всех же городах Московского государства слышали таковое душевредство под Москвой и о том скорбели и плакали, и креста не целовали ни в котором городе, а помочь никто не мог. Ото всех же градов во едином граде, в Нижнем Новгороде, нижегородцы… начали мыслить, как бы помочь Московскому государству. Один же из них, нижегородец, имеющий торговлю мясную, Козма Минин, рекомый Сухорук, возопи во все люди: "будет нам похотеть помочи Московскому государству, ино нам не пожелети животов своих" …Нижегородцам же всем его слово любо было, и задумали они послать бить челом к князю Дмитрию Михайловичу… Печерского монастыря архимандрита Феодосия, да изо всех чинов всяких лучших людей».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в XVI в.

2) Князь, упомянутый в отрывке, был участником Земских соборов.

3) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Донской.

4) Описываемые события произошли в XIII в.

5) Описываемые события произошли в XVII в.

6) Князь, упомянутый в отрывке, получил прозвище Невский.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Задание 7 (тема 7, №10072)

Текст задания

Какие из перечисленных событий произошли в период руководства СССР Н. С. Хрущёва? Выберите три события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) ввод советских войск в Афганистан

2) начало кампании против космополитизма в СССР

3) расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске

4) ликвидация машинно-тракторных станций

5) либерализация цен

6) Карибский кризис

Задание 8 (тема 8, №10073)

Текст задания

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Советский разведчик, партизан, который, выдавая себя за немецкого офицера в Ровно и Львове, добывал ценную информацию, уничтожил нескольких видных гитлеровцев, — ____________.

Б) Операция Красной армии «Уран» началась в ____________ году.

В) В период Великой Отечественной войны фашистам не удалось захватить город _____________.

 

Пропущенные элементы:

1) 1943

2) Ю. Б. Левитан

3) 1942

4) Минск

5) Москва

6) Н. И. Кузнецов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

Задание 9 (тема 9, №10074)

Текст задания

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ
(ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)
  УЧАСТНИКИ

А) XX съезд КПСС

Б) движение декабристов

В) начало покорения Сибири

Г) борьба Руси с печенегами

 

1) Ермак Тимофеевич

2) П. И. Пестель

3) И. В. Сталин

4) Ярослав Мудрый

5) Александр Невский

6) Н. С. Хрущёв

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 10 (тема 10, №10075)

Текст задания

Прочтите отрывок из резолюции, принятой на международной конференции, и укажите фамилию Председателя Советского правительства в период, когда проходила эта конференция.

 

«Союзные государства-кредиторы… не могут принять на себя никаких обязательств относительно претензий, заявленных Советским правительством. <…>

Ввиду, однако, тяжёлого экономического положения России государства-кредиторы склоняются к тому, чтобы сократить военный долг России по отношению к ним в процентном отношении, размеры которого должны быть определены впоследствии. Нации, представленные в Генуе, склонны принять во внимание не только вопрос об отсрочке платежа текущих процентов, но и об отсрочке уплаты части истекших или просроченных процентов».

Задание 11 (тема 11, №10076)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

 

ВекСобытие истории

России

Событие истории

зарубежных стран

____________(А)_______________(Б)Падение Византийской

империи

XVII в.Принятие Соборного

уложения

_______________(В)
X в._______________(Г)_______________(Д)
____________(Е)Начало правления

в Москве Ивана Калиты

Первый созыв
Генеральных штатов

во Франции

 

Пропущенные элементы:

1) начало правления в Киеве князя Владимира Святославича

2) начало Крестовых походов

3) XVI в.

4) образование Священной Римской империи

5) XIV в.

6) поход хана Тохтамыша на Москву

7) «Славная революция» в Англии

8) XV в.

9) присоединение к Московскому государству Твери

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 12 (тема 12, №10077)

Текст задания

Прочтите отрывок из летописи.

«В год 6370. И изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и рядил по ряду и по закону". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные — норманны и англы, а ещё иные — готы, вот так и эти. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к славянам. И поставили город Ладогу. И сел старший <…> в Ладоге, а другой — Синеус — на Белом озере, а третий — Трувор — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один … [князь], и пришёл к Ильменю, и поставил город над Волховом… и сел тут княжить, и стал раздавать мужам своим волости и города ставить».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

1) В отрывке упомянут восточнославянский племенной союз, занимавший территорию по среднему течению реки Днепра, с центром в г. Киеве.

2) Автор излагает в отрывке одну из существующих в настоящее время версий происхождения названия нашей страны.

3) В отрывке упомянуты финно-угорские племена.

4) В отрывке приведено название племенного союза восточных славян, поднявшего восстание, в ходе которого был убит сын князя, упомянутого в тексте.

5) Автор излагает в данном отрывке одну из существующих версий основания г. Владимира.

6) В отрывке описано событие, датируемое по современному летосчислению 862 г.

Задание 13 (тема 13, №10078)

Текст задания

Заполните пропуск в предложении: «События, обозначенные на схеме, произошли в тысяча девятьсот ____________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).

 

Задание 14 (тема 14, №10079)

Текст задания

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «4», в период, когда произошли события, отражённые на схеме.

 

Задание 15 (тема 15, №10080)

Текст задания

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

 

Задание 16 (тема 16, №10081)

Текст задания

Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в настоящее время входит в состав России.

2) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был освобождён от фашистов осенью.

3) В ходе боевых действий, обозначенных на схеме стрелками, Красная армия полностью освободила Чехословакию.

4) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе операции «Багратион».

5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе Восточно-Прусской операции.

6) Город, обозначенный на схеме цифрой «1», был освобождён от фашистов в октябре.

Задание 17 (тема 17, №10082)

Текст задания

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) «История о великом князе Московском»

Б) здание Сената в Московском Кремле

В) Грановитая палата Московского Кремля

Г) картина «Чёрный квадрат»

 

1) Автор — А.М. Курбский.

2) Автор — Д.И. Фонвизин.

3) Данный памятник культуры был создан в XV в.

4) Автор — М.Ф. Казаков.

5) Данный памятник культуры создан в XVII в.

6) Автор — К.С. Малевич.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Задание 18 (тема 18, №10083)

Текст задания

Какие суждения о данной памятной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Событие, которому посвящена данная монета, произошло менее чем за год до отмены крепостного права в России.

2) На монете упоминается государственный орган, учреждённый Петром I.

3) Изображённый на монете российский император получил прозвище Тишайший.

4) Данная монета выпущена в год, когда Президентом России был Д. А. Медведев.

5) Высокие государственные посты в период правления императора, изображённого на монете, занимали А. Х. Бенкендорф и С. С. Уваров.

 

Задание 19 (тема 19, №10084)

Текст задания

Кто из деятелей культуры, представленных ниже, были современниками события, в память о котором была выпущена данная монета? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти деятели культуры.

 

Задание 20 (тема 20, №10085)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20–22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из челобитной царю

«Милосердый государь царь и великий князь Михайло Фёдорович всея Руси! Пожалуй нас, холопов своих, за прежнюю нашу службишку и за крови для нашей бедности и разоренья и для своих государьских служб беспрестанных вечным своим государьским жалованьем, как было при прежних государях, и твой государев указ: вели, государь, те урочные годы пять лет отставить, а крестьян беглых наших и людишек вели, государь, нам, холопам своим, отдавать по писцовым и по отдельным книгам, и по нашим крепостям, чтоб наши поместья и вотчины не запустели, и остальные б крестьянишки и людишки из-за нас, холопов твоих, не вышли, и чтоб мы, холопы твои, служа твою государеву беспрестанную службу и платя твои государевы всякие подати, вконец не погибли. И вели, государь, на власти, и на монастыри, и на московских всяких чинов людей в наших беглых крестьянах и в людишках и в обидах давать нам, холопам своим, на них и на их прикащиков и на крестьян суд в тех городах, в кою, государь, пору нам, холопам твоим, приходится на них тебе государю бить челом.

И вели, государь, выбрать в городах из дворян и из земских людей, и вели, государь, нас, холопов своих, судить в городах по своему государеву указу и по своей государевой уложенной судебной книге, чтобы тебе, государю, от нас, холопов твоих, [надоедливых просьб] не было, а мы б, холопы твои, с московской волокиты вконец не погибли и от московских всяких чинов сильных людей и от монастырей, и от всяких властей в продаже не были, и чтоб нам, холопам твоим, от их продажи и насильства вконец не погибнуть…»

Текст задания

Укажите с точностью до половины века период, к которому относится данный документ. Укажите царскую династию, родоначальником которой стал упоминаемый в документе правитель. Укажите его преемника.

Задание 21 (тема 21, №10086)

Текст для изучения

См. текст в задании №10085 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие меры, проведения которых челобитчики ждали от царя, указаны в данном отрывке? Укажите любые три меры.

Задание 22 (тема 22, №10087)

Текст для изучения

См. текст в задании №10085 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название свода законов, принятого в годы правления преемника царя, упоминаемого в документе. Привлекая исторические знания, укажите не менее двух установлений данного свода, определяющих положение зависимых категорий населения страны.

Задание 23 (тема 23, №10088)

Текст задания

В начале 1920-х гг. социально-экономическая и политическая ситуация в РСФСР оставалась сложной. Приведите любые два положения, показывающих, что с окончанием Гражданской войны политика «военного коммунизма» зашла в тупик, сложилась угроза существованию самой советской власти. Укажите съезд РКП(б), принявший решение об отказе от политики «военного коммунизма» и переходе к новой экономической политике (нэп).

Задание 24 (тема 24, №10089)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Император Александр III за свою внешнюю политику справедливо был прозван Миротворцем».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

Задание 25 (тема 25, №10090)

Текст задания

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1054–1132 гг.;

2) октябрь 1894 г. – июль 1914 г.;

3) октябрь 1964 г. – март 1985 г.

В сочинении необходимо:

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

Внимание!

При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.