Задание 1 (тема 1, №3984)
Варианты
Текст задания
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ГРУППА ОТРАСЛЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| ... право | Регулирует определённую сферу общественных отношений |
| Процессуальное право | Устанавливает процедуру применения норм права |
1, Д1, Д1, Д1, 2, Д2, 3, Д3, 4, Д4, 5, Д5, Д6, Д6, Д8, Д10, Д10, Д10, 11, Д11, Д13, Д14, Д14, Д15, Д16, Д18, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ГРУППА ОТРАСЛЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| ... право | Регулирует определённую сферу общественных отношений |
| Процессуальное право | Устанавливает процедуру применения норм права |
Какой из указанных фактов относится к глобальным демографическим проблемам?
1) загрязнение природной среды промышленными отходами
2) сокращение разнообразия видов растений и животных
3) низкая рождаемость в наиболее развитых странах мира
4) деятельность международных террористических организаций
«В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Данное утверждение является примером
1) народной мудрости
2) обобщения данных наблюдения
3) научного знания
4) образного мышления
Запишите слово, пропущенное в таблице.
| ГРУППА ОТРАСЛЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
|---|---|
| ... право | Регулирует определённую сферу общественных отношений |
| Процессуальное право | Устанавливает процедуру применения норм права |
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Политическая партия, политическая система, политическая норма, государство, политическая идеология.
Научное познание непосредственно направлено на
1) формирование практических навыков
2) раскрытие смысла жизни
3) создание новых материальных ценностей
4) выявление закономерностей существования и развития мира
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «аграрное общество».
1) традиционализм
2) коллективизм
3) фабрика
4) религия
5) большая семья
6) сфера услуг
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Верны ли следующие суждения о новых тенденциях в образовании?
А. Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы страны могут устанавливать и поддерживать международные связи.
Б. Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) фиксация обобщений в виде законов
4) получение количественных данных об изучаемом объекте
5) разработка научных теорий
6) объяснение существующих взаимосвязей
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА | ПРИРОДА КАЧЕСТВ |
|---|---|
| A) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды B) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий Д) способность оценивать себя и других | 1)социальная 2)биологическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
По какому критерию осуществляется деление экономических систем на рыночные и нерыночные?
1) по уровню эффективности общественного производства
2) по типу политического режима
3) по способу регулирования хозяйственной деятельности
4) по времени возникновения
Создание сети государственных дошкольных образовательных учреждений иллюстрирует выполнение государством экономической функции
1) защиты конкуренции
2) обеспечения экономического роста
3) поддержки нетрудоспособных граждан
4) производства общественных благ
Что относится к преимуществам открытия внутреннего рынка для иностранных товаров?
1) установление зависимости национальной экономики от иностранных фирм
2) снижение объёмов производства ряда отечественных предприятий
3) рост предложения товаров и услуг на внутреннем рынке
4) увеличение прибылей транснациональных корпораций
Верны ли следующие суждения о безработице?
А. В число безработных граждан включают пенсионеров и детей.
Б. Одним из проявлений скрытой безработицы является переход на неполный рабочий день.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
На рисунке отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена услуг, Q — количество услуг). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с
1) увеличением количества салонов красоты
2) существенным снижением доходов населения
3) модой на сложные причёски у женщин
4) увеличением доходности салонов красоты
Один из отличительных признаков семьи как социальной группы - это
1) общий быт
2) многообразие функций
3) совместное обсуждение проблем
4) общие увлечения
Международная организация проводила в странах Y и Z опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, необходимо сделать, чтобы избежать межнациональных конфликтов?». Результаты двух опросов представлены в гистограмме.
Какой вывод можно сделать на основе гистограммы?
1) Большинство опрошенных в каждой из стран считают необходимым отказаться от насилия и принуждения.
2) Большинство опрошенных в стране Z считают, что прежде всего необходимо уважать права и свободы.
3) Среди тех, кто считает, что необходимо научиться понимать друг друга, больше жителей страны Z, чем страны Y.
4) Тех, кто демонстрирует отсутствие интереса к данной проблеме, в стране Y больше, чем в стране Z.
Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.
2) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.
3) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.
4) Приказом по заводу директор завода объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.
5) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.
6) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство проявляется, прежде всего, в социальной мобильности.
Б. Социальное неравенство предполагает наличие таких социальных условий, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Политическую власть на государственном уровне, в частности, осуществляет
1) депутат парламента
2) президент крупной компании
3) председатель коммерческого банка
4) профсоюзный лидер
Какое из направлений деятельности характерно для политической партии в демократическом обществе?
1) осуществление денежно-кредитной политики
2) исполнение функций органов государственной власти
3) разработка программ развития общества
4) управление всеми основными информационными каналами
В государстве Z существует одна политическая партия. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим?
1) Страной руководит харизматический лидер.
2) В стране отсутствуют всенародные выборы главы государства.
3) В стране действуют правоохранительные органы.
4) В стране произошло сращивание партийного и государственного аппарата.
Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?
А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.
Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Объектами охраны окружающей среды являются
1) предприятия, занятые добычей сырья
2) атомные электростанции
3) атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы
4) нефтеперерабатывающие заводы
Призыв граждан на военную службу в РФ осуществляется на основании
1) распоряжений мэров городов
2) Указа Президента РФ
3) Постановления Правительства РФ
4) закона, принятого Государственной Думой РФ
В результате автомобильной аварии гражданин К. получил тяжёлую травму головы и потерял способность понимать значение своих действий и руководить ими. Какая организация имеет право признать гражданина К. недееспособным?
1) районная поликлиника
2) суд
3) психиатрическая больница
4) полиция
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы представляют собой общеобязательные правила, охраняемые силой государства.
Б. Право, в отличие от морали, опирается на общечеловеческие ценности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(A) Общество — это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (B)Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.
Определите, какие положения текста имеют
1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
| A | Б | В | Г | Д |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Формирование _________(А) труда может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _____(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей. Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения ____(В) своих членов, а также увеличения их заработной платы. Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает______(Г) занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина прибыли в цене товара не снижается.
Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является ___(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется____________(Е) власти».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
| 1) трудовой договор | 2) рыночная цена | 3) экономические границы |
| 4) безработица | 5) наёмные работники | 6) прожиточный минимум |
| 7) законодательные органы | 8) безопасность труда | 9) профессия |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо. Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале...
Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.
Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...
Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.
Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».
См. текст в задании №3992 (выше на текущей странице).
Как, по мнению автора, связаны культура и деятельность? Опираясь на обществоведческие знания покажите эту связь, обратившись к любым двум явлениям культуры, указанным в тексте.
См. текст в задании №3992 (выше на текущей странице).
Автор касается идеи диалога культур. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера диалога культур в современном обществе.
См. текст в задании №3992 (выше на текущей странице).
Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Согласны Вы с данным утверждением или нет? Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора.
Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «налог»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о налогах.
Назовите три признака, определяющие этническую принадлежность индивида, и проиллюстрируйте каждый из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Государство Z до принятия новой конституции было президентской республикой, а после её принятия стало парламентской республикой. Однако пост президента был сохранён. Кто будет возглавлять исполнительную власть в Z? Какие полномочия сохранятся у президента Z? (Укажите любое одно полномочие.) Перед кем будет ответственно правительство?
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Трудовой договор в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.
Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
29.1 Философия: «Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)
29.2 Экономика: «Первая цель - качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)
29.3 Социология, социальная психология: «Юность — весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)
29.4 Политология: «Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)
29.5 Правоведение: «Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)