В начало страницы

Вариант «Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию» (ДЕМО-2014)

Список тем

Д1, Д1, Д1, Д2, Д2, Д3, Д3, 4, Д5, Д5, Д6, Д6, Д6, Д8, Д10, Д10, Д10, Д11, Д13, Д14, Д14, Д15, Д17, Д18, Д19, Д19, Д19, Д20, 21, 22, 23, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4632)

Текст задания

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называют

 

1) прогрессом

2) революцией

3) контрреформой

4) эволюцией

Задание Д1.2 (тема Д1, №4634)

Текст задания

Василий учится в 11 классе. Особое внимание он уделяет предметам естественно-математического цикла. После школы он собирается продолжить обучение в техническом вузе. Что является объектом(-ами) учебной деятельности?

 

1) поступление в институт

2) предметы естественно-математического цикла

3) технический вуз

4) инженерные специальности

Задание Д1.3 (тема Д1, №4652)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

 

Судопроизводство

 

ПРОЦЕССПОДСУДНЫЕ ДЕЛА
УголовныйИзобличение преступников, предание их суду, назначение наказания
...Исковые дела по спорам, возникающим из семейных правоотношений

Задание Д2.1 (тема Д2, №4633)

Текст задания

Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

 

1) техника

2) общество

3) экономика

4) культура

Задание Д2.2 (тема Д2, №4659)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Задание Д3.1 (тема Д3, №4635)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о личности?

 

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №4653)

Текст задания

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

 

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание 4 (тема 4, №4655)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) совместное проживание нескольких поколений

2) принятие решений всеми членами семьи

3) экономическая самостоятельность женщины

4) организация быта как основная экономическая функция

5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей

6) совместная производственная деятельность

Задание Д5.1 (тема Д5, №4636)

Текст задания

В стране Z производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране Z командной экономики?

 

1) Основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков.

2) В сельском хозяйстве преобладает растениеводство.

3) Города являются центрами экономической жизни.

4) Собственником земли и предприятий является государство.

Задание Д5.2 (тема Д5, №4654)

Текст задания

Установите соответствие между функциями и государственными институтами, должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИИГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ИНСТИТУТЫ

И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

A) назначает выборы Президента РФ1) Президент РФ
Б) издаёт указы и распоряжения              2) Совет Федерации
В) решает вопрос о доверии Правительству РФ3) Государственная Дума РФ
Г) возглавляет государство
Д) представляет государство в международных отношениях

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Задание Д6.1 (тема Д6, №4637)

Текст задания

Какой показатель даёт владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?

 

1) выручка от реализации

2) размер инвестиций в производство

3) рост числа работников

4) чистая прибыль

Задание Д6.2 (тема Д6, №4638)

Текст задания

Центральный банк, в отличие от коммерческих банков,

 

1) осуществляет финансовые операции

2) производит эмиссию денег

3) участвует в торгах на валютной бирже

4) работает с вкладами граждан и фирм

Задание Д6.3 (тема Д6, №4658)

Текст задания

В городке Z электроэнергию, отопление, подачу воды в дома жителей осуществляет только одна компания.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) рынок средств производства

2) чистая конкуренция

3) местный рынок

4) рыночный дефицит

5) монополия

6) рынок услуг

Задание Д8 (тема Д8, №4640)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о налогах?

 

А. Налоги являются добровольными выплатами граждан и фирм в пользу государства.

Б. Большинство налогов имеют невозвратный характер.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №4639)

Текст задания

На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения из положения в положение ? (На графике  — цена товара,  — количество товара.)

 

1) сокращение количества фирм, производящих роликовые коньки

2) внедрение новых технологий производства роликовых коньков

3) рост цен на комплектующие изделия для роликовых коньков

4) рост тарифов на электроэнергию

Задание Д10.2 (тема Д10, №4641)

Текст задания

К критериям социальной стратификации относится(-ятся)

 

1) размер дохода

2) форма проведения досуга

3) черты характера

4) политические убеждения

Задание Д10.3 (тема Д10, №4642)

Текст задания

В ходе социологического опроса 2006 г. респондентам, проживающим в населённых пунктах различного типа, предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?».

Полученные результаты представлены в виде гистограммы:

Какой вывод можно сделать на основании гистограммы?

Среди тех, кто считает, что в молодости важнее всего

 

1) пожить в своё удовольствие, преобладают респонденты из пунктов с населением менее 10 тыс. человек

2) получить хорошую работу, преобладают респонденты из пунктов с населением 100–500 тыс. человек

3) создать семью, преобладают респонденты из пунктов с населением более 500 тыс. человек

4) создать семью, в равной мере представлены респонденты из пунктов с населением 10–100 тыс. и 100–500 тыс. человек

Задание Д11 (тема Д11, №4643)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?

 

А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.

Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13 (тема Д13, №4644)

Текст задания

Республика — это форма

 

1) государственного устройства, при которой разделены полномочия между центром и регионами

2) правления, характеризующаяся выборностью главы государства и высших законодательных органов

3) многопартийной политической системы

4) правления, при которой существует наследственный порядок передачи верховной власти

Задание Д14.1 (тема Д14, №4645)

Текст задания

Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

 

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

Задание Д14.2 (тема Д14, №4646)

Текст задания

В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z — парламентарная монархия?

 

1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.

2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.

3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.

4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.

Задание Д15 (тема Д15, №4647)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о государственной власти?

 

А. Государственная власть является разновидностью политической власти.

Б. Любое проявление властных отношений в обществе связано с деятельностью государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д17 (тема Д17, №4648)

Текст задания

Конституцию РФ от всех других федеральных законов отличает

 

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

Задание Д18 (тема Д18, №4649)

Текст задания

Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

 

1) 16 лет

2) 18 лет

3) 21 года

4) 14 лет

Задание Д19.1 (тема Д19, №4650)

Текст задания

Предприятие Z, специализирующееся на оказании мелких бытовых услуг, объединяет 10 человек, каждый из которых лично трудится на этом предприятии и независимо от размера внесённого пая имеет один голос при решении вопросов, связанных с экономической деятельностью предприятия.

Какова организационно-правовая форма этого предприятия?

 

1) унитарное предприятие

2) производственный кооператив

3) хозяйственное товарищество

4) хозяйственное общество

Задание Д19.2 (тема Д19, №4651)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о возникновении гражданских правоотношений?

 

А. Гражданские правоотношения — это исключительно имущественные правоотношения.

Б. Закон допускает свободу выбора при определении собственного поведения участниками гражданских правоотношений.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №4656)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Несколько энергетических компаний заявили о своём слиянии. (Б) Курс акций большинства из этих компаний вырос. (В) Однако вряд ли в условиях нестабильности цен на углеводородное топливо на мировом рынке рост курса акций будет иметь устойчивый характер. (Г) Акции нефтяных компаний становятся «локомотивами» фондового рынка. (Д) Акции как ценные бумаги являются представителями реального капитала и в определённой мере отражают его величину.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
Д
     

Задание Д20 (тема Д20, №4657)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Человек живёт в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) знание

2) общество

3) группа

4) позиция

5) отношение

6) норма

7) закономерность

8) поведение

9) экономика

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

 

 

 

AБВГДE

 

Задание 21 (тема 21, №4660)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

 

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

 

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

 

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

 

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

 

(Р. Т. Мухаев)

Текст задания

Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль? В чём выражается эта связь?

Задание 22 (тема 22, №4661)

Текст для изучения

См. текст в задании №4660 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность выполнения социальных норм?

Задание 23.1 (тема 23, №2647)

Варианты

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях, ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права означают возможность совершать определённые действия, обусловленные статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры поведения, досуг.

 

(Р.Т. Мухаев)

Текст задания

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Задание 23.2 (тема 23, №4662)

Варианты

Текст для изучения

См. текст в задании №4660 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет автор? Используя обществоведческие и исторические знания, проиллюстрируйте любые две из них примерами.

Задание 24 (тема 24, №4663)

Текст для изучения

См. текст в задании №4660 (выше на текущей странице).

Текст задания

Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности, с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она обладает, — с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два аргумента, обосновывающих это положение.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №4664)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание 26 (тема 26, №4665)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Задание 27 (тема 27, №4666)

Текст задания

По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек — в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек — в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.

Задание 28 (тема 28, №4667)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Налоги и их воздействие на экономику страны». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №4668)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опытВыберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

С9.1 Философия: «Все наши теории — это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В. А. Амбарцумян)

С9.2 Экономика: «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Социология, социальная психология: «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б. Г. Ананьев)

С9.4 Политология: «"Разделяй и властвуй" — мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И. В. Гёте)

С9.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А. Ф. Кони)