В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 3» (ДОСР-2014)

Список тем

1, 1, 1, 1, Д1, Д1, 2, 2, Д2, Д2, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 4, 4, 5, 5, Д5, Д5, 6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д8, Д8, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д11, Д11, Д13, Д13, Д14, Д14, Д14, Д14, Д15, Д15, Д17, Д17, Д18, Д18, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, 20, 20, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д25 C5, Д25 C5, 26, 26, 27, 27, 28, 28, 29, 29

Задания

Задание 1.1 (тема 1, №5195)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.2 (тема 1, №5522)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.3 (тема 1, №6393)

Варианты

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание 1.4 (тема 1, №7743)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

 

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫПРИЗНАКИ
...От каждого избирательного округа избирается один депутат, который набрал большинство голосов
ПропорциональнаяМеста в представительном органе распределяются в соответствии с количеством голосов, поданных за партийный список

Задание Д1.1 (тема Д1, №5175)

Текст задания

Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям

 

1) биологическим

2) духовным

3) социальным

4) естественным

Задание Д1.2 (тема Д1, №7723)

Текст задания

Потребности человека в признании, общественной активности относятся к потребностям

 

1) биологическим

2) духовным

3) социальным

4) естественным

Задание 2.1 (тема 2, №5202)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.

Задание 2.2 (тема 2, №7750)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) духовная культура2) фундаментальная наука3) образование
4) литература5) живопись

Задание Д2.1 (тема Д2, №5176)

Текст задания

Отличительная черта познания общества – это то, что в этом познании

 

1) не выдвигается гипотез

2) не используется метод моделирования

3) объект и субъект познания совпадают

4) широко используются экспериментальные методы

Задание Д2.2 (тема Д2, №5177)

Текст задания

Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как

 

1) учёные делают открытия, имеющие неоднозначные последствия

2) государство финансирует науку

3) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных

4) наука потеряла своё значение в обществе

Задание Д2.3 (тема Д2, №7724)

Текст задания

Отличительная черта познания общества – это то, что в этом познании

 

1) не выдвигается гипотез

2) не используется метод моделирования

3) объект и субъект познания совпадают

4) широко используются экспериментальные методы

Задание Д2.4 (тема Д2, №7725)

Текст задания

Проблема социальной ответственности учёных приобрела особую остроту, так как

 

1) учёные делают открытия, имеющие неоднозначные последствия

2) государство финансирует науку

3) общество полностью утратило контроль за деятельностью учёных

4) наука потеряла своё значение в обществе

Задание 3.1 (тема 3, №5196)

Текст задания

Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

 

1) бережливость

2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме

3) трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены

4) добросовестность

5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда

6) заключать трудовой договор

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание 3.2 (тема 3, №7744)

Текст задания

Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника.

 

1) бережно относиться к имуществу работодателя2) получать

заработную плату своевременно и в полном объёме

3) трудиться в условиях

отвечающих требованиям безопасности и гигиены

4) добросовестно

исполнять свои трудовые функции

5) иметь полную достоверную

информацию об условиях труда

6) заключать трудовой договор

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3.1 (тема Д3, №5178)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

 

А. Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №7726)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современного общества?

 

А. Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.

Б. Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4.1 (тема 4, №5198)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) знание, выраженное в доступной форме

2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

4) знание, соответствующее интересам субъекта

5) знание, имеющее широкие возможности для распространения

6) знание, которое разделяет большинство людей

Задание 4.2 (тема 4, №7746)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) знание, выраженное в доступной форме

2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

4) знание, соответствующее интересам субъекта

5) знание, имеющее широкие возможности для распространения

6) знание, которое разделяет большинство людей

Задание 5.1 (тема 5, №5197)

Текст задания

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

Б) ускорение развития промышленности

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) информационное (постиндустриальное)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 5.2 (тема 5, №7745)

Текст задания

Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) развитие высоких технологий

Б) ускорение развития промышленности

В) выдвижение на первый план сферы услуг

Г) доминирование религиозных ценностей

Д) общинный уклад, коллективизм

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

3) информационное (постиндустриальное)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д5.1 (тема Д5, №5179)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) рост добычи полезных ископаемых, строительство новых предприятий

2) совершенствование управления производством, повышение производительности труда

3) открытие месторождений, увеличение рабочего времени

4) установка дополнительного оборудования, освоение новых земель

Задание Д5.2 (тема Д5, №7727)

Текст задания

Что из перечисленного относится к факторам интенсивного экономического роста?

 

1) рост добычи полезных ископаемых, строительство новых предприятий

2) совершенствование управления производством, повышение производительности труда

3) открытие месторождений, увеличение рабочего времени

4) установка дополнительного оборудования, освоение новых земель

Задание 6 (тема 6, №5201)

Текст задания

Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Алина добрая и отзывчивая.

2) Алина — внешне привлекательная девушка.

3) Алина — дисциплинированный работник.

4) Алина благожелательно относится к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.

Задание Д6.1 (тема Д6, №5180)

Текст задания

Все экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

 

1) физическим капиталом

2) факторами производства

3) природными ресурсами

4) спросом и предложением

Задание Д6.2 (тема Д6, №5181)

Текст задания

В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога?

 

1) имущество работника

2) фирма, в которой трудится работник

3) жильё, в котором проживает семья работника

4) заработная плата работника

Задание Д6.3 (тема Д6, №7728)

Текст задания

Все экономические ресурсы, непосредственно задействованные в создании конкретного товара или услуги, называют

 

1) физическим капиталом

2) факторами производства

3) природными ресурсами

4) спросом и предложением

Задание Д6.4 (тема Д6, №7729)

Текст задания

В РФ взимается налог на доходы физических лиц. Что из перечисленного относится к объекту данного налога?

 

1) имущество работника

2) фирма, в которой трудится работник

3) жильё, в котором проживает семья работника

4) заработная плата работника

Задание Д6.5 (тема Д6, №7749)

Текст задания

Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Алина добрая и отзывчивая.

2) Алина — внешне привлекательная девушка.

3) Алина — дисциплинированный работник.

4) Алина благожелательно относится к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.

Задание Д8.1 (тема Д8, №5183)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о командной экономике?

 

А. Характерной чертой командной экономики является государственное регулирование цен.

Б. Характерной чертой командной экономики является централизованное принятие экономических решений для всех производителей товаров и услуг.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д8.2 (тема Д8, №7731)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о командной экономике?

 

А. Характерной чертой командной экономики является государственное регулирование цен.

Б. Характерной чертой командной экономики является централизованное принятие экономических решений для всех производителей товаров и услуг.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №5182)

Текст задания

На рисунке отражено изменение спроса на спортивные тренажёры для дома: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) повышением внимания граждан к собственному здоровью

2) открытием новых тренажёрных залов и фитнес-клубов

3) повышением уровня инфляции

4) снижением доходов потребителей

Задание Д10.2 (тема Д10, №5184)

Текст задания

По какому критерию выделена такая социальная общность, как сельчане?

 

1) конфессиональному

2) территориальному

3) этносоциальному

4) политическому

Задание Д10.3 (тема Д10, №5185)

Текст задания

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

 

Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?

 

1) Доля тех, кто считает, что жена должна быть главой семьи, выше у респондентов с высшим образованием.

2) Доля тех, кто считает, что в семье у всех должны быть равные права, выше у респондентов со средним образованием.

3) Большинство респондентов со средним образованием считают, что во главе семьи должны быть старшие родственники.

4) Мнение, что главой семьи должен быть муж, наиболее часто встречается у респондентов со средним образованием.

Задание Д10.4 (тема Д10, №7730)

Текст задания

На рисунке отражено изменение спроса на спортивные тренажёры для дома: линия спроса D переместилась в новое положение — D1. (P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) повышением внимания граждан к собственному здоровью

2) открытием новых тренажёрных залов и фитнес-клубов

3) повышением уровня инфляции

4) снижением доходов потребителей

Задание Д10.5 (тема Д10, №7732)

Текст задания

По какому критерию выделена такая социальная общность, как сельчане?

 

1) конфессиональному

2) территориальному

3) этносоциальному

4) политическому

Задание Д10.6 (тема Д10, №7733)

Текст задания

В ходе социологического опроса группы 25-летних граждан страны Z респондентам с разным уровнем образования задавали вопрос: «Кто должен быть главой семьи?».

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.

 

 

Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?

 

1) Доля тех, кто считает, что жена должна быть главой семьи, выше у респондентов с высшим образованием.

2) Доля тех, кто считает, что в семье у всех должны быть равные права, выше у респондентов со средним образованием.

3) Большинство респондентов со средним образованием считают, что во главе семьи должны быть старшие родственники.

4) Мнение, что главой семьи должен быть муж, наиболее часто встречается у респондентов со средним образованием.

Задание Д11.1 (тема Д11, №5186)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 

А. Социальные нормы отражают эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Этические нормы могут отражаться в политических принципах.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д11.2 (тема Д11, №7734)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 

А. Социальные нормы отражают эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Этические нормы могут отражаться в политических принципах.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13.1 (тема Д13, №5187)

Текст задания

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ

 

1) назначает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации

2) утверждает изменения границ между субъектами РФ

3) объявляет амнистию

4) единолично назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Задание Д13.2 (тема Д13, №7735)

Текст задания

В соответствии с Конституцией РФ Президент РФ

 

1) назначает высшее командование Вооружённых Сил Российской Федерации

2) утверждает изменения границ между субъектами РФ

3) объявляет амнистию

4) единолично назначает на должность Генерального прокурора Российской Федерации

Задание Д14.1 (тема Д14, №5188)

Текст задания

Какое понятие используется для обозначения способов и методов осуществления государственной власти?

 

1) государство как политический институт

2) форма правления

3) форма государственно-территориального устройства

4) политический режим

Задание Д14.2 (тема Д14, №5189)

Текст задания

В государстве Z реализуется принцип политического плюрализма, регулярно проводятся выборы главы государства на альтернативной основе. Территория государства Z разделена на провинции, органы управления которых ограничены в своих полномочиях и прямо контролируются центральными органами власти. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что государство Z

 

1) демократическое, республиканское, унитарное

2) тоталитарное, монархическое, федеративное

3) тоталитарное, республиканское, федеративное

4) демократическое, монархическое, унитарное

Задание Д14.3 (тема Д14, №7736)

Текст задания

Какое понятие используется для обозначения способов и методов осуществления государственной власти?

 

1) государство как политический институт

2) форма правления

3) форма государственно-территориального устройства

4) политический режим

Задание Д14.4 (тема Д14, №7737)

Текст задания

В государстве Z реализуется принцип политического плюрализма, регулярно проводятся выборы главы государства на альтернативной основе. Территория государства Z разделена на провинции, органы управления которых ограничены в своих полномочиях и прямо контролируются центральными органами власти. На основе приведённых данных можно сделать вывод, что государство Z

 

1) демократическое, республиканское, унитарное

2) тоталитарное, монархическое, федеративное

3) тоталитарное, республиканское, федеративное

4) демократическое, монархическое, унитарное

Задание Д15.1 (тема Д15, №5190)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

 

А.Одно из условий возникновения гражданского общества — появление возможности у всех граждан обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности.

Б. Деятельность гражданского общества способствует развитию правового государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д15.2 (тема Д15, №7738)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

 

А.Одно из условий возникновения гражданского общества — появление возможности у всех граждан обрести экономическую самостоятельность на базе частной собственности.

Б. Деятельность гражданского общества способствует развитию правового государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д17.1 (тема Д17, №5191)

Текст задания

За какое из перечисленных правонарушений наступит ответственность по нормам административного права?

 

1) Гражданин Ш. регулярно изымал из почтового ящика и прочитывал личную корреспонденцию соседа.

2) Гражданка О. разорила лесной муравейник в заповеднике, где она регулярно выгуливала собаку.

3) Выступая на суде в качестве свидетеля, гражданин Р. отказался сообщить известные ему факты о лицах, причастных к ограблению.

4) На школьном вечере гражданка К. спела песню на стихи малоизвестного поэта, объявив при этом, что стихи принадлежат ей.

Задание Д17.2 (тема Д17, №7739)

Текст задания

За какое из перечисленных правонарушений наступит ответственность по нормам административного права?

 

1) Гражданин Ш. регулярно изымал из почтового ящика и прочитывал личную корреспонденцию соседа.

2) Гражданка О. разорила лесной муравейник в заповеднике, где она регулярно выгуливала собаку.

3) Выступая на суде в качестве свидетеля, гражданин Р. отказался сообщить известные ему факты о лицах, причастных к ограблению.

4) На школьном вечере гражданка К. спела песню на стихи малоизвестного поэта, объявив при этом, что стихи принадлежат ей.

Задание Д18.1 (тема Д18, №5192)

Текст задания

Личные неимущественные права возникают по поводу нематериальных благ. К нематериальным благам относят

 

1) личную и семейную тайну

2) государственную облигацию

3) депозитный сертификат

4) земельный участок

Задание Д18.2 (тема Д18, №7740)

Текст задания

Личные неимущественные права возникают по поводу нематериальных благ. К нематериальным благам относят

 

1) личную и семейную тайну

2) государственную облигацию

3) депозитный сертификат

4) земельный участок

Задание Д19.1 (тема Д19, №5193)

Текст задания

Фирма «Астра» оказывает услуги по благоустройству дворовых территорий. Она объединяет нескольких мастеров. Прибыль фирмы распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием в пределах пая.

Какова организационно-правовая форма этой фирмы?

 

1) унитарное предприятие

2) благотворительный фонд

3) акционерное общество

4) производственный кооператив

Задание Д19.2 (тема Д19, №5194)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о законодательных основах выборов в РФ?

 

А. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации.

Б. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №5199)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Предпринимательство — деятельность, которая направлена на получение прибыли. (Б) Его условиями являются ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределённость ситуации. (В) Предпринимательство возникло в эпоху натурального обмена. (Г) Было бы крайне наивно полагать, что за тысячи лет экономической деятельности предприниматели не выработали специфических инструментов, позволяющих эффективно работать в достаточно суровых и жёстких условиях. (Д) Предпринимательская деятельность в современной экономике слабо связана с личностными качествами самого предпринимателя.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание Д19.4 (тема Д19, №7741)

Текст задания

Фирма «Астра» оказывает услуги по благоустройству дворовых территорий. Она объединяет нескольких мастеров. Прибыль фирмы распределяется между работниками в соответствии с их трудовым участием в пределах пая.

Какова организационно-правовая форма этой фирмы?

 

1) унитарное предприятие

2) благотворительный фонд

3) акционерное общество

4) производственный кооператив

Задание Д19.5 (тема Д19, №7742)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о законодательных основах выборов в РФ?

 

А. Списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Общественной палатой Российской Федерации.

Б. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.6 (тема Д19, №7747)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Предпринимательство — деятельность, которая направлена на получение прибыли. (Б) Его условиями являются ограниченность ресурсов, конкурентная борьба, неопределённость ситуации. (В) Предпринимательство возникло в эпоху натурального обмена. (Г) Было бы крайне наивно полагать, что за тысячи лет экономической деятельности предприниматели не выработали специфических инструментов, позволяющих эффективно работать в достаточно суровых и жёстких условиях. (Д) Предпринимательская деятельность в современной экономике слабо связана с личностными качествами самого предпринимателя.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание 20.1 (тема 20, №5200)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) санкция2) нарушение3) мораль
4) соблюдение5) система6) мобильность
7) ограничение8) институт9) статус

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 20.2 (тема 20, №7748)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Социальный контроль – механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определённых правил, __________(А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В этом качестве выступают __________(Б) и право, обычаи, административные решения и др. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных __________(В) к нарушителям принятых социальных норм. Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за __________(Г) социальных норм.

Социальный контроль выступает как органический элемент любой __________(Д) управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные __________(Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) санкция2) нарушение3) мораль
4) соблюдение5) система6) мобильность
7) ограничение8) институт9) статус

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание 21.1 (тема 21, №5203)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях»…

Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а путём преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»…

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично, нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы…

Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, т.е. повышать свой социальный, профессиональный, экономический и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.

 

(С. С. Фролов)

Текст задания

Укажите, какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Задание 21.2 (тема 21, №7751)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы) мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте?

Задание 22.1 (тема 22, №5204)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

Задание 22.2 (тема 22, №7752)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером.

Задание 23.1 (тема 23, №5205)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Задание 23.2 (тема 23, №7753)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор упоминает возможность повышения/понижения статуса целой социальной группы. В какие периоды общественного развития мобильность целых социальных групп усиливается? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три периода и в каждом случае кратко прокомментируйте своё мнение.

Задание 24.1 (тема 24, №5206)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

Задание 24.2 (тема 24, №7754)

Текст для изучения

См. текст в задании №5203 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.)

Задание Д25 C5.1 (тема Д25 C5, №5207)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «политическая система общества»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы;

− одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание Д25 C5.2 (тема Д25 C5, №7755)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о подсистемах политической системы, и одно предложение, раскрывающее сущность любой подсистемы политической системы.

Задание 26.1 (тема 26, №5208)

Текст задания

Назовите любых трех участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждого из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 26.2 (тема 26, №7756)

Текст задания

Назовите любых двух участников уголовного судопроизводства со стороны защиты и проиллюстрируйте примером возможные процессуальные действия каждого из них.

Задание 27.1 (тема 27, №5209)

Текст задания

В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.

Задание 27.2 (тема 27, №7757)

Текст задания

В стране Z проводится реформа образования. Учащимся была предоставлена возможность выбора спецкурсов и профилей с учётом их интересов и способностей. Какую тенденцию развития образования иллюстрирует этот пример? Приведите любые два собственных примера, иллюстрирующих эту тенденцию.

Задание 28.1 (тема 28, №5210)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние международной торговли на национальную экономику». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 28.2 (тема 28, №7758)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Влияние международной торговли на национальную экономику». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29.1 (тема 29, №5211)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

29.2 Экономика. «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3 Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

29.4 Политология. «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». (П.И. Новгородцев)

29.5 Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

Задание 29.2 (тема 29, №7759)

Текст задания

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)

29.2 Экономика. «Вопросы: что? как? и для кого? производить не составляли бы проблемы, если бы ресурсы не были ограничены». (П. Самуэльсон)

29.3 Социология, социальная психология «В ходе социализации личность выступает как субъект и объект этого процесса». (Н. Мельникова)

29.4 Политология. «Демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог». (П.И. Новгородцев)

29.5 Правоведение. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)