В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 30.03.2016. Досрочная волна» (ДОСР-2016)

Список тем

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание 1 (тема 1, №8574)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА

 

ПОНЯТИЯХАРАКТЕРИСТИКИ
ИндивидОтдельно взятый представитель человеческого рода
Человек как субъект социальных отношений

Задание 2 (тема 2, №8575)

Текст задания

В приведённом ниже ряду, найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, и запишите это слово (словосочетание).

 

Производственный кооператив, хозяйственное общество, адвокатская палата, юридическое лицо, общественный фонд.

Задание 3 (тема 3, №8576)

Текст задания

Ниже приведён перечень функций, выполняемых банками. Все они, за исключением двух, относятся к сфере деятельности коммерческих банков.

 

1) назначение учётной ставки

2) покупка и продажа валюты

3) продажа дорожных чеков

4) обслуживание счетов фирм

5) осуществление монопольной эмиссии денег

6) открытие и обслуживание депозитов граждан

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание 4 (тема 4, №8577)

Текст задания

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

Задание 5 (тема 5, №8578)

Текст задания

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ВИДЫ (ТИПЫ) КУЛЬТУРЫ

А) влияние на социализацию индивида

Б) разнообразие используемых средств

В) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности

Г) сложность содержания

Д) развлекательный характер

 

1) только массовая культура

2) только элитарная культура

3) и массовая, и элитарная культура

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 6 (тема 6, №8579)

Текст задания

В стране Z происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. Какие иные признаки из перечисленных свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

3) Значительная часть работников переходит на дистанционное выполнение работы.

4) В целях регуляции социальных отношений издаются правовые акты.

5) Информационные технологии являются важнейшим фактором производства.

6) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие отрасли производства.

Задание 7 (тема 7, №8580)

Текст задания

Выберите верные суждения об издержках в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Переменные издержки в краткосрочном периоде непосредственно зависят от объёма производимой продукции.

2) Постоянные издержки в краткосрочном периоде не зависят от объёма производства продукции.

3) К переменным издержкам в краткосрочном периоде относят выплаты по ранее взятому кредиту.

4) Себестоимость продукции называется также постоянными издержками.

5) К постоянным издержкам в краткосрочном периоде относят страховые взносы и оплату охраны.

Задание 8 (тема 8, №8581)

Текст задания

Установите соответствие между факторами и типами экономического роста: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФАКТОРЫ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

А) внедрение новых технологий

Б) переподготовка работников

В) увеличение площади предприятий

Г) увеличение численности обслуживающего персонала

Д) дополнительное капиталовложение в приобретение сырья

 

1) интенсивный

2) экстенсивный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 9 (тема 9, №8582)

Текст задания

Анна Николаевна, пенсионерка, работает в библиотеке. Она получила наследство. Одну часть этих средств она разместила на банковском депозите, другую потратила на оформление договора страхования имущества. Анна Николаевна также взяла кредит на покупку земельного участка. Что из перечисленного относится к доходам Анны Николаевны? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) пенсия

2) заработная плата

3) земельный налог

4) проценты по кредиту

5) страховые взносы

6) проценты по вкладу

Задание 10 (тема 10, №8583)

Текст задания

На рисунке отражено изменение предложения молочных продуктов на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение — S1 (на графике P — цена, Q — количество). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) уменьшение стоимости кормов для коров

2) ожидания роста цен на молочную продукцию

3) банкротство нескольких молочных ферм

4) повышение цен на энергоносители

5) строительство новых заводов молочной продукции

Задание 11 (тема 11, №8584)

Текст задания

Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.

3) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

4) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.

5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

Задание 12 (тема 12, №8585)

Текст задания

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им предложили сравнить количество отечественных и импортных продуктов в магазинах в их населённых пунктах. Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

 

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Доля тех, кто считает, что в магазине примерно одинаковое количество отечественных и импортных продуктов, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Равные доли опрошенных в каждой стране отметили, что в магазине больше импортных продуктов.

3) Доля тех, кто затруднился ответить на поставленный вопрос, в стране Z больше, чем в стране Y.

4) В стране Z мнение, что в магазине больше импортных продуктов, менее популярно, чем мнение, что в магазине больше отечественных продуктов.

5) В стране Y мнение, что в магазине больше отечественных продуктов, популярнее мнения, что в магазине больше импортных продуктов.

Задание 13 (тема 13, №8586)

Текст задания

Выберите верные суждения о политической элите и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Политическая элита — группа людей, являющаяся конституционно утверждённым источником власти в любом государстве.

2) Политическая элита выдвигает политических лидеров.

3) К основным функциям политической элиты относят производство и потребление материальных благ.

4) По отношению к власти политическую элиту подразделяют на правящую и оппозиционную.

5) Политическая элита представляет собой относительно немногочисленную самостоятельную группу, способную принимать политические решения.

Задание 14 (тема 14, №8587)

Текст задания

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПОЛНОМОЧИЯ   СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

А) объявляет амнистию

Б) осуществляет управление федеральной собственностью

В) принимает федеральные законы

Г) разрешает споры о компетенции между субъектами государственной власти РФ и субъектов РФ

Д) осуществляет исполнительную власть в РФ

 

1) Правительство РФ

2) Государственная Дума

3) Конституционный Суд РФ

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 15 (тема 15, №8588)

Текст задания

В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В основном законе государства отражены и реализуются на практике гарантии прав и свобод личности.

2) Утверждена республиканская форма правления.

3) Законодательно введена самостоятельность и независимость ветвей власти.

4) Граждане поддерживают проведённые преобразования.

5) На выборах победила консервативная партия.

6) Провозглашено верховенство закона во всех сферах жизни.

Задание 16 (тема 16, №8589)

Текст задания

Что из перечисленного относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) право участвовать в отправлении правосудия

2) право на жизнь

3) право на защиту своей чести и доброго имени

4) право быть избранным в органы государственной власти

5) право на тайну переписки, телефонных переговоров

Задание 18 (тема 18, №8590)

Текст задания

Установите соответствие между характеристиками и видами социальных норм: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) охрана исключительно силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека

Б) мера общественно значимого поведения

В) формальная определённость

Г) общеобязательность для всего населения, проживающего на территории определённого государства

Д) регулирование общественных отношений

 

1) и правовые, и моральные нормы

2) только правовые нормы

3) только моральные нормы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 19 (тема 19, №8591)

Текст задания

Сергею 44 года, он успешно прошёл собеседование при приёме на работу. Но работодатель отдал предпочтение другому претенденту, менее успешно прошедшему собеседование, только потому, что он моложе Сергея на пять лет. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому контексту описанной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) дискриминация

2) уголовное право

3) потерпевший

4) заявление в отдел полиции

5) иск в суд

6) трудовое право

Задание Д19 (тема Д19, №8592)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Понятие «политическая система общества» вошло в научный оборот во второй половине ХХ в. (Б) Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за неё. (В) Системообразующая категория, интегрирующая данные элементы в единую политическую систему, – категория «политическая власть». (Г) Политическая власть – способность одного человека или группы лиц контролировать поведение и действия граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач. (Д) Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер;

2) характер оценочных суждений;

3) характер теоретических утверждений.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №8593)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«По классическому определению, ________(А) – это сообщество людей, основанное на супружестве, совместном ведении хозяйства, моральной ________(Б) и духовной привязанности. Она выполняет целый комплекс важнейших для существования общества функций: ________(В) людей; передачу из поколения в поколение важнейших социальных ________(Г), установок, знаний. Также к её основным функциям относится организация домашнего хозяйства. Семья осуществляет социальный ________(Д). Члены семьи оказывают друг другу эмоциональную поддержку. Основой нуклеарной семьи является ________(Е) – санкционированная и регулируемая государством форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности».

 

Пропущенные элементы:

1) брак

2) контроль

3) институт

4) взаимоответственность

5) норма

6) семья

7) мобильность

8) супружество

9) репродукция

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №8594)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

 

Не все демократии одинаковы. Истинные демократии представляют собой политические системы, в которых определённые люди получают доступ к власти и право принимать решения в результате свободных всеобщих выборов. Однако механизмы избрания парламента и формирования правительства отличаются друг от друга в зависимости от национальной формы правления…

При президентской республике власть передаётся посредством прямых выборов, а не в результате продвижения на лидирующие позиции в той или иной влиятельной партии, как при парламентской республике. Парламентские системы, в отличие от президентских, поддерживают и защищают сильные партии. Таким образом, при выборе президентской либо парламентской модели нужно исходить из того, что предпочтительнее: ориентироваться на партии или на отдельных кандидатов, победивших на прямых выборах.

Ещё одно различие политических систем состоит в способе голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти: пропорциональном или мажоритарном (принцип большинства). При мажоритарной системе от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Системы пропорционального представительства предполагают распределение мест в парламенте в соответствии с количеством полученных на выборах (по партийным спискам) голосов…

Зачастую избиратель при принятии решения, за кого голосовать, руководствуется следующими соображениями. Граждане голосуют, руководствуясь зачастую общепринятыми мнениями и идеологиями, а не тщательным сопоставлением разных вариантов политического решения проблем, стоящих перед страной. Кроме того, избиратели охотно прислушиваются к мнениям окружающих, в том числе к призывам самих кандидатов. Исход выборов определяется не только ходом предвыборной борьбы, но не в меньшей степени личными обстоятельствами, убеждениями и пристрастиями каждого голосующего.

(М. Уоллерстайн)

Текст задания

Что, по мнению автора, отличает истинную демократию? С опорой на текст назовите две разновидности республиканской формы правления. Какое различие между ними отмечает автор?

Задание 22 (тема 22, №8595)

Текст для изучения

См. текст в задании №8594 (выше на текущей странице).

Текст задания

В тексте упомянуты «соображения», оказывающие влияние на поведение избирателя. Назовите любое из этих «соображений». Используя обществоведческие знания, укажите одно позитивное и одно негативное последствия выбора избирателя под влиянием этого «соображения».

Задание 23 (тема 23, №8596)

Текст для изучения

См. текст в задании №8594 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какая из рассмотренных автором избирательных систем в наибольшей степени защищает сильные политические партии? Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём проявляется эта защита. Назовите и проиллюстрируйте примером одну любую функцию политических партий, которая проявляется в избирательном процессе.

Задание 24 (тема 24, №8597)

Текст для изучения

См. текст в задании №8594 (выше на текущей странице).

Текст задания

Опираясь на обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость выборов для функционирования и развития демократического государства.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №8598)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «глобализация»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о любом одном проявлении глобализации в экономической сфере;

− одно предложение, раскрывающее любое одно негативное проявление глобализации.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание 26 (тема 26, №8599)

Текст задания

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №8600)

Текст задания

Николай Петрович решил открыть магазин по продаже запасных частей для автомобилей. Он обратился за консультацией в налоговые органы по месту своего учёта, чтобы узнать, какие налоги и в каком размере он должен будет уплачивать. Обязаны ли налоговые органы предоставлять ему такую информацию? Свой ответ обоснуйте. Назовите любые две обязанности налогоплательщика.

Задание 28 (тема 28, №8601)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Конкуренция и её функции в рыночной экономике». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №8602)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Революция — варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

29.2 Экономика: «Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

29.3 Социология, социальная психология: «Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

29.4 Политология: «Политическая культура — проявление того, как люди воспринимают политику и как они интерпретируют увиденное». (С. Верба)

29.5 Правоведение: «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)