В начало страницы

Вариант «Демонстрационная версия ЕГЭ—2015 по обществознанию» (ДЕМО-2015)

Список тем

1, 1, 1, 1, Д1, Д1, 2, 2, Д2, Д2, Д2, Д2, 3, Д3, Д3, Д3, 4, 4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д7, Д7, Д8, Д8, Д10, Д10, Д10, Д10, 11, Д11, Д11, 12, 13, Д13, Д13, Д13, 14, Д14, Д14, Д14, Д15, Д15, 16, Д16, 17, Д17, Д17, Д18, Д18, 19, Д19, Д19, Д19, Д19, 20, 20, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д25 C5, Д25 C5, 26, 26, 27, 27, 28, 28, 29, 29

Задания

Задание 1.1 (тема 1, №5195)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.2 (тема 1, №5522)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.3 (тема 1, №6393)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.4 (тема 1, №6466)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

Избирательные системы

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМПРИЗНАКИ
От каждого избирательного округа избирается один

депутат, который набрал большинство голосов

ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются

в соответствии с количеством голосов, поданных

за партийный список

Задание Д1.1 (тема Д1, №5499)

Текст задания

Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире используют термин

 

1) потребность

2) мышление

3) истина

4) мировоззрение

Задание Д1.2 (тема Д1, №6445)

Текст задания

Для обозначения совокупности взглядов человека на мир и своё место в мире используют термин

 

1) потребность

2) мышление

3) истина

4) мировоззрение

Задание 2.1 (тема 2, №5239)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание 2.2 (тема 2, №6394)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание Д2.1 (тема Д2, №5500)

Текст задания

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

 

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Задание Д2.2 (тема Д2, №5514)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание Д2.3 (тема Д2, №6446)

Текст задания

Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой

 

1) теоретически обоснованное знание

2) исчерпывающее знание о предмете

3) вывод, подтверждённый историческим опытом

4) знание, меняющееся по мере развития возможностей познания

Задание Д2.4 (тема Д2, №6467)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) моральные нормы; 2) позитивные санкции; 3) социальный контроль; 4) правовые нормы; 5) негативные санкции.

Задание 3 (тема 3, №5523)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

 

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3.1 (тема Д3, №5501)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

 

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.

Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового потребления.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №6447)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

 

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.

Б. Произведения массовой культуры являются стандартизированными объектами массового потребления.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.3 (тема Д3, №6468)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

 

1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы;

5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу

цифры, под которыми они указаны.

Задание 4.1 (тема 4, №5515)

Текст задания

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Задание 4.2 (тема 4, №6448)

Текст задания

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Задание Д5.1 (тема Д5, №5502)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени

2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых

3) открытие новых цехов, привлечение импортных ресурсов

4) технологический прогресс, повышение производительности труда

Задание Д5.2 (тема Д5, №6449)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени

2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых

3) открытие новых цехов, привлечение импортных ресурсов

4) технологический прогресс, повышение производительности труда

Задание Д6.1 (тема Д6, №5503)

Текст задания

Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы?

 

1) сдельная зарплата рабочих

2) плата за электроэнергию

3) проценты по взятому фирмой кредиту

4) транспортные расходы

Задание Д6.2 (тема Д6, №6450)

Текст задания

Что из перечисленного относится к постоянным издержкам фирмы?

 

1) сдельная зарплата рабочих

2) плата за электроэнергию

3) проценты по взятому фирмой кредиту

4) транспортные расходы

Задание Д7.1 (тема Д7, №5516)

Текст задания

Банк R расположен в деловом центре столицы государства. По каким признакам можно установить, что R – коммерческий банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

 

1) Банк участвует в торгах на валютной бирже.

2) Банк устанавливает учётную ставку.

3) Банк осуществляет эмиссию денег.

4) Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.

5) Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.

6) Банк обслуживает расчёты предприятий.

Задание Д7.2 (тема Д7, №6453)

Текст задания

Банк R расположен в деловом центре столицы государства. По каким признакам можно установить, что R – коммерческий банк? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

 

1) Банк участвует в торгах на валютной бирже.

2) Банк устанавливает учётную ставку.

3) Банк осуществляет эмиссию денег.

4) Банк привлекает на депозиты средства граждан и фирм.

5) Банк лицензирует деятельность финансовых организаций.

6) Банк обслуживает расчёты предприятий.

Задание Д8.1 (тема Д8, №5505)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д8.2 (тема Д8, №6452)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №5504)

Текст задания

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения в положение ? (На графике – цена товара, – количество товара.)

 

1) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

2) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

Задание Д10.2 (тема Д10, №5506)

Текст задания

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

 

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

Задание Д10.3 (тема Д10, №6451)

Текст задания

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения в положение ? (На графике – цена товара, – количество товара.)

 

1) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

2) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

Задание Д10.4 (тема Д10, №6454)

Текст задания

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

 

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

Задание 11 (тема 11, №6456)

Текст задания

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

 

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Задание Д11.1 (тема Д11, №5507)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д11.2 (тема Д11, №6455)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья призвана создать условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка.

Б. Члены семьи связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 12 (тема 12, №5517)

Текст задания

Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Задание 13 (тема 13, №5519)

Текст задания

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Задание Д13.1 (тема Д13, №5508)

Текст задания

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ

 

1) утверждает изменения границ между субъектами РФ

2) назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ

3) объявляет амнистию

4) единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ

Задание Д13.2 (тема Д13, №6457)

Текст задания

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ

 

1) утверждает изменения границ между субъектами РФ

2) назначает высшее командование Вооружённых Сил РФ

3) объявляет амнистию

4) единолично назначает на должность Генерального прокурора РФ

Задание Д13.3 (тема Д13, №6460)

Текст задания

В государстве Z власть передаётся по наследству. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Жители государства обладают всей полнотой гражданских прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя территории, не обладающие политической самостоятельностью.

Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) унитарное государство

2) федеративное государство

3) конституционная монархия

4) демократическое государство

5) абсолютная монархия

6) президентская республика

Задание 14 (тема 14, №5524)

Текст задания

Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

А) борьба с уличной преступностью

Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни

В) вынесение решения или приговора

Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений

 

1) суд

2) прокуратура

3) полиция

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д14.1 (тема Д14, №5509)

Текст задания

Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, – это

 

1) гражданское общество

2) общественная палата

3) политическая партия

4) профсоюзная организация

Задание Д14.2 (тема Д14, №6458)

Текст задания

Добровольный союз, выражающий интересы социальных групп и участвующий в борьбе за политическую власть, – это

 

1) гражданское общество

2) общественная палата

3) политическая партия

4) профсоюзная организация

Задание Д14.3 (тема Д14, №6469)

Текст задания

Установите соответствие между функциями и государственными органами, которые их осуществляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ   ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

А) борьба с уличной преступностью

Б) контроль за соблюдением законности всеми участниками общественной жизни

В) вынесение решения или приговора

Г) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Д) разрешение правовых споров между субъектами правоотношений

 

1) суд

2) прокуратура

3) полиция

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

 

Задание Д15.1 (тема Д15, №5510)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д15.2 (тема Д15, №6459)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 16 (тема 16, №5521)

Варианты

Текст задания

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

 

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

Задание Д16 (тема Д16, №6465)

Текст задания

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности.

 

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком

Задание 17 (тема 17, №6464)

Текст задания

В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) уголовный процесс

2) гражданский процесс

3) истец

4) подсудимый

5) потерпевший

6) ответчик

Задание Д17.1 (тема Д17, №5511)

Текст задания

Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?

 

1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство

2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор

3) общественная опасность, противоправность, виновность

4) целесообразность, гуманность, справедливость

Задание Д17.2 (тема Д17, №6461)

Текст задания

Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?

 

1) высшая юридическая сила, всенародное голосование, верховенство

2) правовой обычай, прецедент, нормативный договор

3) общественная опасность, противоправность, виновность

4) целесообразность, гуманность, справедливость

Задание Д18.1 (тема Д18, №5512)

Текст задания

Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на

 

1) добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей

2) выполнение установленных производственных норм

3) соблюдение трудовой дисциплины

4) полную достоверную информацию об условиях труда

Задание Д18.2 (тема Д18, №6462)

Текст задания

Согласно Трудовому кодексу РФ работник имеет право на

 

1) добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей

2) выполнение установленных производственных норм

3) соблюдение трудовой дисциплины

4) полную достоверную информацию об условиях труда

Задание 19 (тема 19, №5520)

Текст задания

В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) уголовный процесс

2) гражданский процесс

3) истец

4) подсудимый

5) потерпевший

6) ответчик

Задание Д19.1 (тема Д19, №5513)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

А. Лица, ранее имевшие гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратившие, имеют право восстановиться в нём.

Б. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.2 (тема Д19, №5525)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

«(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.»

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

 

Задание Д19.3 (тема Д19, №6463)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24

 

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом, сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

 

(Н. Смелзер)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

А. Лица, ранее имевшие гражданство России, но по каким-либо основаниям его утратившие, имеют право восстановиться в нём.

Б. Российские граждане, проживающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.4 (тема Д19, №6470)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

«(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Акция – это ценная бумага, закрепляющая права её владельца на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов. (Г) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Д) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка.»

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

 

Задание 20.1 (тема 20, №5526)

Варианты

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) потребность2) деятельность3) природа
4) социальный5) естественный6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность8) индивид9) идеальный (духовный)

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 20.2 (тема 20, №6471)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, общества в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своегосуществования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) потребность2) деятельность3) природа
4) социальный5) естественный6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность8) индивид9) идеальный (духовный)

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 21.1 (тема 21, №5527)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Задание 21.2 (тема 21, №6472)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

Задание 22.1 (тема 22, №5528)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Задание 22.2 (тема 22, №6473)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите три причины, которые по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

Задание 23.1 (тема 23, №5529)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 23.2 (тема 23, №6474)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

Задание 24.1 (тема 24, №5530)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Задание 24.2 (тема 24, №6475)

Текст для изучения

См. текст в задании №6463 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

Задание Д25 C5.1 (тема Д25 C5, №5531)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политический режим»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов;

− одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание Д25 C5.2 (тема Д25 C5, №6476)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание 26.1 (тема 26, №5532)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 26.2 (тема 26, №6477)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Задание 27.1 (тема 27, №5533)

Текст задания

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Задание 27.2 (тема 27, №6478)

Текст задания

В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое — это знатное. Второе — состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье — крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница». Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

Задание 28.1 (тема 28, №5534)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и их воздействие на экономику страны». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 28.2 (тема 28, №6479)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и их воздействие на экономику страны». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29.1 (тема 29, №5535)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

29.2 Экономика: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)

29.3 Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

29.4 Политология: «"Разделяй и властвуй" — мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

29.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

Задание 29.2 (тема 29, №6480)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В. А. Амбарцумян)

29.2 Экономика: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

29.3 Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

29.4 Политология: «"Разделяй и властвуй" — мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)

29.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)