В начало страницы

Тема 23

Учитываемые варианты

Различие заданий

(Подсказка: для перехода к заданию нажмите на его название или на его линию.)

Максимальное допустимое различие в подтеме: 0.35. Выбрать другое: 0.5, 0.65.

Подтема 1

Задание 1.1 (ОСН-2016, №8721)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

 

Правопорядок — это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете к установлению правового порядка.

Нормы права — это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее «идеальный» правопорядок.

Правоотношения — элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязанности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования.

Структура правопорядка — это единство и одновременное раз деление урегулированной правом системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определенная часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования.

Текст задания

Приведите три примера нормативно-правовых актов, в которых отражается реализация прав человека духовной сфере. Дайте краткое пояснение, что они регламентируют или закрепляют.

Подтема 2

Задание 2.1 (ОСН-2015, №10595)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Публичное право - это такая правовая сфера, в основе которой - государственные интересы, «государственные дела», т.е. само устройство и деятельность государства как публичной власти, регламентация деятельности государственного аппарата, должностных лиц, государственной службы, уголовное преследование правонарушителей, уголовная и административная ответственность и т.д., - словом, институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчинённости, субординации. Сообразно этому для« публичного права присущ один — и только один — общегосударственный юридический «центр», характерны императивные предписания и запреты, обращённые к подчинённым, подвластным лицам; дозволения же, имеющие императивный характер, - прерогатива властвующих субъектов.

Вот поэтому для публичного права характерен специфический юридический порядок - обобщённо говоря, порядок «власти - подчинения», в соответствии с которым лица, обладающие властью, вправе односторонне и непосредственно, в принципе без каких-либо дополнительных решений иных инстанций, определять поведение других лиц (подвластных, подданных), и сообразно этому вся система властно-принудительных учреждений обязана силой принуждения обеспечивать полную и точную реализацию приказов и команд власти, а «все другие» лица - безусловно им подчиняться. Отсюда вытекают и все другие принципы публичного права: различие, разнопорядковость правового статуса лиц, иерархичность положения и разный объём властных правомочий у властвующих лиц, наличие своей, «ведомственной» юрисдикции, отсутствие ориентации на решение спорных вопросов независимым судом. По мере развития демократии эти принципы обогащаются институтами высокого демократического порядка (гарантиями для граждан, демократическими процедурами и др.), но это не меняет самой сути, самой природы публично-правовых начал.

Частное право выражает начала децентрализации, свободы отдельных субъектов. Здесь возможность решения той или иной жизненной ситуации не только в какой-то мере заранее запрограммирована в юридических нормах, но и предоставлена самим участникам отношений, которые определяют решение ситуации сами, автономно, своей волей и в своих интересах (преимущественно путём договоров). И. Кант писал, что частное право - это такое право, в соответствии с которым обязанность и принуждение основываются не непосредственно на законе, а на справедливости и на свободе человека быть собственным господином.

Поэтому в частном праве, в отличие от публичного, господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов. Преимущественное положение в нём занимают юридические дозволения. А юридические нормы во многих случаях имеют диспозитивный характер, т.е. действуют по принципу «если иное не установлено договором» - действуют лишь тогда, когда по данному вопросу стороны не договорились между собой.

(С. С. Алексеев)

Текст задания ( )

Автор пишет, что по мере развития демократии публичное право обогащается гарантиями для граждан, демократическими процедурами. Привлекая обществоведческие знания, назовите любые четыре конституционные гарантии для граждан РФ.

Подтема 3

Задание 3.1 (ДОСР-2017, №10154)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

В широком смысле неполная занятость – это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объёме), на которую мог бы претендовать…

Циклическая безработица связана с колебанием спроса на рабочую силу. Спад – это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастёт спрос и не произойдёт оживление деловой активности. Сезонная безработица возникает из-за сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, кто занят в рыболовстве, строительстве и сельском хозяйстве. Тех, кто меняет работу, и тех, кто не занят в данный момент в связи с переходом с одного места на другое, называют функциональными (фрикционными) безработными. Функциональная (фрикционная) безработица считается хотя и неизбежным, но всё же приемлемым следствием здоровой экономики. Можно предположить, что даже при полной занятости работающие по найму будут переходить с места на место.

Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица.

Безработица не просто отсутствие работы… Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, всё-таки предпочитают сохранить её даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим проблемам: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

 

(К. Х. Брайер)

Текст задания ( )

Автор отмечает, что «даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица». Используя обществоведческие знания, объясните причину такого уровня безработицы среди данных категорий граждан. Назовите любые две меры для предотвращения дискриминации указанных автором категорий граждан, предусмотренные законодательством РФ.

Подтема 4

Задание 4.1 (ДОСР-2016, №8596)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн)

Текст задания ( )

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Подтема 5

Задание 5.1 (ДЕМО-2020, №11430)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Использование ресурсов для удовлетворения потребностей подчинено экономическим целям, которые преследуют в своей экономической деятельности индивиды (домохозяйства), фирмы и общество в целом. Современная экономическая теория исходит из рационального поведения хозяйствующих субъектов при выборе целей их экономической деятельности. В реальной действительности это означает стремление к максимизации результатов при данных затратах. Экономической целью потребителя является максимизация удовлетворения всех его потребностей, т. е. максимизация функции полезности. Максимизация полезности зависит не только от текущего потребления, но и от сбережений, осуществляемых в соответствии с динамикой цен. Экономической целью фирмы выступает максимизация прибыли или минимизация издержек производства. Для этого используются не только цены, но и реклама, дизайн, изменение товарно- материальных запасов и т. д.

Главными экономическими целями современного общества являются экономический рост, повышение эффективности производства, полная занятость и социально-экономическая стабильность.

Экономический рост... должен достигаться не за счёт деградации окружающей среды, а за счёт повышения эффективности использования старых ресурсов и вовлечения в производственный процесс новых...

Рыночная экономика гарантирует прежде всего свободу потребителя, что выражается в свободе потребительского выбора на рынке товаров и услуг. Добровольный, без принуждения обмен становится необходимым условием суверенитета потребителя. Каждый самостоятельно распределяет свои ресурсы в соответствии со своими интересами и при желании может самостоятельно организовывать процесс производства товаров и услуг в тех масштабах, которые позволяют его способности и имеющийся капитал. Это означает, что существует свобода предпринимательства. Индивид сам определяет, что, как и для кого производить, где, как, кому, сколько и по какой цене реализовывать произведённую продукцию, каким образом и на что тратить полученную выручку. Поэтому экономическая свобода предполагает экономическую ответственность и опирается на неё...

Экономическая свобода — фундамент и составная часть свобод гражданского общества. Она выступает прежде всего как необходимое средство достижения политической свободы; в свою очередь, политическая свобода есть гарант экономической свободы. В свободном обществе индивид может отстаивать и активно пропагандировать любые, в том числе радикальные, изменения в социальной структуре, конечно, при условии, что его агитация не выливается в применение насильственных действий по отношению к другим гражданам... Классическая рыночная экономика исходит из ограниченной роли государственного вмешательства в экономику.

(Р. М. Нуреев)

Текст задания ( )

Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Задание 5.2 (ДЕМО-2020, №10510)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №11430 (выше на текущей странице).

Текст задания ( )

Какие два возможных источника (пути) экономического роста названы в тексте? Приведите по два примера, иллюстрирующих каждый из этих источников (путей). (Сначала указывайте источник (путь), затем приводите примеры, которые его иллюстрируют.)

Подтема 6

Задание 6.1 (ОСН-2015, №10640)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Если бы мы должны были гипотетически или логически восстановить ход истории, нам бы, естественно, пришлось признать, что на смену эпохе натурального обмена пришла эпоха товарных денег. Исторически средством обмена в тот или иной период служило множество товаров: скот, табак, кожа и шкуры, меха, оливковое масло...

Когда-то большинство этих видов «денег» само по себе обладало какой-то стоимостью или полезность. Так, даже ожерелье из раковин имело декоративное применение, а бумажные деньги начали своё существование как выдаваемые товарным складом или монетным двором расписки в получении определённого количества металла. Но для денежного средства его внутренняя полезность имеет теперь наименьшее значение.

Эпоху товарных денег сменила эпоха бумажных денег. Бумажные деньги олицетворяют сущность денег, их внутреннюю природу. Деньги - как деньги, а не как товар - нужны не сами по себе, а ради тех вещей, которые на них можно купить! У нас не возникнет желания использовать деньги непосредственно, мы предпочитаем пользоваться ими, избавляясь от них. Даже в тех случаях, когда мы хотим воспользоваться деньгами, сохраняя их, стоимость денег определяется тем, что впоследствии мы их можем израсходовать.

Деньги - это искусственная социальная условность. Если по той или иной причине какая-либо вещь начинает применяться в качестве денег, то все... начинают ценить её...

Бумажные деньги получили широкое распространение потому, что они обладают многими удобствами обмена. Деньги нетрудно носить и хранить. Приписав больше или меньше нулей к нарицательной стоимости банкноты, можно в этом лёгком, удобном для передвижения средстве обмена воплотить большую или меньшую стоимость... То обстоятельство, что частные лица не могут по своему желанию создавать деньги в неограниченном количестве, сохраняет их редкость, то есть делает экономическим, а не свободным товаром.

Современные деньги при таком ограничении их предложения имеют стоимость: на них можно покупать вещи независимо от какого бы то ни было золота, серебра или государственного покрытия...

Наконец, ...эпоха банковских денег, или банковских чековых депозитов. Жалование профессора переводится прямо на его счёт в банке после удержания подоходного налога и налога по социальному обеспечению. Счёт за его квартиру или счёт его зубного врача оплачивается при помощи чеков; бензин и счета гостиниц — при помощи кредитной карточки. Поэтому он в течение целого года почти не держит у себя каких-либо наличных денег, за исключением небольших сумм на завтраки и содержание автомобиля.

(П. Самуэльсон)

Текст задания ( )

В тексте упомянуто использование денег в качестве посредника в обмене товаров. Как в экономической науке называют эту функцию денег? Назовите и проиллюстрируйте примером любые две другие функции денег. (Сначала называйте функцию, а затем - пример, иначе ответ не будет засчитан как верный.)

Подтема 7

Задание 7.1 (ОСН-2015, №10622)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Традиции в узком смысле слова, т.е. совокупность объектов и идей, особое значение которых люди связывают с их происхождением в прошлом, сами являются субъектами изменения. Они модифицируются, выдвигаются на первый план или игнорируются, существуют в течение некоторого времени, а затем исчезают, забываются и вновь возрождаются.

Традиции складываются двумя путями. Один идёт «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей.

Всё начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определённые фрагменты исторического наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяются вширь, охватывая всё более широкие слои населения, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия становятся массовыми и превращаются в поистине социальный факт. Так рождается традиция.

Второй «маршрут» формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает властью или влиянием...

Заметим, что эти два пути не предопределяют содержания традиций.

В частности, нельзя сказать, что один ведёт к формированию истинной традиции, действительно уходящей своими корнями в прошлое, а другой — к изобретённой традиции, связь которой с прошлым придумана, вымышлена.

Такая связь может диктоваться необходимостью, когда, например, кто-то наделяет образ прошлого привлекательными чертами, с тем чтобы увлечь своей идеей многих людей.

Традиции подвержены как количественным, так и качественным изменениям. В первом случае речь идёт о расширении или сужении круга последователей, сторонников, поддерживающих традиции. Иногда традиция охватывает всё население страны... или даже выходит за её пределы, приобретая действительно глобальные масштабы.

Что касается качественных изменений, то они затрагивают содержание традиции, когда на смену одним идеям, символам, ценностям приходят другие или когда одни объекты включаются в состав признанных традиций, а другие отвергаются.

Отчасти они объясняются психологическими причинами, и прежде всего - свойствами человеческого разума... Рано или поздно любая традиция подвергается сомнению, пересмотру, и в то же время открываются новые фрагменты прошлого, которые признаются традиционными.

(П. Штомпка)

Текст задания ( )

В чём различие в складывании традиций «снизу» и «сверху»? Используя обществоведческие, исторические знания, факты общественной жизни, приведите по одному примеру, иллюстрирующему каждый путь появления традиции в обществе. (Обязательно указывайте, какому пути соответствует каждый пример, иначе он не будет засчитан как верный элемент ответа.)

Подтема 8

Задание 8.1 (ОСН-2015, №10631)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Права человека не следует понимать только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни и гарантированы. В данном случае роль государства является не просто важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной... оно является как бы равнодействующей силой, которая примиряет эгоистические интересы отдельных членов общества, противоречия частного, индивидуального и общего, используя при этом правовые средства...

Строго говоря, реализация и эффективность норм о правах и свободах человека в любом государстве, обществе, так или иначе, зависят от многих факторов. Не претендуя на исчерпывающую полноту, в качестве таковых можно указать на некоторые из них: степень демократичности властных институтов государства; политические, культурные и правовые традиции; состояние экономики; нравственная атмосфера и степень согласия в обществе; состояние законности и правопорядка и т.п. Следовательно, для того, чтобы обеспечить перевод возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, необходимо создать надёжный механизм реализации и контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку человек «включён» во многие социальные отношения, выполняет множество социальных ролей, а гражданин участвует только в тех связях, которые имеют правовой характер.

В демократическом и правовом государстве в этом заинтересованы не только отдельные личности, но и властные структуры, которые в первую очередь создаются именно для охраны прав и свобод человека. В качестве примера можно сослаться на ст. 2 Конституции РФ, в которой говорится: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Символично, что указанная статья располагается в разделе «Основы конституционного строя», тем самым подтверждается защита прав, свобод, интересов индивида в качестве принципа общества и государства. Таким образом, механизм обеспечения прав человека объективно приобретает форму юридических гарантий...

Юридические процедуры, в рамках которых регулируются и охраняются права и свободы человека, как правило, содержатся в конституциях. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей тех или иных государств, можно сказать, что конституция определяет: порядок обращения гражданина в суд в случае нарушения его интересов; порядок рассмотрения дел; право на обращение в органы международной юрисдикции, если исчерпаны все внутригосударственные возможности, и т.д.

(В.В. Лазарев)

Текст задания ( )

Автор упомянул властные структуры, специально созданные для охраны прав и свобод человека. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три подобные структуры в РФ. Приведите по одному примеру, иллюстрирующему ситуации, в которых гражданин может обратиться в эти структуры за защитой своих прав. (Сначала называйте властную структуру, затем приводите соответствующий пример.)

Подтема 9

Задание 9.1 (ОСН-2019, №13961)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Процесс выборов представляет собой средство разрешения спора между субъектами политики, претендующими на доступ к властным ресурсам, в котором коллективным арбитром выступает избирательный корпус (совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом). Выборы представляют собой разновидность институционализированного политического конфликта, целенаправленно противопоставляющего политических субъектов, их программы и взгляды.

Соперничество на выборах объективно порождает спорные ситуации, которые на различных стадиях избирательного конфликта имеют различные механизмы разрешения. Опасность политических конфликтов, возникающих в рамках избирательного процесса, объясняется тем, что при наличии ряда негативных факторов они могут превратиться в противостояния, способные приводить к самым непредсказуемым и нежелательным последствиям для политической системы общества.

Особую остроту избирательные споры получают в связи с тем, что в ходе предвыборной кампании участники электорального процесса приобретают сторонников среди населения. Своими обещаниями и призывами они способствуют осознанию избирателями своих политических целей и интересов...

Избирательные споры соответствуют признакам политического конфликта: наличие противоречия между политическими субъектами, осознание этого противоречия, наличие эмоционально-психологической готовности отстаивать свою позицию, а также публичный и открытый характер, всеобщая значимость и т. д.

Однако в рамках избирательного процесса инициирование избирательных споров может рассматриваться не только как разновидность политического конфликта, но и как средство получения преимуществ в данном конфликте, другими словами, выполнять роль политтехнологии. Под применением избирательных споров в качестве политической технологии понимается сознательное их инициирование в целях создания собственного преимущества в ходе предвыборной гонки.

Использование в качестве политтехнологии формально-правовых избирательных споров призвано решить ряд задач, в числе которых: подавление конкурента; лишение его веры в себя, в компетенцию людей, которые работают в его штабе; создание собственного положительного образа «борца за справедливые и честные выборы»; создание образа конкурента как человека, пренебрегающего нормами законодательства, и другие.

Использование неформализованных в правовом отношении избирательных споров в качестве политической технологии подразумевает развязывание всевозможных конфликтов, выражающихся во взаимных упреках, обвинениях, в потоках компроматов и т. д.

(По Н.И. Голубковой)

Текст задания ( )

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами правовое разрешение избирательных споров. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Подтема 10

Задание 10.1 (ОСН-2018, №11202)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В процессе развития общества его социальная структура не остаётся неизменной. На микроуровне меняются взаимоотношения, социальные связи, состав групп, статусы и роли, отношения между группами. На макроуровне количественный состав нижних и средних слоёв изменяют экономическая конъюнктура и политические решения власти, юридические и нравственные нормы.

Кроме того, каждый человек устремлён к повышению своего статуса. Всё это создаёт уже не застывшую, не статическую, а динамическую картину общества. Одним из процессов социальной динамики является социальная мобильность. Интенсивность социальной мобильности зависит от уровня развития общества, экономической конъюнктуры, демократичности отношений, уровня жизни населения.

Постиндустриальное общество характеризуется интенсивной вертикальной мобильностью. В демократическом обществе, где положение человека не зависит от его предписанного статуса, национальности, вероисповедания, каналы вертикальной мобильности открыты, и каждый, кто удовлетворяет определённым требованиям, имеет возможность повысить свой социальный статус.

По выражению П. Сорокина, в демократическом обществе «много отверстий и лифтов для подъёма и спуска…» Излишняя социальная мобильность, например большое число людей из низших слоёв в управленческих структурах, говорит о какой-то ненормальности, социальном катаклизме (революции, войне, эпидемии, уничтожившей сразу многих представителей высших слоёв).

В демократическом обществе, где нет социальных, национальных и других ограничений, тем не менее действует определённый социальный механизм, сдерживающий мобильность... Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса.

 

Б.А. Исаев

Текст задания ( )

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три «лифта для подъёма и спуска». (Сначала называйте социальный лифт, затем приводите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Подтема 11

Задание 11.1 (ОСН-2016, №10555)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Очевидно, качество элиты во многом зависит от принципов её образования… от того, насколько элита «прозрачна», открыта для наиболее активных, образованных, способных к инновациям людей из всех классов и слоёв общества, а также от того, существуют ли заслоны на пути вертикальной социальной мобильности для людей случайных, нравственно нечистоплотных. И соответственно, закрытые, непрозрачные элиты – элемент «закрытого общества», где социальная мобильность низка или вообще отсутствует.

Закрытый тип рекрутирования элиты исторически первый, тогда как второй – открытый – результат развития политических систем, ибо требует для своего функционирования высокого уровня политической культуры. Закрытый тип характеризуется прежде всего узостью социальной базы элиты. Это господствующий класс, слой, сословие, которые и монополизируют политическую власть; все элитные позиции заняты его ставленниками. Закрытый тип рекрутирования элиты характерен для политических систем традиционного общества, а по отношению к современным политическим системам – для авторитарных и тоталитарных политических режимов. Поскольку данный тип рекрутирования элиты сужает её социальную базу, препятствует занятию элитных позиций наиболее способным людям из низших слоёв общества, инакомыслящих и т.д., он обрекает политическую систему на застой, неминуемо вырождается, утрачивает способность к эффективному управлению, по сути, провоцирует образование контрэлиты, превосходящей правящую элиту по своим интеллектуальным показателям, которая использует недовольство масс существующей системой для разрушения этой системы, для смены элит.

Тем не менее социальная база в современных демократических странах шире даже при существовании в них господствующего класса, который цепко держит в своих руках основные нити государственного управления; доля выходцев из низших страт в политической элите увеличивается… избрание в парламент, назначение на высокую государственную должность выходца из низшей социальной страты обычно меняет его образ жизни: он перенимает стиль жизни и привычки представителей привилегированных классов, интегрируясь в социально-политическую систему.

(Г.К. Ашин)

Текст задания ( )

Какая функция политической элиты указана в тексте? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, назовите любые две другие функции политической элиты и проиллюстрируйте примером реализацию каждой из них. Сначала назовите функцию, затем приведите соответствующий пример.

Подтема 12

Задание 12.1 (ДОСР-2015, №6510)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений его членов, в подчинении их поведения социально необходимым правилам. Тем самым социальные нормы выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей…

Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право. При всей своей относительной

самостоятельности право, как и другие виды социальных норм, осуществляет свои специфические регулятивные функции не изолированно и обособленно, а в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами…

Особым видом социальных норм являются корпоративные нормы, т. е. нормы, принимаемые общественными объединениями и регулирующие отношения между их членами или участниками…

Закреплённые в документах общественного объединения (политической партии, профсоюза, органа общественной самодеятельности и т. д.) нормы распространяются лишь на членов и участников данного общественного объединения и обязательны только для них. Нарушение этих корпоративных норм влечёт применение соответствующих санкций, предусмотренных уставом организации.

Корпоративные нормы (по своему регулятивному значению, сфере действия, кругу адресатов и т. д.) – это групповые нормы

внутриорганизационного характера… По своей сути корпоративные нормы – это не продукт правотворчества самих общественных объединений, а лишь форма и способ использования и реализации конституционных прав граждан на объединение, причём создание и деятельность общественных объединений, включая их нормотворчество, должны осуществляться на основе и в рамках закона, в соответствии со всеобщими требованиями права и правовой формы общественных отношений (соблюдение принципа правового равенства, добровольности, взаимосвязи прав и обязанностей и т. д.)…

(В. С. Нерсесянц)

Текст задания ( )

Назовите три упомянутых в тексте всеобщих требования права, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность общественных объединений. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, кратко охарактеризуйте каждое из этих требований. (Указывайте сначала требование, а затем его характеристику.)

Задание 12.2 (ДОСР-2015, №6288)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №6510 (выше на текущей странице).

Текст задания ( )

Назовите три упомянутых в тексте всеобщих требования права, в соответствии с которыми должна осуществляться деятельность общественных объединений. Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, кратко охарактеризуйте каждое из этих требований. (Указывайте сначала требование, а затем его характеристику.)

Подтема 13

Задание 13.1 (ОСН-2016, №10585)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В отечественной науке процесс полной интеграции личности в социальную систему называется социализацией. ...Это непрерывный процесс, в результате которого человек... приобретает необходимые качества и опыт для полноценной жизнедеятельности в обществе. Социализация включает в себя обучение и воспитание, освоение социальных ролей, взросление, адаптацию.

Социализация человека происходит в обществе не только в условиях непрерывного воздействия на личность всевозможных обстоятельств жизни, но и в условиях целенаправленного воспитания и образования. Однако нужно отметить, что в современном обществе динамика информационных процессов достаточно высока, и опираться на случайные факторы социализации сегодня недопустимо, личность необходимо подготавливать к жизнедеятельности в информационном обществе последовательно и целенаправленно.

Особую актуальность процесс социализации приобретает в формирующемся информационном обществе.

Человек постиндустриальной эпохи проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации. На социальную составляющую оказывает огромное влияние информационная сфера. В ходе научно- технического прогресса это влияние... уже неуклонно возрастает и играет определяющую роль в развитии и становлении информационного общества XXI в.

Информационное общество можно идентифицировать по следующим конкретным признакам: информация и знания становятся главной преобразующей силой общества; темпы смены поколений гораздо медленнее цикла обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других); условием успеха личности являются непрерывное образование и способность к переквалификации и переобучению; жизнь человека зависит от умения своевременно и быстро находить, получать, перерабатывать, адекватно воспринимать, анализировать и наиболее эффективно использовать любую новую информацию.

(По Г.-Х.Б. Дамбаевой)

Текст задания ( )

Назовите два условия социализации человека в обществе, упомянуты, в тексте. Опираясь на факты общественной жизни и личный, социальный опыт, проиллюстрируйте каждое из них двумя примерами. (Назовите сначала условие, затем приведите соответствующие примеры.)

Подтема 14

Задание 14.1 (ДЕМО-2015, №5529)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

 

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

 

(Н. Смелзер)

Текст задания ( )

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 14.2 (ДЕМО-2017, №8789)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №5529 (выше на текущей странице).

Текст задания ( )

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 14.3 (ДЕМО-2015, №6474)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №5529 (выше на текущей странице).

Текст задания ( )

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 14.4 (ДЕМО-2016, №6401)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №5529 (выше на текущей странице).

Текст задания ( )

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Подтема 15

Задание 15.1 (ОСН-2016, №10575)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Потребности общества, разных его слоёв, каждого индивида столь разнообразны, что никакой государственный орган не может их учесть в полном объёме и в соответствующем качестве. Каждый предмет, покупаемый человеком для личного пользования, содержит сочетание элементов, которые входят в конечное приращение его потребительского богатства. По мере того как средства человека увеличиваются, он, прежде всего, требует новых качеств в употребляемых им предметах. И только с помощью рынка возможен гибкий и эффективный контроль за соответствием спроса совокупным индивидуальным потребностям, формируемым человеческим капиталом. Потребности связаны с экономическими основами человеческого капитала, характером распределения, сбалансированностью спроса и предложения и другими проблемами.

Рынок выявляет реальные потребности, а потребление зависит от его развития. Иными словами, рынок является аккумулятором благосостояния, основным социальным институтом, непререкаемой истиной для роста потребления. Являясь конечной целью, потребление оказывает активное воздействие на производство, ибо потребитель… покупая предложенный продукт труда или отказываясь от него, поощряет экономически правильное и наказывает ошибочное поведение производителей. Те в результате вынуждены вести конкурентную борьбу за потребителя, решающего в условиях рынка самостоятельно, что, когда и сколько приобрести.

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, а для процесса производства – его возможности. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, индивид вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно, совершая этот выбор, он стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые ему доступны, т.е. стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения, иначе говоря, максимизировать полезность при ограниченном доходе.

(Г.С. Хафизова)

Текст задания ( )

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три неценовых фактора спроса и проиллюстрируйте примерами учёт каждого из них в деятельности производителя.

Подтема 16

Задание 16.1 (ОСН-2016, №10545)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинаются с момента рождения человека. Для ребёнка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребёнка микромоделью общества.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое...

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относятся к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сёстрами. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остаётся невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.

(Л.А. Чиликина)

Текст задания ( )

Автор рассмотрел роль семьи в воспитании детей. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые другие три субъекта, влияющих на развитие личности детей, и проиллюстрируйте примерами влияние каждого из них.

Подтема 17

Задание 17.1 (ОСН-2016, №8694)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

Текст задания ( )

Используя текст, укажите три функции политических партий. Назовите две любые неназванные в тексте функции политических партий и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Подтема 18

Задание 18.1 (ОСН-2016, №8739)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Под "воспитательным потенциалом семьи" понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от "воспитательной функции" понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают: ценности, сложившиеся в семье, в том числе ориентации на семейный образ жизни, досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку.

Если обобщить высказывания родителей, полученные при ответе на вопрос: "На ваш взгляд, воспитание детей в семье - это, прежде всего...", то основная цель воспитания определяется как формирование ответственности, трудолюбия, порядочности, стремления к здоровому образу жизни, толерантность в отношениях с людьми. В то же время огорчает невысокая значимость такой характеристики, как "обучение премудростям семейной жизни".

Совокупность факторов, под воздействием которых идет формирование и реализация воспитательного потенциала семьи, можно разделить на две группы: 1) внешние, имеющие макросоциальный характер; 2) внутрисемейные, связанные с общекультурным и образовательным уровнем семьи. Кроме того, можно учесть социально-демографические показатели (состав семьи, стадия жизненного цикла семьи и др.), а также социально-экономические условия (уровень жизни, занятость, социальная инфраструктура); распространенность социальных аномалий в обществе; образ жизни; образовательный потенциал; характер взаимоотношений в семье; бюджет времени.

Текст задания ( )

Опираясь на текст и обществоведческие знания назовите три функции семьи и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Подтема 19

Задание 19.1 (ОСН-2016, №8703)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

 

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. Актуальность темы заключается в том, что проблема занятости и безработицы в наши дни становится неотъемлемым элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Также безработица неразрывно связана с происходящими структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве. Она как сложное и противоречивое макроэкономическое явление остается в центре внимания и населения, и научной общественности.

Думается, сказанному трудно возразить, так как безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит психологическую травму. Поэтому многие политики для общей оценки состояния экономики используют так называемый “индекс нищеты”, представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции как двух основных показателей макроэкономической нестабильности.

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Будучи напрямую связанной с процессами производства, распределения трудовых ресурсов, уровнем социально-экономического развития общества, безработица неминуемо влечет за собой такие экономические последствия как: снижение объема ВВП, которое приводит к снижению налогов, поступающих государству, увеличение расходов государства по мере своего роста, утрата квалификации, сокращение производства, снижение жизненного уровня.

Следует отметить, что проблемы социального характера, вызванные безработицей - это очень важная проблема. Для каждого человека безработица заключается в потере постоянно получаемого дохода, усилении социальной напряженности, снижении трудовой активности, увеличении социальной дифференциации, обострении криминогенной ситуации. Очевидно, что безработица является фактором, понижающим заработную плату. В наиболее сложном положении на рынке труда оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускники учебных заведений, не имеющие опыта работы.

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему и выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство должно предпринимать меры для борьбы с ней. Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

Текст задания ( )

Опираясь на текст и свои обществоведческие знания укажите три примера взаимосвязи структурных сдвигов в экономике и безработицы.

Подтема 20

Задание 20.1 (ОСН-2016, №8685)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Развитие и формирование личности начинается с мо­мента ее рождения. Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценност­ных ориентаций, практических умений и навыков. Семья несет ответственность за весь процесс воссоздания чело­века и является для ребенка той микромоделью общества, через которую усваивается его духовная культура, нацио­нальные и общечеловеческие ценности.

Под «воспитательным потенциалом семьи» понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи. В отличие от «воспитательной функции» понятие «воспитательный потенциал» позволяет охарактеризовать возможности семьи, как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Вся система воспитания детей в семье строится на определённых принципах. Например, наличие авторитета родителей. Что же такое авторитет? Это духовное воздействие родителей на формирование сознания и поведения детей, основанное на уважительном и доверительном отношении ребенка к мнению отца и матери.

Традиции в семье также весьма важны. Семья — это небольшой коллектив, и его, конечно же, скрепляют традиции – устойчивые формы. Они могут проявляться в виде праздников, совместных прогулок. Традиции всегда поддерживаются определенными членами семьи. Традиции очень важны, поскольку благодаря ним молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать важность семьи. Следует также учитывать важность участия старшего поколения в воспитании детей.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья — это первая школа общения ребенка. Семья — это главный фактор развития ребенка как личности. Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении культурных мероприятий, театров, музеев, выставок и т. д. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта и внешнего вида самого ребенка и его родителей.

Текст задания ( )

Назовите субъекты, влияющие на развитие личности детей (кроме семьи) и проиллюстрируйте каждый примером.

Подтема 21

Задание 21.1 (ОСН-2015, №10613)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В условиях демократии только успешное взаимодействие институтов гражданского общества и органов власти позволяет эффективно решать насущные задачи. Это вытекает из сущности демократии, предполагающей активное участие граждан в формировании органов публичной власти и в непосредственном осуществлении власти, развитие разнообразных форм самоуправления, выдвижение инициатив, самостоятельное решение гражданами и их объединениями возникающих проблем. Демократия характеризуется во многом определяющим воздействием гражданского общества на деятельность государства, на весь механизм властвования. Для авторитаризма, в отличие от демократии, характерна большая независимость государства от гражданского общества.

Только в условиях тоталитаризма государству удаётся подчинить себе общество, лишая его самого качества гражданственности, то есть самостоятельности и активности в определении своей судьбы. Государство подминает под себя общество, пронизывает все его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизни. Но даже при тоталитарном режиме сохраняются семена и ростки гражданского общества, которые способны прорасти и развиться, как только сложатся благоприятные для этого условия. Именно наличие таких зародышей гражданского общества при тоталитаризме позволяет при определённых условиях перейти к демократии или авторитаризму.

Объективные предпосылки сохранения или образования ростков гражданского общества при тоталитаризме заключаются в том, что человек как обособленный индивид может существовать только в обществе, совместной деятельности с другими людьми; вступая же между собой в отношения, люди, естественно, самоорганизуются. Попутно отметим, что в современных условиях демократия зарекомендовала себя как более эффективный способ управления общественными делами, чем авторитаризм и тоталитаризм, поскольку она позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации, полнее мобилизовать ресурсы общества для решения возникающих задач, обеспечивать адекватную прямую и обратную связь населения и органов власти.

(А.С. Автономов)

Текст задания ( )

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества в условиях демократий. Проиллюстрируйте каждую из названных форм примером.

Подтема 22

Задание 22.1 (ОСН-2015, №10604)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Фирмой называется субъект экономической деятельности (или, говоря иначе, экономический субъект), основная функция которого заключается в производстве товаров или оказании услуг. Подобно домохозяйствам, фирмы бывают самых разных форм и размеров. На одном полюсе находятся небольшие мастерские, магазинчики и рестораны, принадлежащие одному человеку или являющиеся семейным бизнесом; на другом - гигантские корпорации со штатом, состоящим из сотен и даже тысяч людей, и огромным количеством совладельцев-акционеров. Область финансов, занимающаяся вопросами принятия финансовых решений на уровне фирм, носит название финансов предприятий, или корпоративных финансов.

Для того чтобы производить товары и оказывать услуги, любой фирме независимо от её размера необходимо обладать капиталом. Здания, сооружения, машинное оборудование и другие необходимые ресурсы, используемые в производственном процессе, называются физическим капиталом фирмы. Акции, облигации и кредиты, позволяющие фирмам финансировать покупку физического капитала, носят название финансового капитала.

Первым делом любая фирма должна определить, каким именно бизнесом ей хотелось бы заниматься, и этот процесс называют стратегическим планированием. Поскольку стратегическое планирование связано с оценкой затрат и доходов с учётом фактора времени, то его в значительной степени относят к финансовым решениям. Нередко фирма имеет какое-то основное направление, определяемое её продуктовой линией, и одновременно занимается какой-либо другой деятельностью, взаимосвязанной с первой. Так, например, фирма, производящая компьютерное оборудование, на определённом этапе может решить производить также компьютерные программы и предоставлять услуги по обслуживанию компьютеров.

С течением времени стратегические цели компании могут измениться, и иногда весьма значительно. Некоторые корпорации довольно часто работают в сферах бизнеса, никоим образом не взаимосвязанных друг с другом. Более того, нередки ситуации, когда фирма вообще прекращает заниматься своей первоначальной деятельностью, в результате чего название компании полностью перестаёт соответствовать её современным функциям и целям... Окончательно определив сферу деятельности фирмы, менеджерам необходимо разработать план строительства и приобретения фабрик, машинного оборудования, исследовательских лабораторий, выставочных залов, оптовых складов и других долговременных активов, а также подготовить проект обучения персонала, который будет всем этим управлять. Этот процесс называется планированием инвестиций.

Единицей такого анализа является инвестиционный проект. Планирование инвестиций заключается в определении основных замыслов для каждого нового инвестиционного проекта, их оценке, выборе наиболее выгодных замыслов и разработке способов их реализации...

(3. Боди, Р. Мертон)

Текст задания ( )

Авторы проанализировали процесс планирования инвестиций, в том числе подготовку проекта обучения персонала. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три объяснения важности обучения персонала фирмы.

Подтема 23

Задание 23.1 (ОСН-2016, №8752)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24

Макроэкономическая нестабильность имеет два проявления: безработицу и инфляцию – два сложнейших объекта анализа и регулирования.

В России существуют социально-экономические проблемы. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования, по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. Политика занятости должна формироваться с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделить группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов, и т.д., стабильности получении ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Последнее относится также к мигрантам, людям иной расы, цвета кожи, религии, политических взглядов и социального происхождения. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости.

Текст задания ( )

Используя знания обществоведческого курса, факты общественной жизни проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о связи безработицы со структурными сдвигами в национальной экономике и мировом хозяйстве.

Подтема 24

Задание 24.1 (ОСН-2016, №10565)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В основе определения общественных благ лежат их характерные свойства, такие как неисключаемость, неделимость и неконкурентность в потреблении. К общественным благам относятся прежде всего оборона государства, услуги по поддержанию правопорядка, строительство дорог, мостов, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и многое другое. Именно они создают базу для развития человеческих ресурсов, улучшают качество жизненных показателей: образования, здоровья, квалификации, работоспособности и т.д. В дальнейшем такие ресурсы, участвуя в производстве, приносят доход, что обусловливает их трансформацию в человеческий капитал.

В современной экономической литературе понятие «человеческий капитал» сопряжено с накопленным богатством знаний и навыков, воплощённых в личности человека и приносящих ему доходы. Человеческий капитал очень важен как для личного, так и для общественного благосостояния, превратившись в наши дни в ведущий фактор экономического роста. Недаром Президент В.В. Путин в своём Бюджетном послании на 2014–2016 гг. выделяет социально-экономическую направленность дальнейшего развития страны и одним из приоритетных направлений называет непосредственное инвестирование бюджетных средств в человеческий капитал и инфраструктуру.

Инвестиции в человеческий капитал в большинстве стран мира играют особую роль в экономическом развитии и улучшении конкурентных позиций. Краеугольным камнем экономического успеха является накопление и сохранение человеческого капитала, мотивация к самосовершенствованию и получению навыков, знаний на протяжении всей жизни. Во всём мире расходы на образование и науку наращиваются со стороны не только государственных, но и частных вложений. Так, фирмы всё чаще прибегают к услугам преподавателей для обучения своего персонала для более эффективной работы сотрудников, карьерного роста и увеличения общего благосостояния. …опыт показывает, что влияние на экономический рост оказывают не только хорошо проинвестированный физический капитал, но и обширные вложения в здоровье, образование, социальную сферу, культуру и прочие составляющие человеческого капитала.

(Д.Н. Мухамадиева)

Текст задания ( )

В тексте указывается, что одним из приоритетов социально-экономической политики нашей страны является развитие инфраструктуры. Используя факты общественной жизни, приведите два примера инвестиций в развитие инфраструктуры и объясните, как развитие инфраструктуры может влиять на экономический рост.

Подтема 25

Задание 25.1 (ОСН-2016, №8730)

Варианты

Текст для изучения

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21—24.

В процессе глобализации наиболее отчетливо проявляются кардинальные изменения, происходящие в мировом хозяйстве, именно финансовый капитал выступает главным фактором, разрушающим границы национальной экономики. Глобализация является наивысшим уровнем взаимодействия и взаимопроникновения национальных экономических систем, выражающихся в полной утрате всякой экономической самостоятельности, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований.

Мировые и региональные державы видят в интеграции мощный инструмент своего политико-экономического доминирования; развивающиеся страны рассматривают ее как возможность укрепления своих позиций на мировой экономической арене и лучшей защиты национальных интересов в условиях глобализации мировой экономики.

Процесс глобализации протекает в условиях сильно поляризованной мировой архитектуры в плане экономической мощи и возможностей. Такое положение является потенциальным источником рисков, проблем и конфликтов. Несколько ведущих стран контролируют значительную часть производства и потребления, в них формируются “центры экономического притяжения капиталов”. Их внутренние приоритеты и ценностные ориентиры накладывают отпечаток на все крупнейшие сферы интернационализации.

В “Докладе о мировом развитии” Всемирного банка, озаглавленном “Новый взгляд на экономическую географию”, анализируются особенности процесса региональной интеграции по группам стран: Регионы, близкие к основным мировым рынкам. Странам в регионах, близких к мировым рынкам, таких как Центральная Америка и Карибский бассейн, Северная Африка и Восточная Европа, осуществлять интеграцию относительно легко. Общие институты могут помочь этим странам стать частью крупных, более продвинутых рынков.

Удаленные от мировых рынков регионы с крупными странами. Страны в регионах, которые географически удалены от основных мировых рынков, но имеют свои крупные рынки, такие как Индия, Китай, Южная Африка и Бразилия, являются привлекательными для инвесторов. Надлежащие институты и региональная инфраструктура могут помочь им выйти на эти рынки. Примерами таких регионов являются Восточная Азия и во все большей мере - Южная Азия. Но южная часть Африки и Южная Америка могут также интегрироваться в мировую экономику, увеличивая свои внутренние рынки и повышая специализацию с помощью региональных институтов и инфраструктуры. Для самых малых стран региональная инфраструктура является особенно важной, с тем чтобы сократить расстояние до крупных соседних стран и использовать этих соседей как канал для выхода на мировые рынки.

Особенность интеграционных процессов на международном уровне заключается в стремлении объединиться разных, а зачастую и диаметрально противоположных культур. Имеющиеся различия в историко-культурном, экономическом и политическом развитии экономик не позволяют создать единую интеграционную модель мирового хозяйствования. Поэтому современная мировая экономическая архитектура представляет собой сложнейшую систему, состоящую из региональных объединений стран, блоков и союзов, переплетенных между собой различными связующими звеньями, интеграционными институтами и прочими элементами международной экономической интеграции.

Следовательно, учитывая социально-культурную разнородность государств, одной из наиболее приемлемых форм сотрудничества остается региональная экономическая интеграция, эффективнейшим образом позволяющая усилить экономическое взаимодействие с учетом поддержки национальных интересов в рамках определенной территории.

Текст задания ( )

Какой, по мнению авторов, фактор способствует успешной экономической интеграции? Назовите два примера экономической интеграции.