В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3865)

Текст задания

В каком из центров удельной Руси (XII—XV вв.) высшим законодательным органом власти было вече?

 

1) Новгороде

2) Владимире

3) Москве

4) Киеве

Задание Д1.2 (тема Д1, №3866)

Текст задания

Получение князем ярлыка на великое княжение с первой половины XIV в.

 

1) закрепляло за князем право назначать русского митрополита

2) избавляло его княжество от уплаты дани Орде

3) позволяло князю формировать общерусское войско

4) давало ему право на сбор дани с русских земель в пользу Орды

Задание Д1.3 (тема Д1, №3886)

Текст задания

Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) присоединение к Москве Твери

2) Ливонская война

3) Куликовская битва

4) восстание под предводительством Ивана Болотникова

5) нашествие хана Батыя на русские земли

Задание Д2 (тема Д2, №3867)

Текст задания

Что из перечисленного стало одной из причин многочисленных народных выступлений XVII в.?

 

1) введение рекрутской повинности

2) введение подушной подати

3) установление единого срока перехода крестьян в Юрьев день

4) установление бессрочного сыска беглых крестьян

Задание 3 (тема 3, №3889)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, отражают процесс закрепощения крестьян в XV−XVII вв.

 

1) пожилое

2) Соборное уложение

3) Табель о рангах

4) заповедные лета

5) урочные лета

6) мировой посредник

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3868)

Текст задания

Кто из перечисленных лиц жил во время княжения Ивана III?

 

1) Симон Ушаков

2) Аристотель Фиораванти

3) Феофан Грек

4) Андрей Рублёв

Задание 4.1 (тема 4, №3890)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.

Задание 4.2 (тема 4, №4050)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное словосочетание.

 

«_______________» П. И. Пестеля, ставшая программой Южного общества, была наказом Временному правительству, которое должно было провести в жизнь основные положения этого документа.

Задание Д4 (тема Д4, №3869)

Текст задания

Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чьё правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

 

«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений... Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы... обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады».

 

1) Ивана III

2) Ивана IV

3) Бориса Годунова

4) Алексея Михайловича

Задание 5 (тема 5, №3888)

Текст задания

Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ОРГАНЫ ВЛАСТИ   ФУНКЦИИ

A) Временное правительство

Б) Совет Народных Комиссаров (СНК)

В) Совет Министров

Г) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

 

1) высший орган исполнительной власти в царской России в 1905-1917 гг.

2) высший орган исполнительной власти в марте — октябре 1917 г., который должен был обеспечить созыв Учредительного собрания

3) учреждение по борьбе с контрреволюцией и саботажем

4) законодательный орган в Российской империи в 1905−1917 гг.

5) орган исполнительной власти в Советской России и СССР в октябре 1917 г. — 1946 г.

6) чрезвычайный орган власти в период Великой Отечественной войны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д5 (тема Д5, №3870)

Текст задания

Что из перечисленного произошло раньше остальных событий?

 

1) Прутский поход Петра I

2) штурм крепости Измаил

3) Азовские походы Петра I

4) морское сражение у острова Гренгам

Задание Д6 (тема Д6, №3871)

Текст задания

С чьим вступлением на престол связана попытка членов Верховного тайного совета ограничить власть монарха?

 

1) Екатерины II

2) Павла I

3) Александра I

4) Анны Иоанновны

Задание Д C6 (тема Д C6, №3904)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Ярослав Мудрый;

2) Джордж Вашингтон;

3) Николай I;

4) Л. H. Брежнев.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3887)

Текст задания

Какие три из перечисленных событий относятся к XVIII в.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Полтавская битва

2) Гангутское морское сражение

3) оборона Шипки

4) сражение у деревни Лесная

5) Бородинское сражение

6) Синопский морской бой

Задание Д7 (тема Д7, №3872)

Текст задания

В результате какого события Россия завоевала выход к Чёрному морю?

 

1) русско-турецкой войны 1768−1774 гг.

2) русско-турецкой войны 1806−1812 гг.

3) присоединения украинских земель в 1654 г.

4) войны России с Турцией и Крымским ханством в 1676-1681 гг.

Задание Д8 (тема Д8, №3873)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь.

 

«После гибели Корнилова Тотлебен окончательно дал обороне Севастополя материальную оболочку, а Нахимов вдохнул в неё душу, — так говорили потом уцелевшие севастопольцы. Тот, кто стал на место павшего Корнилова и должен был его заменить всецело, уже не считал себя в праве поддаваться даже минутной слабости. В эти 27 дней Корнилов и его три товарища [Тотлебен, Нахимов, Истомин] показали, как можно выйти из невозможного положения, а начиная с 5 октября Нахимов сделал для всех ясным, что Корнилов оставил по себе наследника».

 

1) 1813-1814 гг.

2) 1828-1829 гг.

3) 1853-1856 гг.

4) 1877-1878 гг.

Задание Д9 (тема Д9, №3874)

Текст задания

Кто из названных государственных деятелей занимал посты министра финансов в 1892−1903 гг., председателя Совета министров в 1905−1906 гг., был руководителем российской делегации в Портсмуте на переговорах с Японией о мире в 1905 г. и одним из инициаторов подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г.?

 

1) М. Т. Лорис-Меликов

2) И. А. Вышнеградский

3) С. Ю. Витте

4) А. И. Гучков

Задание Д10 (тема Д10, №3875)

Текст задания

Одним из следствий Великих реформ 1860−1870-х гг. в России было

 

1) учреждение центрального всесословного законосовещательного органа

2) создание системы всесословного независимого судопроизводства

3) установление в стране конституционного строя

4) разрешение деятельности политических партий

Задание 11 (тема 11, №3891)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Республика СССРГод образования

в составе СССР

Столица

республики

__________(А)1922 г.г. Харьков
Таджикская ССР1929 г.__________(Б)
Белорусская ССР__________(В)__________(Г)
Литовская ССР__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) 1922 г.

2) г. Душанбе

3) г. Вильнюс

4) Украинская ССР

5) г. Минск

6) 1940 г.

7) г. Тифлис

8) 1936 г.

9) Молдавская ССР

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3876)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

 

«Своими <...> реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины ("мира") и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену».

 

1) К. П. Победоносцев

2) П. А. Столыпин

3) М. М. Сперанский

4) П. Н. Милюков

Задание 12 (тема 12, №3892)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического источника.

 

«После того как Иван умертвил или потерял своего сына, он стал предаваться жестокостям ещё больше, чем прежде, и его тирания была столь ужасна, что никому из людей ещё не довелось слышать; говорят, он впал в отчаяние после смерти сына своего Ивана, так что, казалось, им руководили сами фурии. Когда он надевал красное — он проливал кровь, чёрное — тогда бедствие и горе преследовали всех: бросали в воду, душили и грабили людей; а когда он был в белом —повсюду веселились, но не так, как подобает честным христианам.

Говорят, что царь вознамерился опустошить всю страну и истребить свой народ, так как знал, что ему осталось недолго жить, и полагал, что все будут радоваться его смерти, хотя ни на ком не мог этого заметить; однако он умер ранее, чем предполагал; день ото дня становясь всё слабее и слабее, он впал в тяжкую болезнь, хотя опасности ещё не было заметно; и, говорят, один из вельмож, Богдан Вельский, бывший у него в милости, подал ему прописанное доктором Иоганом Эйлофом питьё, бросив в него яд в то время, когда подносил царю, отчего он вскорости умер; так ли это было, известно одному Богу, верно только то, что вскоре царь умер».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Автор считает, что в период правления царя, описанный в данном отрывке, его жестокость проявилась сильнее, чем ранее.

2) Вельможа, упомянутый в данном отрывке, входил в состав Избранной рады.

3) Сын царя, о котором пишет автор, являлся единственным его наследником.

4) События, о которых говорится в данном отрывке, произошли в 1580-х гг.

5) Версия о причине смерти царя, изложенная в отрывке, подтверждена современной наукой и считается общепринятой.

6) В период правления царя, о котором идёт речь, территория России расширилась в восточном направлении.

Задание Д12 (тема Д12, №3877)

Текст задания

С кем из названных лиц связано создание Московского университета?

 

1) М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым

2) Н. И. Новиковым и Екатериной II

3) Ф. Прокоповичем и Петром I

4) А. Т. Болотовым и Е. Р. Дашковой

Задание 13 (тема 13, №3893)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Задание Д13 (тема Д13, №3878)

Текст задания

В статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов»

 

1) объявлялось об отказе от нэпа

2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации

3) вина за негативные итоги коллективизации возлагалась на местных руководителей

4) признавалась ошибочной политика коллективизации

Задание 14 (тема 14, №3894)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.

Задание Д14 (тема Д14, №3879)

Текст задания

Что являлось одним из результатов советско-финляндской войны 1939-1940 гг.?

 

1) территориальные потери СССР

2) меры советского руководства по укреплению обороноспособности страны

3) вступление СССР в Лигу Наций

4) установление союзнических отношений между СССР и США

Задание 15 (тема 15, №3895)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме.

Задание 16 (тема 16, №3896)

Текст задания

Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.

2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.

3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».

4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.

5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.

6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.

Задание Д16 (тема Д16, №3880)

Текст задания

Кто из перечисленных героев Великой Отечественной войны совершил подвиг, закрыв своим телом амбразуру немецкого дота, чтобы обеспечить успех своему подразделению?

 

1) И. Н. Кожедуб

2) В. В. Талалихин

3) A. M. Матросов

4) Н. Ф. Гастелло

Задание Д17 (тема Д17, №3883)

Текст задания

Что явилось результатом принятия Конституции СССР 1977 г.?

 

1) создание Съезда народных депутатов СССР

2) провозглашение курса на строительство социализма

3) создание Государственной Думы

4) закрепление законодательно руководящей роли КПСС

Задание 18 (тема 18, №3897)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какие суждения о городе, старинный план которого Вы видите, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.

2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе установилась сильная княжеская власть.

3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.

4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».

5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в 1478 г.

Задание Д18 (тема Д18, №3882)

Текст задания

Законы «О государственном предприятии», «Об индивидуальной трудовой деятельности» были приняты, когда СССР руководил

 

1) М. С. Горбачёв

2) Н. С. Хрущёв

3) Л. И. Брежнев

4) Ю. В. Андропов

Задание 19 (тема 19, №3898)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

 

Какие из представленных ниже памятников культуры находятся в этом городе? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №3881)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, когда происходили описанные события.

 

«В это время положение наших войск на фронте... оказалось критическим. Кровопролитное сражение развернулось на Можайском направлении, в районе Бородинского поля, оно шло шесть дней и ночей... В те дни противник взял также Малоярославец, Боровск, Тарусу, Рузу. В некоторых местах гитлеровцы приблизились к Москве на 50 километров... В Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение».

 

1) летом 1941 г.

2) осенью 1941 г.

3) весной 1942 г.

4) летом 1942 г.

Задание 20 (тема 20, №3899)

Текст для изучения

Прочтите отрывок из заявления Телеграфного агентства Советского Союза.

 

«ТАСС уполномочен заявить, что партийные и государственные деятели Чехословацкой Социалистической Республики обратились к Советскому Союзу и другим союзным государствам с просьбой об оказании братскому чехословацкому народу неотложной помощи, включая помощь вооружённым силам. Это обращение вызвано угрозой, которая возникла существующему в Чехословакии социалистическому строю и установленной Конституцией государственности со стороны контрреволюционных сил, вступивших в сговор с враждебными социализму внешними силами...

 

Дальнейшее обострение обстановки в Чехословакии затрагивает жизненные интересы Советского Союза и других социалистических стран, интересы безопасности государств социалистического содружества. Угроза социалистическому строю Чехословакии представляет собой вместе с тем угрозу устоям европейского мира.

 

Советское правительство и правительства союзных стран — Народной Республики Болгарии, Венгерской Народной Республики, Германской Демократической Республики, Польской Народной Республики, — исходя из принципов нерасторжимой дружбы и сотрудничества и в соответствии с существующими договорными обязательствами, решили пойти навстречу упомянутой просьбе об оказании братскому чехословацкому народу необходимой помощи...

 

Предпринимаемые действия не направлены против какого-либо государства и ни в какой мере не ущемляют чьих-либо государственных интересов. Они служат цели мира и продиктованы заботой о его укреплении. Братские страны твёрдо и решительно противопоставляют любой угрозе свою нерушимую солидарность. Никому и никогда не будет позволено вырвать ни одного звена из содружества социалистических государств».

Текст задания

Укажите год, когда было сделано данное заявление. Укажите название кратковременного периода в политической и культурной жизни Чехословакии, создавшего предпосылки для данного заявления. Укажите название военно-политического объединения, членами которого являлись страны, перечисленные в отрывке.

Задание Д20 (тема Д20, №3884)

Текст задания

Кто из отечественных писателей был лауреатом Нобелевской премии?

 

1) И. Г. Эренбург

2) М. А. Булгаков

3) М. А. Шолохов

4) С. В. Михалков

Задание 21 (тема 21, №3900)

Текст для изучения

См. текст в задании №3899 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите три причины оказания помощи руководству Коммунистической партии Чехословакии, обозначенные в тексте.

Задание Д21 (тема Д21, №3885)

Текст задания

Какой государственный орган власти противостоял Президенту РФ в ходе политического кризиса 1992-1993 гг.?

 

1) Государственный комитет по чрезвычайному положению

2) Высший совет народного хозяйства

3) Учредительное собрание

4) Верховный Совет

Задание 22 (тема 22, №3901)

Текст для изучения

См. текст в задании №3899 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите название политики СССР в отношении входивших в социалистический блок стран, упомянутых в отрывке, сформулированной в тот же период, когда было сделано данное заявление. В чём заключалось содержание этой политики (назовите одно положение)? Когда СССР отказался от её проведения?

Задание 23 (тема 23, №3902)

Текст задания

В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г.

Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

Задание 24 (тема 24, №3903)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...