В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5» (ОСН-2013)

Список тем

1, Д1, 2, Д2, Д2, Д3, Д3, Д5, Д5, 6, Д6, Д6, Д8, Д10, Д10, Д10, Д11, 13, Д13, Д14, Д14, Д15, Д17, Д18, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание 1 (тема 1, №4280)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ФОРМА ОСВОЕНИЯ МИРАХАРАКТЕРИСТИКА
РелигияПроявление мировоззренческих установок, переживаний и действий, основанных на вере в сверхъестественное, священное
...Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире

Задание Д1 (тема Д1, №4260)

Текст задания

Революция как способ социальных изменений

 

1) как правило, осуществляется по инициативе власти

2) ориентирована на сохранение положения элитных групп

3) направлена на преобразование отдельных сторон жизни общества

4) предполагает резкие качественные изменения общественных отношений

Задание 2 (тема 2, №4287)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Чувственное познание, познавательная деятельность, субъект познания, объект познания, рациональное познание.

Задание Д2.1 (тема Д2, №4261)

Текст задания

Что из перечисленного характеризует эмпирический уровень познания?

 

1) объяснение закономерностей

2) описание предметов и явлений

3) обоснование гипотез

4) обобщение в форме теорий

Задание Д2.2 (тема Д2, №4262)

Текст задания

Эпические фольклорные произведения, песнопения, предания относятся культурологами к

 

1) массовой культуре

2) элитарной культуре

3) народной культуре

4) экранной культуре

Задание Д3.1 (тема Д3, №4263)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

 

А. Свобода человека, в частности, проявляется в сознательном выборе путей и способов достижения цели.

Б. Свобода человека, в частности, проявляется в отсутствии ответственности за совершённые поступки.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №4281)

Текст задания

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) фирма2) локальный рынок3) фондовая биржа
4) издержки5) бухгалтерская прибыль6) налоговая система страны

Задание Д5.1 (тема Д5, №4264)

Текст задания

Существует несколько значений понятия «экономика». Какое положение иллюстрирует экономику как науку?

 

1) изучение моделей функционирования рынка труда

2) оказание населению медицинских услуг

3) производство большой партии новых пылесосов

4) развитие телекоммуникационных сетей и сетей мобильной связи

Задание Д5.2 (тема Д5, №4282)

Текст задания

Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫ САНКЦИИ

A) понижение в должности

Б) государственная награда

B) аплодисменты

Г) отказ пожать руку

Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия

Е) комплимент

 

1) формальные санкции

2) неформальные санкции

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

Задание 6 (тема 6, №4286)

Текст задания

Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) поступление в институт

2) занятия в художественной студии

3) изучение математики

4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ

6) выбор профессии

Задание Д6.1 (тема Д6, №4265)

Текст задания

Повышение уровня безработицы в традиционных отраслях и наличие свободных мест в сфере высоких технологий и услуг характеризуют ситуацию на рынке

 

1) товаров и услуг

2) труда

3) средств производства

4) информации

Задание Д6.2 (тема Д6, №4266)

Текст задания

Организацию, которая на финансовых рынках призвана обеспечить регулярное осуществление купли-продажи акций, облигаций и других ценных бумаг, называют

 

1) центральным банком

2) фондовой биржей

3) инвестиционным фондом

4) коммерческим банком

Задание Д8 (тема Д8, №4268)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об экономических системах?

 

А. В условиях традиционной экономики отсутствует экономический рост.

Б. В условиях рыночной экономики наблюдается циклическое экономическое развитие.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №4267)

Текст задания

На графике отражена ситуация на рынке мебели для Р дома: линия предложения S переместилась в новое положение — SI (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) закрытием мелких фирм — производителей мебели

2) дефицитом дерева для производства мебели

3) снижением доходов потребителей

4) применением технологий, удешевляющих производство мебели

Задание Д10.2 (тема Д10, №4269)

Текст задания

Ивану 15 лет, он девятиклассник. Он помогает родителям по хозяйству, в его обязанности входит гулять с младшим братом во дворе. В этом проявляется(-ются)

 

1) этническая принадлежность человека

2) индивидуально-психологические особенности

3) социальная роль личности

4) личный авторитет

Задание Д10.3 (тема Д10, №4270)

Текст задания

В стране Z в ходе социологических опросов (2002 и 2005 гг.) респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Можете ли Вы, другие члены Вашей семьи при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание?». Полученные результаты представлены в таблице.

 

Варианты ответа
% от числа опрошенных
2002 г.2005 г.
Да / скорее да2620
Нет / скорее нет7278
Затрудняюсь ответить22

 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

 

1) И в 2002 г., и в 2005 г. большинство респондентов ответили, что не смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание.

2) И в 2002 г., и в 2005 г. значительные доли респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

3) Доля респондентов, которые, по их мнению, смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание, увеличилась.

4) Процент респондентов, которые, по их мнению, не смогут при необходимости получить хорошее медицинское обслуживание, уменьшился.

Задание Д11 (тема Д11, №4271)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о сути гуманистического подхода к решению национальных проблем?

 

А. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется в отказе от насилия во всех его формах.

Б. Суть гуманистического подхода к решению национальных проблем проявляется во всестороннем развитии демократии, правовых начал в жизни общества.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 13 (тема 13, №4283)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке типы политических режимов и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) тоталитарный

2) пропорциональный

3) мажоритарный

4) демократический

5) легальный

6) авторитарный

Задание Д13 (тема Д13, №4272)

Текст задания

Высшим органом законодательной власти в РФ является

 

1) Федеральное Собрание РФ

2) Правительство РФ

3) Конституционный Суд РФ

4) Государственный Совет РФ

Задание Д14.1 (тема Д14, №4273)

Текст задания

Укажите отличительный признак правового государства.

 

1) Принятие законов осуществляется представительными законодательными органами.

2) Источником закона является верховная власть, сама же она стоит выше закона.

3) Принятые законы публикуются в средствах массовой информации.

4) Все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона.

Задание Д14.2 (тема Д14, №4274)

Текст задания

Гражданин Р., лидер оппозиционной партии, выступил на митинге с изложением программы действий. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует данный пример?

 

1) пропаганда определённых политических взглядов

2) мобилизация граждан на поддержку правительственных решений

3) издание партийных средств массовой информации

4) продвижение своих лидеров в органы исполнительной власти

Задание Д15 (тема Д15, №4275)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о современном государстве?

 

А. Задачей любого современного государства является отстаивание интересов страны на международной арене.

Б. Ряд современных европейских государств делегировал часть своих полномочий наднациональным органам.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д17 (тема Д17, №4276)

Текст задания

Нормы права, в отличие от норм морали,

 

1) отражают представление о гармонии человека с природой

2) выражают общественное мнение

3) препятствуют социальным изменениям

4) содержатся в нормативных актах

Задание Д18 (тема Д18, №4277)

Текст задания

Согласно Трудовому кодексу РФ физическое лицо, которое обладает правом и возможностью работать по трудовому договору, называют

 

1) работодателем

2) партнёром

3) работником

4) тружеником

Задание Д19.1 (тема Д19, №4278)

Текст задания

В отношении Ивана Николаевича были распространены сведения, порочащие его деловую репутацию. Иван Николаевич вправе требовать

 

1) возмещения морального вреда

2) конфискации имущества у распространителей сведений

3) привлечения распространителей сведений к дисциплинарной ответственности

4) административного задержания распространителей сведений

Задание Д19.2 (тема Д19, №4279)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданских правоотношениях?

 

А. В гражданских правоотношениях одна сторона всегда является властвующей, а другая — подчиняющейся.

Б. Гражданские правоотношения возникают в большинстве случаев по соглашению сторон.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №4284)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) Первые законы появились в глубокой древности. (Б) Законодательная деятельность является одной из функций государства. (В) Сегодня в большинстве стран законы принимают всенародно избранные парламенты. (Г) Появление законодательства следует рассматривать как значительное социальное изобретение человечества. (Д) Оно просто необходимо для того, чтобы не было разнобоя и не приходилось каждый раз заново решать, что делать в повторяющихся ситуациях жизни.

 

Определите, какие положения текста имеют

 

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

AБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №4285)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Многие исследователи считали, что в социуме должны иметь место такие же жёсткие, как и в природе, независимые от воли людей причинно-следственные ______(А). Предполагалось, что их выявление и является

главной задачей научного обществознания, поскольку это позволит прогнозировать дальнейшее развитие________(Б). Но этот подход упрощал многомерную картину_______(В) жизни, оставляя в стороне сознательно-волевую составляющую_______(Г) людей. В XX в. стало формироваться представление о законах-тенденциях, отражающих некоторые объективные___(Д) общественной жизни. Больше внимания в развитии общества стало уделяться _______(Е) социальных явлений, учёту роли духовных факторов — интересов, настроений, ценностных установок людей».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) общество2) специфика3) природная
4) социальная5) связь6) деятельность
7) процессы8) законы9) ценности

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

AБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №4288)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Долгое время в по­ли­ти­че­ской науке по­ня­тия «гражданское общество» и «государство» не различались, ис­поль­зо­ва­лись как тождественные. Од­на­ко на­чи­ная с се­ре­ди­ны XVII в. про­цес­сы диф­фе­рен­ци­а­ции раз­лич­ных сфер общества, осво­бож­де­ния их из-под все­о­хва­ты­ва­ю­щей го­су­дар­ствен­ной власти, обособ­ле­ния ав­то­ном­но­го и не­за­ви­си­мо­го ин­ди­ви­да с его не­отъ­ем­ле­мы­ми пра­ва­ми и сво­бо­да­ми по­тре­бо­ва­ли от­ра­же­ния в об­ще­ствен­ном со­зна­нии и науке двух тен­ден­ций со­ци­аль­но­го прогресса. С одной стороны, на­рас­та­ние спон­тан­но­сти и сти­хий­но­сти в со­ци­аль­ном раз­ви­тии было от­ра­же­ни­ем стрем­ле­ния ин­ди­ви­да к сво­бо­де и ав­то­но­мии от го­су­дар­ства и форм кол­лек­тив­ной жизни. Про­цесс ста­нов­ле­ния ав­то­ном­ных от го­су­дар­ства сфер жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка от­ра­зи­ло по­ня­тие «гражданское общество». С дру­гой стороны, по­треб­ность в упорядочении, обес­пе­че­нии це­лост­но­сти общества, со­гла­со­ва­нии и ин­те­гра­ции устрем­ле­ний ин­ди­ви­дов и со­ци­аль­ных групп вы­ра­зи­ло по­ня­тие «государство».

Гражданское об­ще­ство и го­су­дар­ство вза­им­но до­пол­ня­ют друг друга и за­ви­сят одно от другого. Без зре­ло­го граж­дан­ско­го об­ще­ства не­воз­мож­но по­стро­е­ние пра­во­во­го де­мо­кра­ти­че­ско­го государства, по­сколь­ку имен­но со­зна­тель­ные сво­бод­ные граж­да­не спо­соб­ны со­зда­вать наи­бо­лее ра­ци­о­наль­ные формы че­ло­ве­че­ско­го общежития. Если граж­дан­ское об­ще­ство вы­сту­па­ет проч­ным опо­сре­ду­ю­щим зве­ном между сво­бод­ным ин­ди­ви­дом и цен­тра­ли­зо­ван­ной го­су­дар­ствен­ной волей, то го­су­дар­ство при­зва­но про­ти­во­дей­ство­вать дезинтеграции, хаосу, кризису, упад­ку и обес­пе­чи­вать усло­вия для ре­а­ли­за­ции прав и сво­бод ав­то­ном­ной личности. В ре­аль­ной жизни об­ще­ства раз­де­ле­ние граж­дан­ско­го об­ще­ства и го­су­дар­ства до­ста­точ­но условно, но в науке оно не­об­хо­ди­мо для того, чтобы по­нять ме­ха­низ­мы об­ще­ствен­ной жизни, сте­пень сво­бо­ды и не­сво­бо­ды индивидов, уро­вень по­ли­ти­че­ско­го развития.

Таким образом, граж­дан­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний и семейных, общественных, экономических, культурных, ре­ли­ги­оз­ных и иных структур, ко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся в об­ще­стве вне рамок и без вме­ша­тель­ства государства. Си­сте­ма не­за­ви­си­мых от го­су­дар­ства ин­сти­ту­тов и меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний создаёт усло­вия для са­мо­ре­а­ли­за­ции ин­ди­ви­дов и групп, для удо­вле­тво­ре­ния их по­все­днев­ных потребностей.

 

(Р. Т. Мухаев)

Текст задания

Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

Задание 22 (тема 22, №4289)

Текст для изучения

См. текст в задании №4288 (выше на текущей странице).

Текст задания

Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.

Задание 23 (тема 23, №4290)

Текст для изучения

См. текст в задании №4288 (выше на текущей странице).

Текст задания

На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

Задание 24 (тема 24, №4291)

Текст для изучения

См. текст в задании №4288 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №4292)

Текст задания

Какой смысл правоведы вкладывают в понятие «субъекты гражданского права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о субъектах гражданского права.

Задание 26 (тема 26, №4293)

Текст задания

С помощью трёх примеров покажите проявление роли образования в жизни современного общества. В каждом случае сначала приведите пример, а затем укажите роль, которую он иллюстрирует. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №4294)

Текст задания

Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые два иных признака этой экономической системы.

Задание 28 (тема 28, №4295)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №4296)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Знание — орудие, а не цель». (Л. Толстой)

29.2 Экономика: «Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

29.3 Социология, социальная психология: «Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

29.4 Политология: «Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

29.5 Правоведение: «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)