В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 1» (ДОСР-2014)

Список тем

1, 1, Д1, Д1, Д1, Д1, 2, 2, Д2, Д2, 3, 3, Д3, Д3, 5, Д5, Д5, Д6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д6, Д8, Д8, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д10, Д11, Д11, Д13, Д13, Д14, Д14, Д14, Д14, Д15, Д15, Д16, Д16, 17, Д17, Д18, Д18, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, Д19, 20, 20, 21, 21, 22, 22, 23, 23, 24, 24, Д25 C5, Д25 C5, 26, Д26 C6, 27, 27, 28, 28, 29, 29

Задания

Задание 1.1 (тема 1, №5121)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВАХАРАКТЕРИСТИКА
...Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и работы, знаний и навыков
ЗемляВсе виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Задание 1.2 (тема 1, №7669)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВАХАРАКТЕРИСТИКА
...Деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и работы, знаний и навыков
ЗемляВсе виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ

Задание Д1.1 (тема Д1, №5101)

Текст задания

Что из перечисленного характеризует общество как динамичную систему?

 

1) наличие социальных институтов

2) смена исторических эпох и периодов

3) авторитет институтов семьи и государства

4) существование социальных групп

Задание Д1.2 (тема Д1, №5103)

Текст задания

Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)

 

1) учёные

2) концепция развития

3) система здравоохранения

4) комплексное исследование

Задание Д1.3 (тема Д1, №7649)

Текст задания

Что из перечисленного характеризует общество как динамичную систему?

 

1) наличие социальных институтов

2) смена исторических эпох и периодов

3) авторитет институтов семьи и государства

4) существование социальных групп

Задание Д1.4 (тема Д1, №7651)

Текст задания

Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется)

 

1) учёные

2) концепция развития

3) система здравоохранения

4) комплексное исследование

Задание 2.1 (тема 2, №5128)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Добро, мораль, гуманизм, совесть, честь.

Задание 2.2 (тема 2, №7676)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) добро2) мораль3) гуманизм
4) совесть5) честь

Задание Д2.1 (тема Д2, №5102)

Текст задания

Что из перечисленного относится к формам рационального познания?

 

1) суждение

2) память

3) представление

4) ощущение

Задание Д2.2 (тема Д2, №7650)

Текст задания

Что из перечисленного относится к формам рационального познания?

 

1) суждение

2) память

3) представление

4) ощущение

Задание 3.1 (тема 3, №5122)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».

 

1) правонарушение

2) отклонение

3) социальный статус

4) проступок

5) мобильность

6) преступление

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание 3.2 (тема 3, №7670)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».

 

1) правонарушение2) отклонение3) социальный статус
4) проступок5) мобильность6) преступление

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3.1 (тема Д3, №5104)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о достижениях культуры?

 

А. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

Б. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №7652)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о достижениях культуры?

 

А. Достижения культуры представляют собой продукт духовной деятельности людей определённой эпохи.

Б. Результаты материальной деятельности людей воплощены в достижениях культуры.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 5 (тема 5, №7671)

Текст задания

Установите соответствие между примерами межличностных отношений и видами отношений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

А) отношения двух врачей, живущих по соседству, в нерабочее время

Б) отношения главного врача больницы и представителя министерства на

производственном совещании

В) отношения представителей технического персонала фирмы при распределении сфер ответственности

Г) отношения школьных друзей на вечере встречи выпускников

Д) отношения между лектором и аудиторией на конференции

 

1) личные

2) официальные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д5.1 (тема Д5, №5105)

Текст задания

Росту сбережений домохозяйств в первую очередь способствует

 

1) снижение безработицы

2) увеличение зарплат и пенсий

3) увеличение ставки налога на доходы физических лиц

4) ухудшение качества товаров и услуг

Задание Д5.2 (тема Д5, №7653)

Текст задания

Росту сбережений домохозяйств в первую очередь способствует

 

1) снижение безработицы

2) увеличение зарплат и пенсий

3) увеличение ставки налога на доходы физических лиц

4) ухудшение качества товаров и услуг

Задание Д6.1 (тема Д6, №5106)

Текст задания

Рост популярности ресторанов с разнообразным ассортиментом резко повысил потребность в таких специалистах, как повара. Какую особенность рынка труда иллюстрирует этот пример?

 

1) установление определённого уровня безработицы

2) высокую конкуренцию работников

3) мобильность работников

4) связь спроса на труд со спросом на товары и услуги

Задание Д6.2 (тема Д6, №5107)

Текст задания

Центральный банк РФ

 

1) выдаёт кредиты гражданам и фирмам

2) устанавливает учётную ставку

3) принимает на счета сбережения граждан

4) утверждает государственный бюджет

Задание Д6.3 (тема Д6, №5127)

Текст задания

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Задание Д6.4 (тема Д6, №7654)

Текст задания

Рост популярности ресторанов с разнообразным ассортиментом резко повысил потребность в таких специалистах, как повара. Какую особенность рынка труда иллюстрирует этот пример?

 

1) установление определённого уровня безработицы

2) высокую конкуренцию работников

3) мобильность работников

4) связь спроса на труд со спросом на товары и услуги

Задание Д6.5 (тема Д6, №7655)

Текст задания

Центральный банк РФ

 

1) выдаёт кредиты гражданам и фирмам

2) устанавливает учётную ставку

3) принимает на счета сбережения граждан

4) утверждает государственный бюджет

Задание Д6.6 (тема Д6, №7675)

Текст задания

В стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

2) Большинство населения занято в сфере услуг.

3) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

4) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

5) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

6) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

Задание Д8.1 (тема Д8, №5109)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

 

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д8.2 (тема Д8, №7657)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о последствиях инфляции?

 

А. От инфляции страдают вкладчики банков, если уровень инфляции превышает процент по депозитам.

Б. Инфляция усиливает риск, связанный с инновациями и долгосрочными инвестициями.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №5108)

Текст задания

На рисунке отражено изменение спроса на инвентарь для зимних видов спорта (беговые лыжи, коньки, сноуборды и проч.): линия спроса D переместилась в новое положение — D1.

(P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

 

1) популяризацией зимних видов спорта

2) открытием новых лыжных центров

3) началом предолимпийского сезона

4) наступлением весны

Задание Д10.2 (тема Д10, №5110)

Текст задания

Совокупность таких признаков, как особенности языка, историческая память, обычаи, нормы поведения, привычки, характеризует общность

 

1) этническую

2) территориальную

3) демографическую

4) религиозную

Задание Д10.3 (тема Д10, №5111)

Текст задания

Старшеклассники проводили опрос учащихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Ответы на вопрос% опрошенных
Помощь людям, оказавшимся в беде10
Дела, сделанные от души12
Забота о пожилых людях35
Любая бескорыстная помощь25
Забота о детях13
Борьба за мир5

 

Какой вывод можно сделать на основе данных опроса?

 

1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях.

3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, меньше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях.

4) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом борьбу за мир, больше, чем тех, кто отмечает дела, сделанные от души.

Задание Д10.4 (тема Д10, №5123)

Текст задания

Установите соответствие между примерами межличностных отношений и видами отношений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА  

ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

А) отношения двух врачей, живущих по соседству, в нерабочее время

Б) отношения главного врача больницы и представителя министерства на

производственном совещании

В) отношения представителей технического персонала фирмы при распределении сфер ответственности

Г) отношения школьных друзей на вечере встречи выпускников

Д) отношения между лектором и аудиторией на конференции

 

1) личные

2) официальные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Задание Д10.5 (тема Д10, №7656)

Текст задания

На рисунке отражено изменение спроса на инвентарь для зимних видов спорта (беговые лыжи, коньки, сноуборды и проч.): линия спроса D переместилась в новое положение — D1.

(P — цена; Q — количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с

 

1) популяризацией зимних видов спорта

2) открытием новых лыжных центров

3) началом предолимпийского сезона

4) наступлением весны

Задание Д10.6 (тема Д10, №7658)

Текст задания

Совокупность таких признаков, как особенности языка, историческая память, обычаи, нормы поведения, привычки, характеризует общность

 

1) этническую

2) территориальную

3) демографическую

4) религиозную

Задание Д10.7 (тема Д10, №7659)

Текст задания

Старшеклассники проводили опрос учащихся своей школы о том, что можно назвать добрым делом.

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.

 

Ответы на вопрос% опрошенных
Помощь людям, оказавшимся в беде10
Дела, сделанные от души12
Забота о пожилых людях35
Любая бескорыстная помощь25
Забота о детях13
Борьба за мир5

 

Какой вывод можно сделать на основе данных опроса?

 

1) Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

2) Каждый пятый опрошенный школьник считает добрым делом заботу о детях.

3) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о пожилых людях, меньше, чем тех, кто считает добрым делом заботу о детях.

4) Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом борьбу за мир, больше, чем тех, кто отмечает дела, сделанные от души.

Задание Д11.1 (тема Д11, №5112)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о видах социальной мобильности?

 

А. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

Б. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д11.2 (тема Д11, №7660)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о видах социальной мобильности?

 

А. К горизонтальному виду мобильности относится получение внеочередного воинского звания.

Б. К вертикальному виду мобильности относится переход человека в более низкий социальный слой.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13.1 (тема Д13, №5113)

Текст задания

Что из перечисленного относится к формам государственного устройства?

 

1) федерация, унитарное государство

2) федерация, авторитарное государство

3) монархия, республика

4) монархия, демократия

Задание Д13.2 (тема Д13, №7661)

Текст задания

Что из перечисленного относится к формам государственного устройства?

 

1) федерация, унитарное государство

2) федерация, авторитарное государство

3) монархия, республика

4) монархия, демократия

Задание Д14.1 (тема Д14, №5114)

Текст задания

Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?

 

1) голосование по спискам политических партий

2) создание единого национального избирательного округа

3) подсчёт голосов избирательной комиссией

4) проведение нескольких туров голосования с выбытием кандидатов

Задание Д14.2 (тема Д14, №5115)

Текст задания

Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность органов государственной власти?

 

1) Политическая партия организовала благотворительный марафон в поддержку детей-сирот.

2) Товарищество собственников жилья внесло в управу предложения о благоустройстве территории микрорайона.

3) Инициативная группа граждан организовала субботник для уборки парка от мусора.

4) Парламент принял закон о местном самоуправлении.

Задание Д14.3 (тема Д14, №7662)

Текст задания

Какой из перечисленных признаков характерен как для мажоритарной, так и для пропорциональной избирательной системы?

 

1) голосование по спискам политических партий

2) создание единого национального избирательного округа

3) подсчёт голосов избирательной комиссией

4) проведение нескольких туров голосования с выбытием кандидатов

Задание Д14.4 (тема Д14, №7663)

Текст задания

Какой из приведённых примеров иллюстрирует деятельность органов государственной власти?

 

1) Политическая партия организовала благотворительный марафон в поддержку детей-сирот.

2) Товарищество собственников жилья внесло в управу предложения о благоустройстве территории микрорайона.

3) Инициативная группа граждан организовала субботник для уборки парка от мусора.

4) Парламент принял закон о местном самоуправлении.

Задание Д15.1 (тема Д15, №5116)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

 

А. Одна из функций политической системы общества — развитие связей между политическими субъектами.

Б. На развитие политической системы общества среди прочих факторов влияют традиции политической жизни.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д15.2 (тема Д15, №7664)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о политической системе общества?

 

А. Одна из функций политической системы общества — развитие связей между политическими субъектами.

Б. На развитие политической системы общества среди прочих факторов влияют традиции политической жизни.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д16.1 (тема Д16, №5117)

Текст задания

К конституционным обязанностям граждан РФ относится

 

1) обращение в государственные органы власти

2) доступ к государственной службе

3) получение квалифицированной юридической помощи

4) сохранение исторического и культурного наследия

Задание Д16.2 (тема Д16, №7665)

Текст задания

К конституционным обязанностям граждан РФ относится

 

1) обращение в государственные органы власти

2) доступ к государственной службе

3) получение квалифицированной юридической помощи

4) сохранение исторического и культурного наследия

Задание 17 (тема 17, №5124)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) общественное объединение

2) хозяйственное общество

3) хозяйственное товарищество

4) производственный кооператив

5) потребительский кооператив

6) благотворительный фонд

Задание Д17 (тема Д17, №7672)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке формы, в которых могут создаваться юридические лица, являющиеся коммерческими организациями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) общественное объединение2) хозяйственное общество3) хозяйственное товарищество
4) производственный кооператив5) потребительский кооператив6) благотворительный фонд

Задание Д18.1 (тема Д18, №5118)

Текст задания

Согласно Семейному кодексу РФ обстоятельством, препятствующим заключению брака, является

 

1) наличие хотя бы у одного из будущих супругов непогашенной судимости

2) отсутствие хотя бы у одного из будущих супругов постоянного источника дохода

3) наличие у одного из будущих супругов гражданства другого государства

4) признание судом хотя бы одного из будущих супругов недееспособным вследствие психического расстройства

Задание Д18.2 (тема Д18, №7666)

Текст задания

Согласно Семейному кодексу РФ обстоятельством, препятствующим заключению брака, является

 

1) наличие хотя бы у одного из будущих супругов непогашенной судимости

2) отсутствие хотя бы у одного из будущих супругов постоянного источника дохода

3) наличие у одного из будущих супругов гражданства другого государства

4) признание судом хотя бы одного из будущих супругов недееспособным вследствие психического расстройства

Задание Д19.1 (тема Д19, №5119)

Текст задания

Два одиннадцатиклассника решили пошутить. Они позвонили в отдел внутренних дел и сообщили о бомбе, якобы заложенной в здании вокзала. Какую ответственность понесут юноши?

 

1) уголовную

2) дисциплинарную

3) гражданско-правовую

4) административную

Задание Д19.2 (тема Д19, №5120)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданах (физических лицах)?

 

А. Гражданская дееспособность гражданина возникает в полном объёме в момент его рождения и прекращается со смертью.

Б. Граждане могут наследовать и завещать имущество.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №5125)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет — незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) В то же время Интернет — самый важный источник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание Д19.4 (тема Д19, №7667)

Текст задания

Два одиннадцатиклассника решили пошутить. Они позвонили в отдел внутренних дел и сообщили о бомбе, якобы заложенной в здании вокзала. Какую ответственность понесут юноши?

 

1) уголовную

2) дисциплинарную

3) гражданско-правовую

4) административную

Задание Д19.5 (тема Д19, №7668)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданах (физических лицах)?

 

А. Гражданская дееспособность гражданина возникает в полном объёме в момент его рождения и прекращается со смертью.

Б. Граждане могут наследовать и завещать имущество.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.6 (тема Д19, №7673)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Согласно статистике школьники широко пользуются техническими устройствами (гаджетами) с выходом в Интернет. (Б) Сегодня Интернет — незаменимый помощник для подготовки докладов, рефератов, ученических научных работ. (В) Тенденция развития информатизации образования предполагает формирование системы непрерывного образования на базе информационных технологий. (Г) В то же время Интернет — самый важный источник получения информации для всех школьников. (Д) Каждую секунду восемь человек на планете становятся участниками какой-либо из существующих социальных сетей.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.



AБВГД
     

Задание 20.1 (тема 20, №5126)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы — политические

знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также

регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм».

 

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) богатство2) объект3) компетентность
4) критерий5) субъект6) экономика
7) политическая система общества8) социальная структура общества9) политология

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



AБВГДЕ
      

Задание 20.2 (тема 20, №7674)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний).

Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Политическая элита является одним из __________(А) политики. Её относят к институциональному компоненту __________(Б). Это узкий круг лиц, осуществляющих власть в обществе. В __________(В) принято делить этот общественный слой на две группы. Первая опирается на владение землёй, __________(Г), религию, происхождение, поэтому относится к традиционному типу. Основа второй, современной группы — политические

знания, опыт, __________(Д) в вопросах социальной жизни. В первую группу трудно попасть, главными __________(Е) отбора людей становится их исполнительность и личная преданность. Члены второй группы также

регулируют процесс прихода новых лиц, но главное требование — профессионализм».

 

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов (словосочетаний) больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) богатство2) объект3) компетентность
4) критерий5) субъект6) экономика
7) политическая система общества8) социальная структура общества9) политология

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:



AБВГДЕ
      

Задание 21.1 (тема 21, №5129)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Они отмечают важнейшие вехи в биографии человека, которые вполне могут служить качественными этапами становления социального «Я»: поступление в вуз (цикл студенческой жизни), женитьба (цикл семейной жизни), выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл), служба в армии (армейский цикл), выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, с приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс распадается на два этапа, получившие в социологии особые названия.

Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциализацией.

Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идёт по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности — от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под её воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить своё поведение на основе этого понимания.

Десоциализация и ресоциализация — две стороны одного процесса, а именно взрослой, или продолженной, социализации.

В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит, исключая развод или смерть родителей, продолжение воспитания в интернате или детском доме. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь.

Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить всё богатство утраченных ценностей, норм и ролей.

 

(В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко, С. И. Самыгин)

Текст задания

Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?

Задание 21.2 (тема 21, №7677)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие две стороны взрослой социализации рассмотрели авторы? Как они определили сущность каждой из сторон?

Задание 22.1 (тема 22, №5130)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

Чем, по мнению авторов¸ различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Задание 22.2 (тема 22, №7678)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

Чем, по мнению авторов¸ различается протекание процесса социализации у детей и взрослых (используя текст, приведите одно различие)? Привлекая обществоведческие знания, укажите другие два различия.

Задание 23.1 (тема 23, №5131)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека. Сначала укажите название жизненного цикла (вехи в биографии), затем дайте характеристику, как изменяются права и обязанности, образ жизни.

Задание 23.2 (тема 23, №7679)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

На примере любых трёх указанных авторами вех в биографии человека покажите изменение статусов (прав и обязанностей, образа жизни) человека.

Задание 24.1 (тема 24, №5132)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

Задание 24.2 (тема 24, №7680)

Текст для изучения

См. текст в задании №5129 (выше на текущей странице).

Текст задания

В социализации индивидов любого возраста определённую роль играет государство. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые три задачи, которые может решать демократическое государство как агент социализации, и соответствующие средства, которые оно использует.

Задание Д25 C5.1 (тема Д25 C5, №5133)

Текст задания

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «трудовой договор»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого допускается заключения трудового договора по общему правилу;

− одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

 

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Задание Д25 C5.2 (тема Д25 C5, №7681)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «трудовой договор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о возрасте, с которого допускается заключения трудового договора по общему правилу, и одно предложение, раскрывающее любую установленную российским законодательством гарантию при заключении трудового договора.

Задание 26 (тема 26, №7682)

Текст задания

Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

Задание Д26 C6 (тема Д26 C6, №5134)

Текст задания

Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

Задание 27.1 (тема 27, №5135)

Текст задания

В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.)

Задание 27.2 (тема 27, №7683)

Текст задания

В ходе парламентских дебатов рассматривался вопрос о разработке мер, направленных на ограничение монополизма в экономике, стимулирование конкуренции производителей. Назовите сферу общества, связь которой с экономикой иллюстрируется этим примером. Приведите собственные примеры, иллюстрирующие связь экономики с другими двумя сферами общественной жизни (сначала укажите сферу, а потом приведите соответствующий пример.)

Задание 28.1 (тема 28, №5136)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организация власти в демократическом государстве». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 28.2 (тема 28, №7684)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Организация власти в демократическом государстве». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29.1 (тема 29, №5137)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика. «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3 Социология, социальная психология «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». (И. Шевелёв)

29.4 Политология. «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л. Фейхтвангер)

29.5 Правоведение. «Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить — значит, для человека жить правосознанием…» (И.А. Ильин)

Задание 29.2 (тема 29, №7685)

Текст задания

Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1—С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия. «Культура, прежде всего, природный феномен, хотя бы потому, что её творец — человек — биологическое создание». (П.С. Гуревич)

29.2 Экономика. «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3 Социология, социальная психология «Моральные принципы закладываются в детстве, характер формируется с возрастом». (И. Шевелёв)

29.4 Политология. «Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора». (Л. Фейхтвангер)

29.5 Правоведение. «Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить — значит, для человека жить правосознанием…» (И.А. Ильин)