В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4» (ОСН-2013)

Список тем

1, Д1, 2, Д2, 3, Д3, Д4, 6, Д6, Д6, Д8, Д10, Д10, Д10, Д11, Д13, Д14, Д14, Д15, Д16, 18, Д18, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29, 0, 0

Задания

Задание 1 (тема 1, №3762)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД СОЦИАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯСОДЕРЖАНИЕ
Социальное взаимодействиеДостаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
Социальный ...Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых взглядов

Задание Д1 (тема Д1, №3742)

Текст задания

Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены

 

1) духовные идеалы и ценности

2) возрастные физические особенности

3) расовые отличия

4) проявления наследственности и изменчивости

Задание 2 (тема 2, №3769)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Несовершенство рынка, невозможность производства общественных благ, компенсация внешних эффектов, монополизация рынков, неравенство доходов.

Задание Д2 (тема Д2, №3743)

Текст задания

Научные знания отличаются от обыденных тем, что они

 

1) передаются из поколения в поколение

2) предполагают проверку истинности полученных сведений

3) формируются на основе наблюдений

4) отражают окружающую действительность

Задание 3 (тема 3, №3763)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «политический режим».

 

1) авторитаризм

2) федерализм

3) тоталитаризм

4) монархия

5) демократия

6) диктатура

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3 (тема Д3, №3745)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

 

А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.

Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д4 (тема Д4, №3765)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) обособление от природы2) наличие подверженных изменениям подсистем
3) обособленность элементов4) самоорганизация и саморазвитие
5) появление новых элементов и связей6) многоаспектность и целостность

Задание 6 (тема 6, №3768)

Текст задания

К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?

 

1) самовыражение и свобода творчества авторов

2) сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем

3) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.

4) высокая степень обобщения коллективного опыта

5) стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке

6) ориентация музыки на широкую аудиторию

Задание Д6.1 (тема Д6, №3747)

Текст задания

Владелица салона красоты еженедельно закупает шампуни, маски и средства для укладки волос, кремы и другие товары. Издержки на эти покупки относятся к

 

1) рыночным

2) неявным

3) переменным

4) постоянным

Задание Д6.2 (тема Д6, №3748)

Текст задания

Государственный бюджет

 

1) устанавливает минимальный размер оплаты труда

2) отражает основные направления внутренней политики

3) определяет уровень инфляции в стране

4) регулирует объём денежной массы

Задание Д8 (тема Д8, №3750)

Текст задания

Верны ли следующие суждения об источниках финансирования бизнеса?

 

А. Источниками финансирования бизнеса выступают частные и государственные инвестиции.

Б. Граждане могут участвовать в финансировании бизнеса, осуществляя покупку акций фирм на фондовой бирже.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №3749)

Текст задания

На рисунке отражена ситуация на рынке инвентаря р для зимних видов спорта: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена товара, Q — объём спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) популяризацией зимних видов спорта

2) затяжной оттепелью в зимний период

3) снижением доходов населения

4) развитием сети фитнес-клубов

Задание Д10.2 (тема Д10, №3751)

Текст задания

Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?

 

1) социальная норма

2) социализация

3) социальная мобильность

4) социальная роль

Задание Д10.3 (тема Д10, №3752)

Текст задания

В приведённой ниже диаграмме представлены данные о разных категориях населения стран Z и Y, желающих вновь начать учиться.

 

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

 

1) В стране Z равные доли специалистов с высшим образованием и домохозяек желают вновь начать учиться.

2) Специалисты со средним образованием обеих стран занимают лидирующее место среди желающих вновь начать учиться.

3) В стране Y среди тех, кто хочет вновь учиться, доля специалистов с высшим образованием выше доли домохозяек.

4) В стране Z среди желающих вновь начать учиться преобладают пенсионеры.

Задание Д11 (тема Д11, №3753)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

 

А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13 (тема Д13, №3754)

Текст задания

Налоги и сборы, система законодательства относятся к

 

1) формам правления

2) формам политического режима

3) формам территориально-государственного устройства

4) признакам государства

Задание Д14.1 (тема Д14, №3755)

Текст задания

Избирательные системы в демократических странах обязательно предполагают

 

1) проведение выборов по мажоритарной системе

2) альтернативность выборов

3) выдвижение не более трёх кандидатов

4) проведение выборов в два тура

Задание Д14.2 (тема Д14, №3756)

Текст задания

В стране Z осуществляется всесторонний постоянный контроль над частной жизнью граждан, ведётся непримиримая борьба с инакомыслием. Какой политический режим установился в стране Z?

 

1) демократический

2) тоталитарный

3) патриархальный

4) авторитарный

Задание Д15 (тема Д15, №3757)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о массовых и кадровых партиях?

 

А. Общим признаком массовой и кадровой партий является организация работы с партийным активом.

Б. Общим признаком массовой и кадровой партий является малочисленность первичных организаций, активизация их действий во время предвыборных кампаний.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д16 (тема Д16, №3758)

Текст задания

Конституция РФ закрепляет

 

1) принцип разделения властей

2) порядок работы Государственного Совета РФ

3) структуру Администрации Президента РФ

4) конкретное количество политических партий

Задание 18 (тема 18, №3764)

Текст задания

Установите соответствие между примерами правоотношений и регулирующими их отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ   ОТРАСЛИ ПРАВА

A) возмещение ущерба за вред, причинённый имуществу физического лица

Б) взыскание штрафа за безбилетный проезд в автобусе

B) установление наследников

Г) подача жалобы на должностное лицо его руководителю

Д) сдача офиса в аренду частной фирме

Е) получение водительского удостоверения

 

1) административное право

2) гражданское право

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Задание Д18 (тема Д18, №3759)

Текст задания

Одним из участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения является

 

1) подозреваемый

2) судья

3) адвокат

4) следователь

Задание Д19.1 (тема Д19, №3760)

Текст задания

Поскольку ремонт очистных сооружений на химическом комбинате, расположенном в городе Z, потребовал больших финансовых затрат, администрация комбината решила его отложить на три года. Какое право жителей города нарушено в этом случае?

 

1) на коллективные обращения в органы власти

2) на получение информации

3) на социальное обеспечение

4) на благоприятную окружающую среду

Задание Д19.2 (тема Д19, №3761)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о процессе принятия законов в РФ?

 

А. Федеральные законы принимаются Государственной Думой РФ большинством голосов от общего числа её депутатов.

Б. Для принятия федерального конституционного закона требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №3766)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) На страницах социальных сетей в Интернете появилась кнопка «Мне нравится». (Б) С её помощью интернет-пользователи могут теперь выражать свои интересы. (В) Владельцы социальных сетей установили, что интересы людей эволюционируют вместе с развитием тех возможностей, которые предоставляет сеть. (Г) Это настораживает, поскольку создаются новые возможности для манипулирования сознанием. (Д) Сознание является совокупностью психических процессов человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

AБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №3767)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«В философии под отражением объективной действительности в сознании человека понимается процесс ________(А). Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — ________(Б) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ощущений, восприятия и________(В). Она является исходным пунктом освоения мира, в результате которого создаётся________(Г). Другая ступень познавательного процесса — _______(Д) — обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся анализ, синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия,_______(Е), умозаключения».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) образ2) рациональное познание3) эмоциональное
4) представление5) познание6) суждение
7) теоретическое8) чувственное познание9) смысл

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

AБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №3770)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Человек при­над­ле­жит к жи­вот­но­му цар­ству и под­чи­ня­ет­ся био­ло­ги­че­ским законам; более того, как телесно-материальное об­ра­зо­ва­ние он - как любой вид ма­те­рии - под­вер­жен ве­ще­ствен­ным и энер­ге­ти­че­ским воздействиям. Но че­ло­век об­ла­да­ет мышлением, речью и слож­ной струк­ту­рой мыс­ли­тель­ной и эмо­ци­о­наль­ной деятельности, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем сознанием. Люди спо­соб­ны осо­зна­вать факт сво­е­го существования, вы­дви­гать и ре­а­ли­зо­вы­вать жиз­нен­ные цели, со­от­вет­ству­ю­щие си­сте­ме их цен­ност­ных установок. В по­ве­де­нии че­ло­ве­ка при­сут­ству­ют био­ло­ги­че­ские инстинкты, но они кон­тро­ли­ру­ют­ся за­ко­на­ми со­об­ще­ства людей. По­ве­де­ние же жи­вот­ных жёстко за­про­грам­ми­ро­ва­но си­сте­мой услов­ных и без­услов­ных рефлексов, не да­ю­щей им воз­мож­но­сти выйти за рамки сво­е­го био­ло­ги­че­ско­го естества. Каким бы слож­ным ни ка­за­лось нам по­ве­де­ние животного, оно остаётся по­ве­де­ни­ем инстинктивно-биологическим.

 

Обратимся в под­твер­жде­ние к при­ме­ру жизни человека, име­ю­ще­го боль­шой ав­то­ри­тет в фи­ло­соф­ской антропологии. Мы имеем в виду Им­ма­ну­и­ла Канта. От рож­де­ния он был таким сла­бым и болезненным, что его жиз­не­спо­соб­ность вы­зы­ва­ла у окру­жа­ю­щих боль­шие сомнения. Кант же смог так ор­га­ни­зо­вать свою жизнь, так не­укос­ни­тель­но сле­до­вать им самим сфор­му­ли­ро­ван­ным принципам, что не толь­ко про­жил во­семь­де­сят лет, но и явил при­мер пре­дан­ней­ше­го слу­же­ния науке.

 

С дру­гой стороны, при­род­ные за­дат­ки спо­соб­ству­ют ин­тел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию людей, во мно­гом опре­де­ля­ют их склон­ность к твор­че­ским фор­мам деятельности. Таким образом, в по­ни­ма­нии че­ло­ве­ка важно из­бе­гать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» че­ло­ве­че­ской природы.

 

И всё же нель­зя утверждать, что че­ло­век об­ла­да­ет двумя са­мо­сто­я­тель­ны­ми сущностями. Сущ­ность че­ло­ве­ка едина, и её об­ра­зу­ет со­во­куп­ность над­при­род­ных свойств, бла­го­да­ря ко­то­рым мы пре­одо­ле­ва­ем свою био­ло­ги­че­скую определённость. Сво­бо­да воли, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в спо­соб­но­сти вы­би­рать свою судьбу, пути своей жизни, - глав­ное и ос­нов­ное из этих свойств человека. Смысл жизни че­ло­ве­ка как раз и за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы самостоятельно, уси­ли­ем своей воли пре­одо­ле­вать или пы­тать­ся пре­одо­леть все со­про­тив­ле­ния и обстоятельства, ре­а­ли­зуя свою жиз­нен­ную программу. В этом слу­чае че­ло­век ста­но­вит­ся дей­стви­тель­но свободным, по­сколь­ку спо­со­бен власт­во­вать над внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми и условиями.

 

(В. Кузнецов, К. Мо­мд­жян и др.)

Текст задания

Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

Задание 22 (тема 22, №3771)

Текст для изучения

См. текст в задании №3770 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «личность».

Задание 23 (тема 23, №3772)

Текст для изучения

См. текст в задании №3770 (выше на текущей странице).

Текст задания

Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

Задание 24 (тема 24, №3773)

Текст для изучения

См. текст в задании №3770 (выше на текущей странице).

Текст задания

Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №3774)

Текст задания

Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об инфляции.

Задание 26 (тема 26, №3775)

Текст задания

Назовите любые три «лифта» вертикальной социальной мобильности и проиллюстрируйте примером каждый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №3776)

Текст задания

Изучая типы лидерства в государстве Z, учёные узнали, что главы государства передавали свои полномочия старшим сыновьям, создавали законы и выполняли функцию верховного священнослужителя. Какой тип лидерства существовал в государстве Z? Приведите два факта, которые позволят утверждать, что государство Z - неограниченная монархия.

Задание 28 (тема 28, №3777)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы избирательного права в РФ». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №3778)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

29.2 Экономика: «Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (A.M. Веббер)

29.3 Социология, социальная психология: «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

29.4 Политология: «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

29.5 Правоведение: «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (B.C. Соловьёв)

Задание 0.1 (тема 0, №3744)

Текст задания

Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?

Задание 0.2 (тема 0, №3746)

Текст задания

Основная проблема любой экономической системы - проблема