В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 2» (ДОСР-2014)

Список тем

1, 1, 1, Д1, Д1, Д1, Д1, 2, Д2, Д2, Д2, Д2, 3, Д3, Д3, Д3, Д5, Д5, Д6, Д6, Д6, Д6, 7, 7, Д8, Д8, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д11, Д11, Д13, Д13, Д14, Д14, Д14, Д14, Д15, Д15, Д16, Д16, 17, Д18, Д18, Д18, Д18, 19, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, 20, 20, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д25 C5, Д25 C5, 26, 26, 27, 27, 28, 28, 29, 29

Задания

Задание 1.1 (тема 1, №5158)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание 1.2 (тема 1, №5232)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫ КУЛЬТУРЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание 1.3 (тема 1, №7706)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИДЫХАРАКТЕРИСТИКА
...Ориентация на запросы широкого круга потребителей,

коммерческий характер

ЭлитарнаяПринципиальная закрытость, духовный аристократизм

Задание Д1.1 (тема Д1, №5138)

Текст задания

Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?

 

1) генетически наследуемые качества

2) ориентация на определённые ценности

3) принадлежность к человеческому роду

4) тип темперамента

Задание Д1.2 (тема Д1, №5140)

Текст задания

В ходе дискуссии А. сделал вывод о некомпетентности своего оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику А.?

 

1) высокий уровень социальной мобильности

2) преобладание семей нуклеарного типа

3) сословная структура общества

4) рост количества крупных промышленных центров

Задание Д1.3 (тема Д1, №7686)

Текст задания

Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?

 

1) генетически наследуемые качества

2) ориентация на определённые ценности

3) принадлежность к человеческому роду

4) тип темперамента

Задание Д1.4 (тема Д1, №7688)

Текст задания

В ходе дискуссии А. сделал вывод о некомпетентности своего оппонента, поскольку тот, характеризуя индустриальное общество, назвал особенность, присущую традиционному обществу. Какая из названных характеристик вызвала критику А.?

 

1) высокий уровень социальной мобильности

2) преобладание семей нуклеарного типа

3) сословная структура общества

4) рост количества крупных промышленных центров

Задание 2 (тема 2, №7713)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) общение2) познание3) игра
4) труд5) деятельность

Задание Д2.1 (тема Д2, №5139)

Текст задания

Что из перечисленного отличает искусство как форму (область) духовной культуры?

 

1) теоретическое обоснование гипотез

2) отражение мира в художественных образах

3) объяснение социальных явлений

4) логичность доказательств

Задание Д2.2 (тема Д2, №5165)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

общение познание игра
труд деятельность

Задание Д2.3 (тема Д2, №5835)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

общение познание игра
труд деятельность

Задание Д2.4 (тема Д2, №7687)

Текст задания

Что из перечисленного отличает искусство как форму (область) духовной культуры?

 

1) теоретическое обоснование гипотез

2) отражение мира в художественных образах

3) объяснение социальных явлений

4) логичность доказательств

Задание 3 (тема 3, №7707)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».

 

1) стратификация2) интернет-сети3) мировые рынки
4) локальная цивилизация5) интернационализация6) международное разделение труда

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3.1 (тема Д3, №5141)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о критериях истины?

 

А. Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №5159)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) стратификация2) интернет-сети3) мировые рынки
4) локальная цивилизация5) интернационализация6) международное разделение труда

Задание Д3.3 (тема Д3, №7689)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о критериях истины?

 

А. Практика, по мнению ряда философов, является основным критерием истины.

Б. Существуют явления, недоступные практическому воздействию на них, но их истинность можно установить иными путями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д5.1 (тема Д5, №5142)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени

2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых

3) открытие новых месторождений, привлечение импортных ресурсов

4) технологический прогресс, повышение производительности труда

Задание Д5.2 (тема Д5, №7690)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) увеличение штата работников и продолжительности рабочего времени

2) освоение новых земель, увеличение добычи полезных ископаемых

3) открытие новых месторождений, привлечение импортных ресурсов

4) технологический прогресс, повышение производительности труда

Задание Д6.1 (тема Д6, №5143)

Текст задания

Анна Фёдоровна разместила свои сбережения на банковском депозите. Доход Анны Фёдоровны от этого вложения —

 

1) дивиденды

2) процент по кредиту

3) зарплата

4) процент по вкладу

Задание Д6.2 (тема Д6, №5144)

Текст задания

Что из перечисленного относится к доходам государственного бюджета?

 

1) таможенные пошлины и сборы

2) содержание правоохранительных органов

3) финансирование оборонных предприятий

4) социальные выплаты

Задание Д6.3 (тема Д6, №7691)

Текст задания

Анна Фёдоровна разместила свои сбережения на банковском депозите. Доход Анны Фёдоровны от этого вложения —

 

1) дивиденды

2) процент по кредиту

3) зарплата

4) процент по вкладу

Задание Д6.4 (тема Д6, №7692)

Текст задания

Что из перечисленного относится к доходам государственного бюджета?

 

1) таможенные пошлины и сборы

2) содержание правоохранительных органов

3) финансирование оборонных предприятий

4) социальные выплаты

Задание 7.1 (тема 7, №5161)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост цен на товары

2) повышение налога на добавленную стоимость

3) снижение производства товаров

4) интенсивная реклама товаров

5) доступность потребительских кредитов

6) увеличение доходов семей

Задание 7.2 (тема 7, №7709)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рост цен на товары

2) повышение налога на добавленную стоимость

3) снижение производства товаров

4) интенсивная реклама товаров

5) доступность потребительских кредитов

6) увеличение доходов семей

Задание Д8.1 (тема Д8, №5146)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о праве собственности?

 

А. Право собственности выражается во владении, в пользовании и распоряжении собственником принадлежащей ему вещью.

Б. В качестве собственника может выступать только физическое лицо.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д8.2 (тема Д8, №7694)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о праве собственности?

 

А. Право собственности выражается во владении, в пользовании и распоряжении собственником принадлежащей ему вещью.

Б. В качестве собственника может выступать только физическое лицо.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №5145)

Текст задания

На рисунке отражено изменение предложения школьно-письменных принадлежностей на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена товара; Q — количество товара.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

 

1) увеличением количества предприятий в отрасли

2) увеличением общего числа школьников

3) внедрением новых технологий производства

4) увеличением налогов с предприятий отрасли

Задание Д10.2 (тема Д10, №5147)

Текст задания

Совокупность следующих черт: язык, общая историческая память, обычаи, традиции, нормы поведения — характерна для общности

 

1) религиозной

2) конфессиональной

3) этнической

4) территориальной

Задание Д10.3 (тема Д10, №5148)

Текст задания

В ходе социологических опросов 2010 и 2013 гг. в стране Z предлагалась следующая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?».

Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Варианты ответаЧисло ответивших

Варианты ответа (в %)

2010 г.2013 г.
Решение не будет зависеть ни от каких условий3040
Рост зарплаты1520
Улучшение жилищных условий2020
Увеличение государственной поддержки

семьям с несовершеннолетними детьми

3015
Появление возможности больше времени

отдавать семье, детям

55

 

 

Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных?

 

1) Доля тех, кто связывает своё решение с увеличением государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, снизилась.

2) На решение большинства опрошенных может оказать влияние возможность больше времени отдавать семье, детям.

3) Около половины опрошенных в 2010 г. были уверены в том, что их решение не будет зависеть ни от каких условий.

4) Наметилась тенденция постепенного уменьшения доли тех, кто связывает решение поставленного вопроса с улучшением жилищных условий.

Задание Д10.4 (тема Д10, №7693)

Текст задания

На рисунке отражено изменение предложения школьно-письменных принадлежностей на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1. (P — цена товара; Q — количество товара.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

 

1) увеличением количества предприятий в отрасли

2) увеличением общего числа школьников

3) внедрением новых технологий производства

4) увеличением налогов с предприятий отрасли

Задание Д10.5 (тема Д10, №7695)

Текст задания

Совокупность следующих черт: язык, общая историческая память, обычаи, традиции, нормы поведения — характерна для общности

 

1) религиозной

2) конфессиональной

3) этнической

4) территориальной

Задание Д10.6 (тема Д10, №7696)

Текст задания

В ходе социологических опросов 2010 и 2013 гг. в стране Z предлагалась следующая формулировка одного из пунктов анкеты: «Что могло бы повлиять на Ваше решение в ближайшие два-три года родить ребёнка? Какое из следующих высказываний точнее всего описывает Ваше отношение к этой проблеме?».

Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Варианты ответаЧисло ответивших

Варианты ответа (в %)

2010 г.2013 г.
Решение не будет зависеть ни от каких условий3040
Рост зарплаты1520
Улучшение жилищных условий2020
Увеличение государственной поддержки

семьям с несовершеннолетними детьми

3015
Появление возможности больше времени

отдавать семье, детям

55

 

 

Какой вывод можно сделать на основании приведённых в таблице данных?

 

1) Доля тех, кто связывает своё решение с увеличением государственной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, снизилась.

2) На решение большинства опрошенных может оказать влияние возможность больше времени отдавать семье, детям.

3) Около половины опрошенных в 2010 г. были уверены в том, что их решение не будет зависеть ни от каких условий.

4) Наметилась тенденция постепенного уменьшения доли тех, кто связывает решение поставленного вопроса с улучшением жилищных условий.

Задание Д11.1 (тема Д11, №5149)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

 

А. Социальный контроль необходим для поддержания общественной стабильности.

Б. Общественное мнение — одна из важных форм социального контроля.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д11.2 (тема Д11, №7697)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

 

А. Социальный контроль необходим для поддержания общественной стабильности.

Б. Общественное мнение — одна из важных форм социального контроля.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13.1 (тема Д13, №5150)

Текст задания

Понятия «унитарное государство» и «федерация» характеризуют

 

1) политическую систему

2) форму правления

3) политический режим

4) форму государственно-территориального устройства

Задание Д13.2 (тема Д13, №7698)

Текст задания

Понятия «унитарное государство» и «федерация» характеризуют

 

1) политическую систему

2) форму правления

3) политический режим

4) форму государственно-территориального устройства

Задание Д14.1 (тема Д14, №5151)

Текст задания

Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают

 

1) создание общенационального избирательного округа

2) альтернативность выборов

3) проведение выборов в два тура

4) проведение выборов по мажоритарной системе

Задание Д14.2 (тема Д14, №5152)

Текст задания

В программе политической партии записано:

«Цель нашей деятельности — построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям». Какие идеологические взгляды разделяют сторонники этой партии?

 

1) христианско-демократические

2) коммунистические

3) консервативные

4) либерально-демократические

Задание Д14.3 (тема Д14, №7699)

Текст задания

Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают

 

1) создание общенационального избирательного округа

2) альтернативность выборов

3) проведение выборов в два тура

4) проведение выборов по мажоритарной системе

Задание Д14.4 (тема Д14, №7700)

Текст задания

В программе политической партии записано:

«Цель нашей деятельности — построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлён принцип распределения благ по потребностям». Какие идеологические взгляды разделяют сторонники этой партии?

 

1) христианско-демократические

2) коммунистические

3) консервативные

4) либерально-демократические

Задание Д15.1 (тема Д15, №5153)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политическом устройстве РФ?

 

А. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ.

Б. Совет Федерации утверждает военную доктрину.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д15.2 (тема Д15, №7701)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политическом устройстве РФ?

 

А. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ.

Б. Совет Федерации утверждает военную доктрину.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д16.1 (тема Д16, №5154)

Текст задания

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы

 

1) выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений

2) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

3) уплачивать законно установленные налоги

4) предоставлять в установленном порядке в налоговый орган налоговые декларации

Задание Д16.2 (тема Д16, №7702)

Текст задания

Одно из прав налогоплательщика заключается в том, чтобы

 

1) выполнять законные требования об устранении выявленных нарушений

2) получать по месту своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

3) уплачивать законно установленные налоги

4) предоставлять в установленном порядке в налоговый орган налоговые декларации

Задание 17 (тема 17, №7712)

Текст задания

Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо

4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5) совершать мелкие бытовые сделки

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

Задание Д18.1 (тема Д18, №5155)

Текст задания

Какая из перечисленных коммерческих организаций согласно Гражданскому кодексу РФ должна выполнять только задачи, которые определены в уставе, исключая любые другие виды деятельности?

 

1) производственный кооператив

2) хозяйственное общество

3) хозяйственное товарищество

4) унитарное предприятие

Задание Д18.2 (тема Д18, №5160)

Текст задания

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ  

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

А) назначение выборов Президента РФ

Б) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

В) управление федеральной собственностью

Г) разработка федерального бюджета

Д) объявление амнистии

 

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д18.3 (тема Д18, №7703)

Текст задания

Какая из перечисленных коммерческих организаций согласно Гражданскому кодексу РФ должна выполнять только задачи, которые определены в уставе, исключая любые другие виды деятельности?

 

1) производственный кооператив

2) хозяйственное общество

3) хозяйственное товарищество

4) унитарное предприятие

Задание Д18.4 (тема Д18, №7708)

Текст задания

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИ  

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ РФ

А) назначение выборов Президента РФ

Б) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу

В) управление федеральной собственностью

Г) разработка федерального бюджета

Д) объявление амнистии

 

1) Государственная Дума

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Совет Федерации

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 19 (тема 19, №5164)

Текст задания

Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей

2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими

3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо

4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами

5) совершать мелкие бытовые сделки

6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей

Задание Д19.1 (тема Д19, №5156)

Текст задания

Гражданка М. подала иск об установлении отцовства гражданина Р. в отношении её несовершеннолетней дочери. В порядке какого судопроизводства будет рассмотрено это дело?

 

1) гражданского

2) конституционного

3) уголовного

4) арбитражного

Задание Д19.2 (тема Д19, №5157)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

 

А. В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Б. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №5162)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Программа социального обустройства малых городов — одна из наиболее актуальных социальных программ. (Б) Одним из направлений, содержащихся в этой программе, является создание в малых городах современной инфраструктуры. (В) Другое направление, обозначенное в программе, —  создание производств, которые могли бы обеспечить рабочие места молодым людям. (Г) Последнее становится всё более значимым по мере растущего высвобождения рабочей силы в связи с техническим перевооружением современного хозяйства. (Д) Разработка и реализация целевых социальных программ — функция государства.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание Д19.4 (тема Д19, №7704)

Текст задания

Гражданка М. подала иск об установлении отцовства гражданина Р. в отношении её несовершеннолетней дочери. В порядке какого судопроизводства будет рассмотрено это дело?

 

1) гражданского

2) конституционного

3) уголовного

4) арбитражного

Задание Д19.5 (тема Д19, №7705)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

 

А. В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Б. В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.6 (тема Д19, №7710)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Программа социального обустройства малых городов — одна из наиболее актуальных социальных программ. (Б) Одним из направлений, содержащихся в этой программе, является создание в малых городах современной инфраструктуры. (В) Другое направление, обозначенное в программе, —  создание производств, которые могли бы обеспечить рабочие места молодым людям. (Г) Последнее становится всё более значимым по мере растущего высвобождения рабочей силы в связи с техническим перевооружением современного хозяйства. (Д) Разработка и реализация целевых социальных программ — функция государства.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание 20.1 (тема 20, №5163)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) информация2) познание3) наблюдатель
4) средства5) методы6) истина
7) наблюдение8) внимание9) объекты

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 20.2 (тема 20, №7711)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) информация2) познание3) наблюдатель
4) средства5) методы6) истина
7) наблюдение8) внимание9) объекты

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 21.1 (тема 21, №5166)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Экономическую систему можно рассматривать как гигантскую вычислительную машину, которая неустанно трудится над решением бесконечного потока проблем количественного характера: проблем оптимального распределения трудовых и природных ресурсов, капитала, обеспечения темпов сбалансированного роста производства и потребления тысяч наименований товаров, распределения потока выпускаемой продукции на потребление и инвестиции и многих других…

Любой, кто имел дело с компьютерами, знает, что они далеко не безгрешны и склонны делать ошибки. Бывает так, что процедура на каких-то этапах вычислений скорее отдаляет от правильного решения данной конкретной проблемы, нежели ведёт к нему. При определённых условиях последовательность приближённых решений начинает вилять, как велосипед на скользкой дороге, отклоняясь, то в одну, то в другую сторону от правильной траектории. Большинство современных теорий циклов деловой активности именно таким образом объясняют колебания в производстве и потреблении различных товаров и услуг, а имеющиеся данные, похоже, свидетельствуют, что такая интерпретация, в самом деле, может быть верной.

Когда машина не работает так, как ожидалось, естественно, возникает соблазн вмешаться. Такое вмешательство может состоять в том, чтобы смазать подшипник или подкрутить гайку. Иногда мы находим необходимым отказаться от вычислений на машине и проделать, по меньшей мере, часть их вручную.

Любого рода экономическая политика или экономическое планирование представляет собой целенаправленное вмешательство в работу конкурентной машины. Если, преследуя свои конкретные цели, политики

используют такие инструменты, как тарифы, субсидии или налоги, то большинство экономических расчётов по-прежнему выполняется экономическим механизмом; корректировка добавляет компьютеру новые компоненты, но реально не вмешивается в его автоматическую работу…

Подобно любому другому сложному устройству, конкурентная экономика может давать сбои в стрессовой ситуации, а такая ситуация возникает всегда, когда оно сталкивается с проблемами, значительно отличающимися от тех, которые оно решало прежде. Неудивительно поэтому, что при переходе от мира к войне или от войны к миру, при переходе от длительной стагнации к быстрому росту или при необходимости осуществления быстрых и резких технологических изменений решение проблем достижения общего равновесия, возникающих перед экономической вычислительной машиной, может быть облегчено благодаря использованию внешнего воздействия, т. е. планирования.

 

(В. В. Леонтьев)

Текст задания

Какие количественные проблемы, по мнению автора, решает экономическая система? Укажите три проблемы. Как автор характеризует экономическую политику?

Задание 21.2 (тема 21, №7714)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие количественные проблемы, по мнению автора, решает экономическая система? Как автор характеризует экономическую политику?

Задание 22.1 (тема 22, №5167)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Укажите, какие три инструмента экономической политики назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите цель, для достижения которой может быть использован один любой из этих инструментов.

Задание 22.2 (тема 22, №7715)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие три инструмента экономической политики назвал автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите цель, для достижения которой может быть использован один любой из этих инструментов.

Задание 23.1 (тема 23, №5168)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор упоминает о циклах деловой активности (экономических циклах). Объясните, почему в определённые периоды этого цикла необходимо государственное вмешательство в экономику? С опорой на обществоведческие знания, укажите любые две меры денежно-кредитной политики, которые может использовать государство в таких ситуациях.

Задание 23.2 (тема 23, №7716)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор упоминает о циклах деловой активности (экономических циклах). Почему в определённые периоды этого цикла необходимо государственное вмешательство в экономику? Укажите любые две меры денежно-кредитной политики, которые может использовать государство в таких ситуациях.

Задание 24.1 (тема 24, №5169)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему для осуществления «быстрых и резких технологических изменений» необходимо участие государства.

Задание 24.2 (тема 24, №7717)

Текст для изучения

См. текст в задании №5166 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения о том, почему для осуществления «быстрых и резких технологических изменений» необходимо участие государства.

Задание Д25 C5.1 (тема Д25 C5, №5170)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «вертикальная социальная мобильность»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности;

− одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание Д25 C5.2 (тема Д25 C5, №7718)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «вертикальная социальная мобильность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о каналах социальной мобильности, и одно предложение, раскрывающее действие любого из каналов социальной мобильности.

Задание 26.1 (тема 26, №5171)

Текст задания

Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 26.2 (тема 26, №7719)

Текст задания

Назовите любые три внешнеполитические функции современного государства и проиллюстрируйте каждую из них примером.

Задание 27.1 (тема 27, №5172)

Текст задания

Супруги, граждане РФ, Фрол и Аксинья решили заключить брачный договор. Фрол настаивал на включение в договор пункта о том, чтобы жена обязательно сообщала ему о всех своих телефонных переговорах, рассказывала ему их содержание, а также содержание почтовых, телеграфных и прочих сообщений. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Задание 27.2 (тема 27, №7720)

Текст задания

Супруги, граждане РФ, Фрол и Аксинья решили заключить брачный договор. Фрол настаивал на включение в договор пункта о том, чтобы жена обязательно сообщала ему о всех своих телефонных переговорах, рассказывала ему их содержание, а также содержание почтовых, телеграфных и прочих сообщений. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.

Задание 28.1 (тема 28, №5173)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 28.2 (тема 28, №7721)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль потребностей в деятельности человека». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29.1 (тема 29, №5174)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика. «Сильной компанию делает не её продукт или услуга, а то положение, которое она занимает в сознании потребителей». (Д. Траут)

29.3 Социология, социальная психология «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше». (У. Шекспир)

29.4 Политология. «Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого». (Р.Т. Мухаев)

29.5 Правоведение. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)

Задание 29.2 (тема 29, №7722)

Текст задания

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика. «Сильной компанию делает не её продукт или услуга, а то положение, которое она занимает в сознании потребителей». (Д. Траут)

29.3 Социология, социальная психология «Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше». (У. Шекспир)

29.4 Политология. «Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого». (Р.Т. Мухаев)

29.5 Правоведение. «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)