В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 6» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3785)

Текст задания

Первый в истории России Земский собор был созван в царствование

 

1) Петра I

2) Ивана III

3) Алексея Михайловича

4) Ивана IV

Задание Д1.2 (тема Д1, №3786)

Текст задания

Возвышение Московского княжества в XIV в. связано с именем князя

 

1) Владимира Мономаха

2) Ивана Калиты

3) Всеволода Большое Гнездо

4) Владимира Красное Солнышко

Задание Д1.3 (тема Д1, №3806)

Текст задания

Расположите следующие события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события Великой Отечественной войны, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) начало блокады Ленинграда

2) оборона Брестской крепости

3) Курская битва

4) освобождение Варшавы

5) освобождение Праги

Задание Д2 (тема Д2, №3787)

Текст задания

Что из названного было следствием проведения в XVI в. военной реформы?

 

1) создание военно-морского флота

2) учреждение кадетских корпусов

3) ограничение местничества в армии

4) формирование регулярной армии

Задание 3 (тема 3, №3809)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют события, явления, происходившие в период 1964−1985 гг.

 

1) НЭП; 2) Хельсинкский акт; 3) «ленинградское дело»; 4) «разрядка»; 5) «застой»; 6) пятилетка

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3788)

Текст задания

«Повесть временных лет» — это

 

1) свод древнерусского права

2) древнерусская былина

3) собрание автобиографических повестей

4) общерусский летописный свод

Задание 4.1 (тема 4, №3650)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.

Задание 4.2 (тема 4, №3810)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.

Задание Д4 (тема Д4, №3789)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите князя, о котором идёт речь.

 

«...затратил большие средства на украшение своей столицы, взяв за образец столицу Византии Царьград. В Киеве... строятся Золотые Ворота, грандиозный Софийский собор... При нём переписывались многие книги, много переводилось с греческого языка на русский... киевский князь, с которым стремились породниться королевские дома Франции, Венгрии, Норвегии...»

 

1) Ярослав Мудрый

2) Андрей Боголюбский

3) Дмитрий Донской

4) Святослав Игоревич

Задание Д5 (тема Д5, №3790)

Текст задания

Современниками были

 

1) Елизавета Петровна и А. А. Аракчеев

2) Анна Иоанновна и Иван Фёдоров

3) Екатерина I и М. М. Сперанский

4) Екатерина II и Екатерина Дашкова

Задание Д6 (тема Д6, №3791)

Текст задания

Венский конгресс был созван вскоре после

 

1) завершения русско-турецкой войны 1806−1812 гг.

2) Заграничного похода русской армии 1813−1814 гг.

3) русско-турецкой войны 1787−1791 гг.

4) поражения русской армии под Аустерлицем в 1805 г.

Задание Д C6 (тема Д C6, №3824)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Елизавета Петровна;

2) К.П. Победоносцев;

3) Франклин Рузвельт;

4) Е.Т. Гайдар.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3807)

Текст задания

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) начало забастовочного движения в стране

2) либерализация цен

3) развитие индивидуальной трудовой деятельности

4) выпуск приватизационных чеков

5) острый дефицит товаров

6) снижение цен на потребительские товары

Задание Д7 (тема Д7, №3792)

Текст задания

Одним из последствий восстания под предводительством Е. И. Пугачёва стало

 

1) введение запрета помещикам ссылать крестьян на каторгу

2) проведение губернской реформы

3) прекращение деятельности Уложенной комиссии

4) издание указа о престолонаследии

Задание Д8 (тема Д8, №3793)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Александр I

Задание 9 (тема 9, №3808)

Текст задания

Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) Ф. Ф. Ушаков

Б) М. Д. Скобелев

B) П. И. Багратион

Г) П. С. Нахимов

 

1) командовал 2-й армией в Отечественную войну 1812 г.

2) один из создателей Черноморского флота, успешно провёл Средиземноморский поход русского флота (1798-1800 гг.)

3) в русско-турецкую войну командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейново (1877-1878 гг.)

4) разгромил турецкий флот в Синопском сражении (1853 г.), руководил героической обороной Севастополя (1854-1855 гг.)

5) командовал гарнизоном Порт-Артура в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №3794)

Текст задания

Какое из событий произошло раньше остальных?

 

1) учреждение Государственной думы

2) восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический»

3) денежная реформа С. Ю. Витте

4) Кровавое воскресенье

Задание Д10 (тема Д10, №3795)

Текст задания

Укрепление позиций России в Средней Азии во второй половине XIX в. стало причиной столкновения её интересов в этом регионе с

 

1) Австро-Венгрией

2) Францией

3) Великобританией

4) Турцией

Задание 11 (тема 11, №3811)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СобытиеРоль (значение) события в историиУчастник события
Битва на реке Калке__________(А)Даниил Галицкий
__________(Б)Ослабление агрессии крестоносцев__________(В)
__________(Г)Первый шаг к ликвидации независимости

Новгородской республики

Иван III
Битва при Пуатье__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Иван Калита

2) Александр Невский

3) остановка арабских завоеваний

4) прекращение набегов печенегов

5) Куликовская битва

6) первое столкновение с монголами

7) Карл Мартелл

8) Ледовое побоище

9) битва на реке Шелони

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3796)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

Задание 12 (тема 12, №3812)

Текст задания

Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.

 

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данный Декрет был издан в 1917 г.

2) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.

3) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.

4) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.

5) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.

6) Декрет выражает позицию партии большевиков.

Задание Д12 (тема Д12, №3797)

Текст задания

Какие из данных терминов обозначают новые направления в российском искусстве в начале XX в.?

 

1) символизм, футуризм

2) барокко, классицизм

3) ампир, шатровый стиль

4) реализм, сентиментализм

Задание 13 (тема 13, №3813)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите монарха, в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание Д13 (тема Д13, №3798)

Текст задания

Курс на раскулачивание, ликвидацию кулачества как класса был частью

 

1) «красногвардейской атаки на капитал»

2) новой экономической политики

3) политики коллективизации

4) Столыпинской реформы

Задание 14 (тема 14, №3814)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите фамилию государственного деятеля, получившего почётный титул за присоединение и освоение территорий, обозначенных на схеме цифрой «2».

Задание Д14 (тема Д14, №3799)

Текст задания

Что было одной из причин сосредоточения всей полноты власти в руках И. В. Сталина?

 

1) наличие противоречий в руководстве партии и страны, которые И. В. Сталин успешно использовал

2) выдвижение его кандидатуры В. И. Лениным в качестве единственного преемника

3) вступление И. В. Сталина на пост Председателя СНК сразу после смерти В. И. Ленина

4) решение всенародного референдума

Задание 15 (тема 15, №3815)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

Задание 16 (тема 16, №3816)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «1».

2) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

3) Участниками событий данной войны были А. Орлов и П. Румянцев.

4) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

5) Начало войны, события которой изображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.

6) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрному морю.

Задание Д16 (тема Д16, №3800)

Текст задания

Какой из перечисленных городов не был взят фашистами в годы Великой Отечественной войны?

 

1) Севастополь

2) Смоленск

3) Одесса

4) Тула

Задание Д17 (тема Д17, №3803)

Текст задания

Что явилось одним из результатов изменений в социальной политике, проводившейся государством во второй половине 1950-х гг.?

 

1) введение обязательной подписки на государственные займы

2) отмена всех видов оплаты за среднее и высшее образование

3) увеличение продолжительности рабочей недели

4) введение суровых наказаний за опоздание на работу

Задание 18 (тема 18, №3817)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Человек, изображённый на почтовом блоке, является автором «плана автономизации», который был осуществлён при образовании СССР.

2) Политический деятель, изображённый на почтовом блоке, умер менее чем через два года после события, годовщине которого посвящён почтовый блок.

3) Человек, изображённый на почтовом блоке, являлся Председателем СНК.

4) Герб, изображённый на почтовом блоке, существовал в неизменном виде с момента образования СССР.

5) На почтовом блоке представлены только флаги республик, вошедших в состав СССР в момент его образования.

Задание Д18 (тема Д18, №3802)

Текст задания

В результате решений Потсдамской конференции к СССР отошла часть

 

1) Болгарии

2) Восточной Пруссии

3) Чехословакии

4) Австрии

Задание 19 (тема 19, №3818)

Текст задания

Какие из изображений, представленных ниже, относятся к событиям (явлениям) периода, в который был выпущен данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

Задание Д19 (тема Д19, №3801)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний Г. К. Жукова и укажите название военной операции, о которой идёт речь.

 

«Предпринимая операцию... немецко-фашистское командование рассчитывало разгромить советские войска на вяземско-московском и брянско-московском направлениях и, обойдя Москву с севера и с юга, овладеть ею в возможно короткий срок... Первое окружение и разгром советских войск планировалось провести в районах Брянска и Вязьмы; второе окружение и захват Москвы замышлялось осуществить путём глубокого обхода бронетанковыми войсками Москвы с северо-запада через Клин и с юга через Тулу, Каширу».

 

1) «Багратион»

2) «Тайфун»

3) «Барбаросса»

4) «Цитадель»

Задание 20 (тема 20, №3819)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству -поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

Укажите название сочинения П.Я. Чаадаева, ответом на которое является данное письмо А.С. Пушкина. Назовите императора, при котором было написано это сочинение П.Я. Чаадаева. Какой факт биографии П.Я. Чаадаева упомянут в письме А.С. Пушкина?

Задание Д20 (тема Д20, №3804)

Текст задания

Назовите социолога и культуролога, одного из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности, который был выслан из России в 1922 г. в ходе большевистской кампании, известной под названием «Философский пароход».

 

1) Н. Д. Кондратьев

2) П. А. Сорокин

3) В. И. Вернадский

4) Н. И. Вавилов

Задание 21 (тема 21, №3820)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству -поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

С какой мыслью, выраженной в сочинении П. Я. Чаадаева, не согласен А. С. Пушкин? С каким выводом П. Я. Чаадаева соглашается А. С. Пушкин и, ссылаясь на реалии российской действительности, обосновывает его? Укажите одно любое обстоятельство, на которое ссылается А. С. Пушкин, подтверждая вывод, сделанный П. Я. Чаадаевым.

Задание Д21 (тема Д21, №3805)

Текст задания

Какая из стран в период 1992-2011 гг. стала членом НАТО?

 

1) Черногория

2) Болгария

3) Грузия

4) Австрия

Задание 22 (тема 22, №3821)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

Какой поступок П. Я. Чаадаева одобряет А. С. Пушкин? Почему этот поступок П. Я. Чадаева был особенно важен для общественной жизни страны именно в тот период, когда было написано письмо А. С. Пушкина? Какая широкая общественная дискуссия была инициирована появлением сочинения П. Я. Чаадаева?

Задание 23 (тема 23, №3822)

Текст задания

После окончания Великой Отечественной войны начался новый этап политических репрессий в СССР. Объясните, в чём заключались причины данного явления (приведите три объяснения).

Задание 24 (тема 24, №3823)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...