В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, 3, Д3, 4, 4, Д4, Д5, Д6, Д C6, 7, Д7, Д8, 9, Д9, Д10, 11, Д11, 12, Д12, 13, Д13, 14, Д14, 15, 16, Д16, Д17, 18, Д18, 19, Д19, 20, Д20, 21, Д21, 22, 23, 24

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №3625)

Текст задания

Сражение на Куликовом поле связано с именем

 

1) митрополита Алексия

2) Александра Пересвета

3) Владимира Мономаха

4) Александра Невского

Задание Д1.2 (тема Д1, №3626)

Текст задания

Какой город в XVII в. был центром морской торговли России со странами Западной Европы?

 

1) Санкт-Петербург

2) Рига

3) Астрахань

4) Архангельск

Задание Д1.3 (тема Д1, №3646)

Текст задания

Расположите следующие события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события Великой Отечественной войны, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) начало блокады Ленинграда

2) оборона Брестской крепости

3) Курская битва

4) освобождение Варшавы

5) освобождение Праги

Задание Д2 (тема Д2, №3627)

Текст задания

Одним из результатов правления Василия Шуйского стала(-о)

 

1) польско-литовская интервенция

2) прекращение Смуты

3) введение патриаршества

4) отмена местничества

Задание 3 (тема 3, №3649)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют события, явления, происходившие в период 1964−1985 гг.

 

1) НЭП

2) Хельсинкский акт

3) «ленинградское дело»

4) «разрядка»

5) «застой»

6) пятилетка

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

Задание Д3 (тема Д3, №3628)

Текст задания

Кто из названных лиц были зодчими, строившими соборы Московского Кремля в XV - начале XVI в.?

 

1) Феофан Грек, Дионисий

2) Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый

3) Андрей Рублёв, Симон Ушаков

4) Иосиф Волоцкий, Фёдор Конь

Задание 4.1 (тема 4, №3650)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.

Задание 4.2 (тема 4, №3810)

Варианты

Текст задания

Напишите пропущенное слово.

 

В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.

Задание Д4 (тема Д4, №3629)

Текст задания

Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите киевского князя, о котором идёт речь.

 

«Древляне же, услышав, что идёт [князь] снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их [князь]; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили [князя] и всю дружину его, так как было её мало. И погребён был [князь], и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».

 

1) Олег

2) Святослав

3) Рюрик

4) Игорь

Задание Д5 (тема Д5, №3630)

Текст задания

Что из названного относится к социальным реформам Петра I?

 

1) отмена урочных лет и установление бессрочного сыска беглых крестьян

2) издание указа о трёхдневной барщине

3) введение подушной подати

4) освобождение дворян от обязательной службы

Задание Д6 (тема Д6, №3631)

Текст задания

В годы царствования Николая I известными государственными деятелями были

 

1) П. А. Столыпин, С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой

3) С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф

4) Н. И. Панин, Г. А. Потёмкин

Задание Д C6 (тема Д C6, №3664)

Текст задания

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Елизавета Петровна;

2) К.П. Победоносцев;

3) Франклин Рузвельт;

4) Е.Т. Гайдар.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Задание 7 (тема 7, №3647)

Текст задания

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) выпуск приватизационных чеков

2) развитие индивидуальной трудовой деятельности

3) начало забастовочного движения в стране

4) снижение цен на потребительские товары

5) острый дефицит товаров

6) либерализация цен

Задание Д7 (тема Д7, №3632)

Текст задания

Причиной распространения наёмного труда на российских мануфактурах во второй половине XVIII в. было

 

1) освобождение крестьян от крепостной зависимости

2) запрещение покупки крестьян к купеческим мануфактурам

3) широкое использование труда иностранных рабочих

4) проведение активной переселенческой политики

Задание Д8 (тема Д8, №3633)

Текст задания

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь.

 

«7 декабря в 2 часа дня А. В. Суворов, выполняя приказание главнокомандующего фельдмаршала Г. А. Потёмкина, переслал письмо последнего коменданту Измаила — сераскиру Айдозли-Мехмет-паше с предложением сдачи крепости. В своём ответе комендант Измаила писал, что "ради глубокой осени и весьма суровой погоды советует россиянам отступить, ибо они должны будут во всём терпеть нужду; гарнизон же всеми нужными вещами снабжен изобильно"».

 

1) 1700-1721 гг.

2) 1756-1763 гг.

3) 1787-1791 гг.

4) 1806-1812 гг.

Задание 9 (тема 9, №3648)

Текст задания

Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

 

ВОЕНАЧАЛЬНИКИ   ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

A) Ф. Ф. Ушаков

Б) М. Д. Скобелев

B) П. И. Багратион

Г) П. С. Нахимов

 

1) командовал 2-й армией в Отечественную войну 1812 г.

2) один из создателей Черноморского флота, успешно провёл Средиземноморский поход русского флота (1798-1800 гг.)

3) в русско-турецкую войну командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при Шипке-Шейново (1877-1878 гг.)

4) разгромил турецкий флот в Синопском сражении (1853 г.), руководил героической обороной Севастополя (1854-1855 гг.)

5) командовал гарнизоном Порт-Артура в годы русско-японской войны (1904-1905 гг.)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Задание Д9 (тема Д9, №3634)

Текст задания

Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала

 

1) национализацию части помещичьей земли

2) ограничение политики переселения крестьян

3) развитие общинного землевладения

4) образование отрубов и хуторских хозяйств

Задание Д10 (тема Д10, №3635)

Текст задания

Укрепление позиций России в Средней Азии во второй половине XIX в. стало причиной столкновения её интересов в этом регионе с

 

1) Австро-Венгрией

2) Турцией

3) Францией

4) Великобританией

Задание 11 (тема 11, №3651)

Текст задания

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

СобытиеРоль (значение) события в историиУчастник события
Битва на реке Калке__________(А)Даниил Галицкий
__________(Б)Ослабление агрессии крестоносцев__________(В)
__________(Г)Первый шаг к ликвидации независимости

Новгородской республики

Иван III
Жакерия__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Уот Тайлер

2) Александр Невский

3) заключение перемирия в ходе Столетней войны

4) прекращение набегов печенегов

5) Куликовская битва

6) первое столкновение с монголами

7) Гильом Каль

8) Ледовое побоище

9) битва на реке Шелони

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание Д11 (тема Д11, №3636)

Текст задания

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите разработчика реформы, о которой идёт речь.

 

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

 

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

 

3. Общий срок службы в сухопутных войсках ...определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...

 

4. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...

 

5. Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...»

 

1) Д. А. Милютин

2) П. А. Валуев

3) Д. А. Толстой

4) Я. И. Ростовцев

Задание 12 (тема 12, №3652)

Текст задания

Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.

 

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.

2) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.

3) Данный Декрет был издан в 1917 г.

4) Декрет выражает позицию партии большевиков.

5) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.

6) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.

Задание Д12 (тема Д12, №3637)

Текст задания

Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?

 

1) Д. И. Фонвизин

2) В. К. Тредиаковский

3) Ф. Г. Волков

4) М. В. Ломоносов

Задание 13 (тема 13, №3653)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите монарха (имя и порядковый номер словами, например ИванТретий), в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Задание Д13 (тема Д13, №3638)

Текст задания

Согласно Договору об образовании СССР высший орган исполнительной власти в СССР назывался

 

1) Совет Народных Комиссаров

2) Совет Министров

3) Всесоюзный съезд Советов

4) Кабинет министров

Задание 14 (тема 14, №3654)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Назовите фамилию государственного деятеля, получившего почётный титул за присоединение и освоение территорий, обозначенных на схеме цифрой «2».

Задание Д14 (тема Д14, №3639)

Текст задания

Следствием проведения большевиками новой экономической политики стала

 

1) отмена государственной монополии внешней торговли

2) широкая приватизация крупных промышленных предприятий

3) ликвидация уравнительной системы оплаты труда

4) упразднение центральных государственных органов планирования экономического развития

Задание 15 (тема 15, №3655)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.

Задание 16 (тема 16, №3656)

Текст задания

Рассмотрите схему и выполните задания

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

2) Начало войны, события которой изображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.

3) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

4) Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой «1».

5) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрному морю.

6) Участниками событий данной войны были А. Орлов и П. Румянцев.

Задание Д16 (тема Д16, №3640)

Текст задания

316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И.В. Панфилова прославилась в ходе

 

1) Московской битвы

2) Курской битвы

3) операции по освобождению Белоруссии

4) обороны Севастополя

Задание Д17 (тема Д17, №3643)

Текст задания

Что явилось одним из последствий выступления Государственного комитета по чрезвычайному положению в 1991 г.?

 

1) начало принятия деклараций о суверенитетах союзными республиками

2) приостановка и запрет деятельности КПСС на территории России

3) начало реализации программы «500 дней» в СССР

4) избрание Президентом СССР М. С. Горбачёва

Задание 18 (тема 18, №3657)

Текст задания

Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) На почтовом блоке представлены только флаги республик, вошедших в состав СССР в момент его образования.

2) Герб, изображённый на почтовом блоке, существовал в неизменном виде с момента образования СССР.

3) Человек, изображённый на почтовом блоке, являлся Председателем СНК.

4) Человек, изображённый на почтовом блоке, является автором «плана автономизации», который был осуществлён при образовании СССР.

5) Политический деятель, изображённый на почтовом блоке, умер менее чем через два года после события, годовщине которого посвящён почтовый блок.

Задание Д18 (тема Д18, №3642)

Текст задания

В результате решений Потсдамской конференции к СССР отошла часть

 

1) Австрии

2) Чехословакии

3) Болгарии

4) Восточной Пруссии

Задание 19 (тема 19, №3658)

Текст задания

Какие из изображений, представленных ниже, относятся к событиям (явлениям) периода, в который был выпущен данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 

Задание Д19 (тема Д19, №3641)

Текст задания

Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.

 

«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».

 

1) Московская

2) Курская

3) за Днепр

4) за Берлин

Задание 20 (тема 20, №3659)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

Укажите название сочинения П.Я. Чаадаева, ответом на которое является данное письмо А.С. Пушкина. Назовите императора, при котором было написано это сочинение П.Я. Чаадаева. Какой факт биографии П.Я. Чаадаева упомянут в письме А.С. Пушкина?

Задание Д20 (тема Д20, №3644)

Текст задания

С каким событием связан выход сборника «Смена вех», изданного в 1921 г.?

 

1) провозглашение курса на индустриализацию страны

2) начало сплошной коллективизации сельского хозяйства

3) переход к новой экономической политике

4) начало Великой Отечественной войны

Задание 21 (тема 21, №3660)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

С какой мыслью, выраженной в сочинении П.Я. Чаадаева, не согласен А.С. Пушкин? С каким выводом П.Я. Чаадаева соглашается А.С. Пушкин и, ссылаясь на реалии российской действительности, обосновывает его? Укажите одно любое обстоятельство, на которое ссылается А.С. Пушкин, подтверждая вывод, сделанный П.Я. Чаадаевым.

Задание Д21 (тема Д21, №3645)

Текст задания

Какая из стран в период 1992−2011 гг. стала членом НАТО?

 

1) Грузия

2) Австрия

3) Черногория

4) Болгария

Задание 22 (тема 22, №3661)

Текст задания

Прочтите отрывок из письма А. С. Пушкина к П. Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

Какой поступок П. Я. Чаадаева одобряет А. С. Пушкин? Почему этот поступок П. Я. Чадаева был особенно важен для общественной жизни страны именно в тот период, когда было написано письмо А. С. Пушкина? Какая широкая общественная дискуссия была инициирована появлением сочинения П. Я. Чаадаева?

Задание 23 (тема 23, №3662)

Текст задания

После окончания Великой Отечественной войны начался новый этап политических репрессий в СССР. Объясните, в чём заключались причины данного явления (приведите три объяснения).

Задание 24 (тема 24, №3663)

Текст задания

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...