Задание Д1.1 (тема Д1, №4025)
Текст задания
В какой город была перенесена столица Северо-Восточной Руси Андреем Боголюбским?
1) Ростов
2) Ярославль
3) Москва
4) Владимир
Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24
В какой город была перенесена столица Северо-Восточной Руси Андреем Боголюбским?
1) Ростов
2) Ярославль
3) Москва
4) Владимир
Кто из русских царей был первым избран на престол Земским собором?
1) Фёдор Иоаннович
2) Василий Шуйский
3) Михаил Фёдорович
4) Борис Годунов
Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1) присоединение к Москве Твери
2) Ливонская война
3) Куликовская битва
4) восстание под предводительством Ивана Болотникова
5) нашествие хана Батыя на русские земли
Что из перечисленного относится к результатам правления древнерусского князя Олега?
1) объединение Киева и Новгорода
2) подавление восстания древлян
3) принятие Русской Правды
4) принятие Русью христианства
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV—XVII вв.
1) пожилое
2) Соборное уложение
3) Табель о рангах
4) заповедные лета
5) Уложенная комиссия
6) Юрьев день
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Кто из перечисленных лиц жил во время княжения Ивана III?
1) Симон Ушаков
2) Аристотель Фиораванти
3) Андрей Рублёв
4) Феофан Грек
Напишите пропущенное словосочетание.
«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Напишите пропущенное словосочетание.
«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите московского князя, о котором идёт речь.
«Нашествия со страхом ждала вся северная Русь. Рязанский князь, боясь за себя, "изменил", войдя в покорное соглашение с врагом. Другие крупные князья (суздальско-нижегородские, тверской) притаились, выжидая событий. Великий Новгород не спешил со своей помощью. Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю, и притом не на своём рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь».
1) Дмитрий Донской
2) Василий III
3) Иван Калита
4) Иван III
Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
ОРГАНЫ ВЛАСТИ | ФУНКЦИИ | |
A) Временное правительство Б) Совет Народных Комиссаров (СНК) В) Совет Министров Г) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)
| 1) высший орган исполнительной власти в царской России в 1905−1917 гг. 2) высший орган исполнительной власти в марте — октябре 1917 г., который должен был обеспечить созыв Учредительного собрания 3) учреждение по борьбе с контрреволюцией и саботажем 4) законодательный орган в Российской империи в 1905−1917 гг. 5) орган исполнительной власти в Советской России и СССР в октябре 1917 г.—1946 г. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
Секуляризация церковных земель была проведена в годы правления
1) Екатерины II
2) Николая I
3) Екатерины I
4) Петра I
С восточным вопросом во внешней политике России в XIX в. были связаны международные противоречия из-за
1) спорных территорий с Японией
2) проливов Босфор и Дарданеллы
3) спорных территорий с Китаем
4) территории Аляски и Калифорнии
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Ярослав Мудрый;
2) Джордж Вашингтон;
3) Николай I;
4) Л. H. Брежнев.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Гангутское морское сражение
2) Полтавская битва
3) Бородинское сражение
4) сражение у деревни Лесная
5) Синопский морской бой
6) оборона Шипки
Что из названного относится к итогам царствования Павла I?
1) установление нового порядка престолонаследия
2) переход к политике «просвещённого абсолютизма»
3) получение Россией выхода в Чёрное море
4) увеличение территории России в результате разделов Речи Посполитой
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Неграмотный... за всю жизнь научившийся только выводить крупными буквами свои имя и фамилию, оказался прекрасным государственным мужем, опытным администратором, лихим кавалерийским генералом, смелым моряком. Конечно, нельзя при этом забывать, что дорога [его] к власти была освещена лучами безмерной любви Петра, во всём... доверявшего своему фавориту».
1) Г. А. Потёмкин
2) А. В. Суворов
3) А. Д. Меншиков
4) П. А. Румянцев
Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала
1) национализацию части помещичьей земли
2) ограничение политики переселения крестьян
3) развитие общинного землевладения
4) образование отрубов и хуторских хозяйств
Одним из следствий Великих реформ 1860-1870-х гг. в России было
1) установление в стране конституционного строя
2) разрешение деятельности политических партий
3) создание системы всесословного независимого судопроизводства
4) учреждение центрального всесословного законосовещательного органа
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Республика СССР | Год образования в составе СССР | Столица республики |
---|---|---|
__________(А) | 1922 г. | г. Харьков |
Таджикская ССР | 1929 г. | __________(Б) |
Белорусская ССР | __________(В) | __________(Г) |
Литовская ССР | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) 1922 г.
2) г. Душанбе
3) г. Вильнюс
4) Украинская ССР
5) г. Минск
6) 1940 г.
7) г. Тифлис
8) 1936 г.
9) Молдавская ССР
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.
«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...
Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».
1) Санкт-Петербург
2) Москва
3) Иваново-Вознесенск
4) Тула
Прочтите отрывок из исторического источника.
«После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом — повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.
Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее.
2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады.
3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником.
4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг.
5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой.
6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.
Кто из перечисленных ниже лиц был учёным-химиком, автором оперы «Князь Игорь»?
1) И. П. Мартос
2) А. П. Бородин
3) Т. А. Кон
4) О. И. Бове
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Конституция, провозгласившая тезис о том, что социализм в СССР построен, была принята в
1) 1918 г.
2) 1922 г.
3) 1924 г.
4) 1936 г.
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.
Что из перечисленного стало следствием политики И. В. Сталина в отношении Красной армии?
1) широкое использование в Красной армии английских и французских военных специалистов
2) двукратное сокращение численности Красной армии в 1930-х гг.
3) массовые репрессии в отношении высшего командного состава Красной армии
4) оснащение Красной армии вооружением, закупаемым в Европе
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
Какая из перечисленных стран была освобождена от фашистов Красной армией?
1) Италия
2) Австрия
3) Бельгия
4) Франция
Что стало одним из последствий смены руководства СССР в 1953 г.?
1) создание фермерских хозяйств в СССР
2) начало реабилитации жертв политических репрессий
3) принятие конституции «развитого социализма»
4) переименование ВКП(б) в КПСС
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.
Что из названного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?
1) переход на семилетнее планирование
2) полное освобождение цен от контроля государства (либерализация цен)
3) признание многообразия форм собственности
4) создание советов народного хозяйства (совнархозов)
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие из представленных ниже памятников культуры находятся в этом городе? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.
«В это время положение наших войск на фронте... оказалось критическим. Кровопролитное сражение развернулось на Можайском направлении, в районе Бородинского поля, оно шло шесть дней и ночей... В те дни противник взял также Малоярославец, Боровск, Тарусу, Рузу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 50 километров... В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение».
1) летом 1941 г.
2) осенью 1941 г.
3) весной 1942 г.
4) летом 1942 г.
Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.
«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами...
Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.
Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...
Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».
Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.
Кто из отечественных писателей был лауреатом Нобелевской премии?
1) М. А. Булгаков
2) И. Г. Эренбург
3) С. В. Михалков
4) М. А. Шолохов
См. текст в задании №4059 (выше на текущей странице).
Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.
Какой орган власти выступил против принятия проекта новой Конституции, предусматривающего доминирование полномочий Президента в системе разделения властей, в период политического кризиса в России в 1993 г.?
1) Федеральное Собрание
2) Государственная Дума
3) Государственный Совет
4) Верховный Совет
См. текст в задании №4059 (выше на текущей странице).
Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?
В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г.
Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...