В начало страницы

Вариант «ЕГЭ 2015 по обществознанию. (часть С, вариант 554)» (ОСН-2015)

Список тем

21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание 21 (тема 21, №10593)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Публичное право - это такая правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчинённости, субординации. Сообразно этому для« публичного права присущ один — и только один — общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращённые к подчинённым, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов.

Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщённо говоря, порядок «власти - подчинения», в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц (подвластных, подданных), и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица - безусловно им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объём властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей, «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка (гарантиями для граждан, демократическими процедурами и др.), но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах (преимущественно путём договоров). И. Кант писал, что частное право - это такое право, в соответствии с которым обязанность и принуждение основываются не непосредственно на законе, а на справедливости и на свободе человека быть собственным господином.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нём занимают юридические дозволения. А юридические нормы во многих случаях имеют диспозитивный характер, т.е. действуют по принципу «если иное не установлено договором» - действуют лишь тогда, когда по данному вопросу стороны не договорились между собой.

(С. С. Алексеев)

Текст задания

Как автор формулирует принципиальное отличие частного права от публичного права? Чем характер норм публичного права отличается от характера норм частного права?

Задание 22 (тема 22, №10594)

Текст для изучения

См. текст в задании №10593 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите любые три принципа публичного права, упомянутых в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите, как называют отрасль публичного права, закрепляющую «устройство и деятельность государства как публичной власти»?

Задание 23 (тема 23, №10595)

Текст для изучения

См. текст в задании №10593 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор пишет, что по мере развития демократии публичное право обогащается гарантиями для граждан, демократическими процедурами. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые четыре конституционные гарантии для граждан РФ.

Задание 24 (тема 24, №10596)

Текст для изучения

См. текст в задании №10593 (выше на текущей странице).

Текст задания

В ходе обсуждения было высказано мнение, что в условиях тоталитарного режима возможности регулирования взаимодействий граждан отраслями частного права существенно сокращаются. Используя обществоведческие знания, приведите три объяснения этого мнения.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №10597)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «факторы производства»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о земле как факторе производства;

− одно предложение, называющее факторный доход, который может получать собственник земли.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание 26 (тема 26, №10598)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте три признака социального института на примере семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №10599)

Текст задания

Новый художественный фильм получил высокую оценку критиков и знатоков кино. Они отметили, что режиссёру удалось создать фильм, вызвавший интерес у зрителей, отразить ценности, близкие большинству населения. Ожидания его создателей на коммерческий успех оправдались.

К какому типу культуры может быть отнесён этот фильм? На основании каких признаков Вы это установили (назовите два признака по условию задачи)? Назовите ещё один признак этого типа культуры, не упомянутый в условии задачи.

Задание 28 (тема 28, №10600)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Государство как ядро политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №10601)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Культура... есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может настроиться над природой». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)

29.3 Социология, социальная психология: «Моральные ценности потому и называются ценностями, что без них невозможны ни дальнейшее развитие общества, ни счастливая жизнь». (А. Моруа)

29.4 Политология: «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

29.5 Правоведение: «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушить». (И.В. Гёте)