В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 4» (ДОСР-2014)

Список тем

1, 1, 1, Д1, Д1, Д1, Д1, 2, 2, 2, Д2, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, Д5, Д5, Д6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д8, Д8, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д11, Д11, Д13, Д13, Д14, Д14, Д14, Д14, Д15, Д15, 17, 17, Д17, Д17, Д18, Д18, Д18, Д18, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, 20, 20, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д25 C5, Д25 C5, 26, 26, 27, 27, 28, 28, 29, 29

Задания

Задание 1.1 (тема 1, №5158)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание 1.2 (тема 1, №5232)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание 1.3 (тема 1, №7780)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫ

 

ВИДЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание Д1.1 (тема Д1, №5212)

Текст задания

К демографическим проблемам современного общества относится

 

1) деятельность международных террористических организаций

2) необходимость утилизации отходов промышленного производства

3) рост преступности

4) высокая детская смертность в беднейших странах мира

Задание Д1.2 (тема Д1, №5214)

Текст задания

Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?

 

1) выявление закономерностей, обоснование результатов

2) выдвижение гипотезы

3) интервьюирование, наблюдение

4) формулирование выводов

Задание Д1.3 (тема Д1, №7760)

Текст задания

К демографическим проблемам современного общества относится

 

1) деятельность международных террористических организаций

2) необходимость утилизации отходов промышленного производства

3) рост преступности

4) высокая детская смертность в беднейших странах мира

Задание Д1.4 (тема Д1, №7762)

Текст задания

Учёные страны Z обобщили данные исследования литературных предпочтений молодёжи. Они использовали различные методы. Что из перечисленного относится к эмпирическим методам научного познания?

 

1) выявление закономерностей, обоснование результатов

2) выдвижение гипотезы

3) интервьюирование, наблюдение

4) формулирование выводов

Задание 2.1 (тема 2, №5239)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание 2.2 (тема 2, №6394)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание 2.3 (тема 2, №7787)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) моральные нормы2) позитивные санкции3) социальный контроль
4) правовые нормы5) негативные санкции

Задание Д2.1 (тема Д2, №5213)

Текст задания

Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

 

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей

Задание Д2.2 (тема Д2, №5514)

Варианты

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Моральные нормы, позитивные санкции, социальный контроль, правовые нормы, негативные санкции.

Задание Д2.3 (тема Д2, №7761)

Текст задания

Что отличает религию от других форм (областей) духовной культуры?

 

1) выражение субъективного отношения к миру

2) отражение реальности в художественных образах и символах

3) теоретическое осмысление сущности общественных и природных явлений

4) идея сверхъестественного вмешательства в жизнь людей

Задание 3.1 (тема 3, №5233)

Текст задания

Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

 

1) особенности внешности

2) любознательность

3) темперамент

4) ответственность

5) трудолюбие

6) самоотверженность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание 3.2 (тема 3, №7781)

Текст задания

Ниже приведён перечень качеств, присущих человеку. Все они, за исключением двух, имеют социальную природу.

 

1) особенности внешности2) любознательность3) темперамент
4) ответственность5) трудолюбие6) самоотверженность

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3.1 (тема Д3, №5215)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о человеке?

 

А.Социальные качества человека формируются в процессе труда и общения.

Б. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №7763)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о человеке?

 

А.Социальные качества человека формируются в процессе труда и общения.

Б. Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д5.1 (тема Д5, №5216)

Текст задания

Государство в условиях рыночной экономики для защиты интересов потребителей

 

1) проводит антимонопольную политику

2) регулирует обмен между производителями

3) обеспечивает равенство доходов потребителей

4) повышает налоги на производителя

Задание Д5.2 (тема Д5, №7764)

Текст задания

Государство в условиях рыночной экономики для защиты интересов потребителей

 

1) проводит антимонопольную политику

2) регулирует обмен между производителями

3) обеспечивает равенство доходов потребителей

4) повышает налоги на производителя

Задание Д6.1 (тема Д6, №5217)

Текст задания

Что из перечисленного является примером дохода от использования собственности?

 

1) налог на наследство

2) страховые взносы

3) таможенная пошлина

4) дивиденды по ценным бумагам

Задание Д6.2 (тема Д6, №5218)

Текст задания

Что из перечисленного относится к функциям центрального банка?

 

1) эмиссия денег

2) кредитование населения

3) обслуживание счетов фирм

4) приём вкладов граждан

Задание Д6.3 (тема Д6, №5238)

Текст задания

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите

цифры, под которыми они указаны.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Постепенно складывается демократия.

Задание Д6.4 (тема Д6, №7765)

Текст задания

Что из перечисленного является примером дохода от использования собственности?

 

1) налог на наследство

2) страховые взносы

3) таможенная пошлина

4) дивиденды по ценным бумагам

Задание Д6.5 (тема Д6, №7766)

Текст задания

Что из перечисленного относится к функциям центрального банка?

 

1) эмиссия денег

2) кредитование населения

3) обслуживание счетов фирм

4) приём вкладов граждан

Задание Д6.6 (тема Д6, №7786)

Текст задания

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите

цифры, под которыми они указаны.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Постепенно складывается демократия.

Задание Д8.1 (тема Д8, №5220)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об инфляции?

 

А. Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

Б. В период инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д8.2 (тема Д8, №7768)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об инфляции?

 

А. Инфляцией называют процесс долговременного устойчивого повышения общего уровня цен в стране.

Б. В период инфляции повышается покупательная способность национальной валюты.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №5219)

Текст задания

На рисунке отражено изменение предложения садового инвентаря: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) увеличением спроса на загородную недвижимость

2) ростом налогов на производителей инвентаря

3) строительством новых дачных посёлков

4) ростом доходов населения

Задание Д10.2 (тема Д10, №5221)

Текст задания

Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе —

 

1) последовательное наращивание военного потенциала государства

2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности

4) создание национально однородных государств

Задание Д10.3 (тема Д10, №5222)

Текст задания

В ходе социологического опроса, посвящённого вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Может ли бесплатное образование быть качественным?». Полученные данные представлены в графической форме (в % от числа отвечавших).

 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

 

1) Большинство отвечавших испытали затруднение при ответе на вопрос.

2) Среди респондентов преобладают те, кто считает, что плата за образование гарантирует его качество.

3) Доля сторонников платного образования превышает долю тех, кто не считает оплату обучения гарантией его качества.

4) Пятая доля опрошенных относятся к образованию как к услуге.

Задание Д10.4 (тема Д10, №7767)

Текст задания

На рисунке отражено изменение предложения садового инвентаря: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) увеличением спроса на загородную недвижимость

2) ростом налогов на производителей инвентаря

3) строительством новых дачных посёлков

4) ростом доходов населения

Задание Д10.5 (тема Д10, №7769)

Текст задания

Один из способов предотвращения межнациональных конфликтов в демократическом обществе —

 

1) последовательное наращивание военного потенциала государства

2) компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства

3) обеспечение прав и свобод всех граждан независимо от национальной принадлежности

4) создание национально однородных государств

Задание Д10.6 (тема Д10, №7770)

Текст задания

В ходе социологического опроса, посвящённого вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Может ли бесплатное образование быть качественным?». Полученные данные представлены в графической форме (в % от числа отвечавших).

 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

 

1) Большинство отвечавших испытали затруднение при ответе на вопрос.

2) Среди респондентов преобладают те, кто считает, что плата за образование гарантирует его качество.

3) Доля сторонников платного образования превышает долю тех, кто не считает оплату обучения гарантией его качества.

4) Пятая доля опрошенных относятся к образованию как к услуге.

Задание Д11.1 (тема Д11, №5223)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

 

А. Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

Б. Горизонтальная социальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице либо вверх, либо вниз.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д11.2 (тема Д11, №7771)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

 

А. Социальная мобильность — это разделение общества на группы, занимающие разное положение.

Б. Горизонтальная социальная мобильность предполагает перемещение человека по социальной лестнице либо вверх, либо вниз.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13.1 (тема Д13, №5224)

Текст задания

К компетенции Правительства РФ относится

 

1) принятие решения об амнистии

2) осуществление управления федеральной собственностью

3) принятие федеральных законов

4) назначение выборов Президента РФ

Задание Д13.2 (тема Д13, №7772)

Текст задания

К компетенции Правительства РФ относится

 

1) принятие решения об амнистии

2) осуществление управления федеральной собственностью

3) принятие федеральных законов

4) назначение выборов Президента РФ

Задание Д14.1 (тема Д14, №5225)

Текст задания

Что из перечисленного является признаком демократического политического режима?

 

1) государственный контроль частной жизни граждан

2) реализация на практике принципа разделения властей

3) подчинение суда законодательным органам

4) доминирование идеологии одной партии на политической арене

Задание Д14.2 (тема Д14, №5226)

Текст задания

Гражданин N был назначен министром правительства одной из областей государства Z. Он прислушивается к мнению своих коллег, позитивно реагирует на критику, рассматривая её как возможность принимать более эффективные решения. Всё это характеризует гражданина N как лидера

 

1) регионального, демократического

2) общенационального, авторитарного

3) общенационального, демократического

4) регионального, авторитарного

Задание Д14.3 (тема Д14, №7773)

Текст задания

Что из перечисленного является признаком демократического политического режима?

 

1) государственный контроль частной жизни граждан

2) реализация на практике принципа разделения властей

3) подчинение суда законодательным органам

4) доминирование идеологии одной партии на политической арене

Задание Д14.4 (тема Д14, №7774)

Текст задания

Гражданин N был назначен министром правительства одной из областей государства Z. Он прислушивается к мнению своих коллег, позитивно реагирует на критику, рассматривая её как возможность принимать более эффективные решения. Всё это характеризует гражданина N как лидера

 

1) регионального, демократического

2) общенационального, авторитарного

3) общенационального, демократического

4) регионального, авторитарного

Задание Д15.1 (тема Д15, №5227)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

 

А.Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества.

Б. Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности в обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д15.2 (тема Д15, №7775)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

 

А.Политическая система общества обеспечивает интеграцию и мобилизацию общества.

Б. Политическая система общества определяет возможности социально-политической деятельности в обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 17.1 (тема 17, №5235)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов

2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов

4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов

5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак

6) достижение брачного возраста

Задание 17.2 (тема 17, №7783)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке обязательные условия заключения брака, определённые законодательством РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наличие работы хотя бы у одного из будущих супругов

2) добровольное согласие лиц, вступающих в брак

3) наличие жилья хотя бы у одного из будущих супругов

4) наличие собственности хотя бы у одного из будущих супругов

5) отсутствие судимости у лиц, вступающих в брак

6) достижение брачного возраста

Задание Д17.1 (тема Д17, №5228)

Текст задания

Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?

 

1) высшая юридическая сила, прямое действие

2) законность, неотвратимость наказания, справедливость

3) права, обязанности, привилегии

4) правовой обычай, прецедент, нормативный договор

Задание Д17.2 (тема Д17, №7776)

Текст задания

Что из перечисленного относится к принципам юридической ответственности?

 

1) высшая юридическая сила, прямое действие

2) законность, неотвратимость наказания, справедливость

3) права, обязанности, привилегии

4) правовой обычай, прецедент, нормативный договор

Задание Д18.1 (тема Д18, №5229)

Текст задания

Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является

 

1) индивидуальным предпринимателем

2) коммерческой организацией

3) общественным объединением

4) потребительским кооперативом

Задание Д18.2 (тема Д18, №5234)

Текст задания

Установите соответствие между полномочиями и уровнями государственной власти в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ   УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй

Б) разграничение государственной собственности

В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства

Г) присвоение государственных наград и почётных званий РФ

Д) внешнеэкономические связи РФ

 

1) Российская Федерация

2) Российская Федерация и субъекты РФ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д18.3 (тема Д18, №7777)

Текст задания

Согласно Гражданскому кодексу РФ юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, является

 

1) индивидуальным предпринимателем

2) коммерческой организацией

3) общественным объединением

4) потребительским кооперативом

Задание Д18.4 (тема Д18, №7782)

Текст задания

Установите соответствие между полномочиями и уровнями государственной власти в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ   УРОВНИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй

Б) разграничение государственной собственности

В) обеспечение обороны и безопасности государства, развитие оборонного производства

Г) присвоение государственных наград и почётных званий РФ

Д) внешнеэкономические связи РФ

 

1) Российская Федерация

2) Российская Федерация и субъекты РФ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д19.1 (тема Д19, №5230)

Текст задания

В результате аварии гражданка Н. стала инвалидом, что явилось причиной расторжения её брака с гражданином С. Поскольку теперь гражданка Н. не может работать, она решила истребовать алименты на своё содержание с гражданина С. Этот спор будет рассматриваться в рамках судопроизводства

 

1) гражданского

2) конституционного

3) уголовного

4) арбитражного

Задание Д19.2 (тема Д19, №5231)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

 

А. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Б. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №5236)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план. (Б) В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ. (В) Анализ бюджета показывает, что бóльшая часть доходов формируется за счёт налогов. (Г) В государственную казну также поступают неналоговые доходы: прибыль государственных предприятий, доходы от государственных облигаций и др. (Д) Сознательное отношение граждан к уплате налогов не может не привести к экономическому процветанию государства.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание Д19.4 (тема Д19, №7778)

Текст задания

В результате аварии гражданка Н. стала инвалидом, что явилось причиной расторжения её брака с гражданином С. Поскольку теперь гражданка Н. не может работать, она решила истребовать алименты на своё содержание с гражданина С. Этот спор будет рассматриваться в рамках судопроизводства

 

1) гражданского

2) конституционного

3) уголовного

4) арбитражного

Задание Д19.5 (тема Д19, №7779)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданстве РФ?

 

А. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Б. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.6 (тема Д19, №7784)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Государственный бюджет — это принятый высшим законодательным органом годовой финансовый план. (Б) В нашей стране проект государственного бюджета ежегодно обсуждается и принимается в форме закона Федеральным Собранием РФ. (В) Анализ бюджета показывает, что бóльшая часть доходов формируется за счёт налогов. (Г) В государственную казну также поступают неналоговые доходы: прибыль государственных предприятий, доходы от государственных облигаций и др. (Д) Сознательное отношение граждан к уплате налогов не может не привести к экономическому процветанию государства.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание 20.1 (тема 20, №5237)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) мотив2) деятельность3) понятие
4) память5) воздействие6) ощущение
7) представление8) суждение9) восприятие

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 20.2 (тема 20, №7785)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Исходным элементом чувственного познания является ________(А), возникающее в результате непосредственного ________(Б) реальности на органы чувств. Но оно показывает нам лишь одну сторону предмета (его цвет, вкус, запах и т.д.).

Целостный образ предмета, возникающий благодаря соединению информации, полученной от различных органов чувств, соответствует стадии ________(В). Подобный целостный образ не может возникнуть в ходе пассивного отражения предмета, и его формирование является результатом активной, опосредованной ________(Г).

После прекращения воздействия предмета на органы чувств его образ сохраняется в ________(Д), что соответствует высшей форме чувственного познания, называемой ________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) мотив2) деятельность3) понятие
4) память5) воздействие6) ощущение
7) представление8) суждение9) восприятие

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 21.1 (тема 21, №5240)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, — это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

 

(М. Фридмен)

Текст задания

Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор? Укажите их.

Задание 21.2 (тема 21, №7788)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

Задание 22.1 (тема 22, №5241)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Чем, по мнению автора, характеризуется американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «предпринимательство».

Задание 22.2 (тема 22, №7789)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Чем, по мнению автора, различаются американская и континентальная традиции в понимании свободы предпринимательства? К каким экономическим последствиям ведёт каждая из этих традиций?

Задание 23.1 (тема 23, №5242)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства.

Задание 23.2 (тема 23, №7790)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства.

Задание 24.1 (тема 24, №5243)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.

Задание 24.2 (тема 24, №7791)

Текст для изучения

См. текст в задании №5240 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор пишет об опасности расширения государственных полномочий в экономической сфере. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого тезиса.

Задание Д25 C5.1 (тема Д25 C5, №5244)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «истина»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине;

− одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание Д25 C5.2 (тема Д25 C5, №7792)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.

Задание 26.1 (тема 26, №5245)

Текст задания

С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 26.2 (тема 26, №7793)

Текст задания

С помощью трёх примеров покажите роль образования в развитии личности. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует.

Задание 27.1 (тема 27, №5246)

Текст задания

В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

Задание 27.2 (тема 27, №7794)

Текст задания

В стране Z правительство формируется политической партией или блоком партий, победивших на выборах. Депутатские места (мандаты) в Народном Собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 9%-ный избирательный барьер.

Укажите любой принцип демократического избирательного права. К какому типу относится избирательная система страны Z? Как называется другой тип избирательной системы? Укажите одно различие между двумя избирательными системами.

Задание 28.1 (тема 28, №5247)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Система права». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 28.2 (тема 28, №7795)

Текст задания

Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Система права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29.1 (тема 29, №5248)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. "Человечество" — пустое слово». (О. Шпенглер)

29.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс)

29.3 Социология, социальная психология «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич)

29.4 Политология. «Для государства имеют значение все стороны власти и все составные элементы её». (Б.А. Кистяковский)

29.5 Правоведение. «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н. Толстой)

Задание 29.2 (тема 29, №7796)

Текст задания

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. "Человечество" — пустое слово». (О. Шпенглер)

29.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей — это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс)

29.3 Социология, социальная психология «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич)

29.4 Политология. «Для государства имеют значение все стороны власти и все составные элементы её». (Б.А. Кистяковский)

29.5 Правоведение. «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н. Толстой)