В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2» (ОСН-2013)

Список тем

1, Д1, Д1, 2, Д2, 3, Д3, 4, 5, Д5, Д6, Д6, Д8, Д10, Д10, Д10, 11, Д11, Д13, Д14, Д14, Д15, Д16, Д16, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание 1 (тема 1, №3686)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИОСОБЕННОСТЬ
УголовнаяНалагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права
...Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера

Задание Д1.1 (тема Д1, №3666)

Текст задания

Общество как систему характеризует

 

1) независимость от условий среды

2) наличие институтов и подсистем

3) обособленность элементов

4) циклический характер развития

Задание Д1.2 (тема Д1, №3668)

Текст задания

Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?

 

1) Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

2) В университете открылся факультет подготовки специалистов банковского дела.

3) Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.

4) Жители посёлка на встрече с главой администрации предложили открыть магазин по продаже компьютеров.

Задание 2 (тема 2, №3693)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

Равноправие, демократия, политический плюрализм, права меньшинства, парламентаризм.

Задание Д2 (тема Д2, №3667)

Текст задания

Истинным можно считать лишь то знание, которое

 

1) очевидно и его нельзя представить иначе

2) достаточно для успешного ведения дел

3) основано на доверии к авторитету великих учёных

4) соответствует объекту познания

Задание 3 (тема 3, №3687)

Текст задания

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «постиндустриальное общество».

 

1) наука

2) промышленная революция

3) информация

4) глобализация

5) традиционализм

6) интернет

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Задание Д3 (тема Д3, №3669)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о науке?

 

А. Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о действительности.

Б. Компонентом научного знания являются эстетические оценки социальных явлений.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание 4 (тема 4, №3689)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

Задание 5 (тема 5, №3688)

Текст задания

Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

 

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Задание Д5 (тема Д5, №3670)

Текст задания

Основная проблема любой экономической системы - проблема

 

1) привлечения к труду всего трудоспособного населения

2) модернизации производства

3) обесценивания денег

4) ограниченности ресурсов

Задание Д6.1 (тема Д6, №3671)

Текст задания

Повышение востребованности специалистов в области юридических наук иллюстрирует ситуацию на рынке

 

1) труда

2) инноваций

3) средств производства

4) капиталов

Задание Д6.2 (тема Д6, №3672)

Текст задания

В какой из приведённых ситуаций речь идёт об ипотечном кредите?

 

1) Гражданка М. взяла в банке кредит на покупку норковой шубы.

2) Гражданин Н. оформил кредит на приобретение квартиры.

3) Государственное предприятие получило кредит на закупку оборудования.

4) Торговая сеть получила в коммерческом банке кредит на закупку товаров.

Задание Д8 (тема Д8, №3674)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

 

А. Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы превышают расходы.

Б. К расходам бюджета относится выплата процентов по государственному долгу.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №3673)

Текст задания

На рисунке отражена ситуация на рынке услуг по организации праздников (Р - цена, Q - количество). Проанализируйте изменение предложения (линия предложения S переместилась в положение S1). Чем может быть объяснено подобное изменение?

 

1) Страна вступила в полосу экономического кризиса.

2) Большое число артистов, певцов не имеют постоянной работы и ищут разовые заработки.

3) Цены на аренду помещений, в которых можно собрать гостей, резко возросли.

4) Цены на продукты питания и услуги общественного питания постоянно увеличиваются.

Задание Д10.2 (тема Д10, №3675)

Текст задания

Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?

 

1) правила этикета

2) правовые

3) обычаи и традиции

4) эстетические

Задание Д10.3 (тема Д10, №3676)

Текст задания

В социологических исследованиях, проведённых в стране Z в 2002 и 2012 гг., респонденты должны были выбрать из предложенных то высказывание, которое наиболее точно отражает их отношение к современной жизни. Полученные результаты были занесены в таблицу.

 

Варианты ответа
% от числа опрошенных
2002 г.2012 г.
Я свыкся с тем, что пришлось отказаться от привычного образа жизни2925
Для меня в последние годы ничего особенно не изменилось2527
Мне удалось использовать новые возможности, чтобы добиться большего1220
Я никак не могу приспособиться к нынешней жизни2115
Не могу ответить1315

 

 

Какой вывод можно сделать на основе данных этой таблицы?

 

1) Как в 2002 г., так и в 2012 г. более трети опрошенных свыклись с тем, что им пришлось отказаться от привычного образа жизни.

2) Примерно четверть опрошенных считают, что за последние годы для них ничего не изменилось.

3) В 2012 г. доля опрошенных, использующих новые возможности для достижения большего, уменьшилась.

4) Доля тех, кто никак не может приспособиться к сложившимся условиям, возросла.

Задание 11 (тема 11, №3692)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке социальные роли, которые может выполнять гражданин РФ 18-20-летнего возраста. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) член неформальной молодёжной группы

2) военнослужащий срочной службы

3) губернатор

4) Президент РФ

5) избиратель

6) мировой судья

Задание Д11 (тема Д11, №3677)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социализации?

 

А. В процессе социализации происходит усвоение индивидом необходимого для жизни в данном обществе социокультурного опыта.

Б. Процесс социализации не зависит от социального статуса индивида.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13 (тема Д13, №3678)

Текст задания

Государство отличается от политической партии тем, что оно

 

1) создаёт правовые нормы

2) представляет общественные интересы

3) разрабатывает политические программы

4) является политическим институтом

Задание Д14.1 (тема Д14, №3679)

Текст задания

Тоталитарный режим от демократического отличает наличие

 

1) профессионального аппарата управления

2) разнообразных негосударственных организаций

3) всестороннего контроля за жизнью общества

4) разделения властей

Задание Д14.2 (тема Д14, №3680)

Текст задания

В конституции страны Z указано, что суверенные права распределены между центром и регионами. В исключительной компетенции центра — вопросы внешней политики, обороны, определение основных направлений развития страны. Всё это характеризует Z как государство

 

1) республиканское

2) авторитарное

3) правовое

4) федеративное

Задание Д15 (тема Д15, №3681)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

 

А. В условиях гражданского общества население имеет возможность самостоятельно создавать ассоциации по защите своих интересов.

Б. Наличие гражданского общества является одним из условий формирования правового государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д16.1 (тема Д16, №3682)

Текст задания

Конституция РФ является юридическим документом прямого действия. Это означает, что

 

1) её главной целью является признание и защита прав человека и гражданина

2) в её основу положены ратифицированные государством международные документы

3) при нарушении своих прав человек может обратиться в суд, ссылаясь на её статьи

4) в неё ни при каких обстоятельствах не могут быть внесены изменения или дополнения

Задание Д16.2 (тема Д16, №3683)

Текст задания

Международным гуманитарным правом в отношении военнопленных устанавливается

 

1) запрет на привлечение их к любым работам

2) оказание медицинской помощи при необходимости

3) возвращение на родину в течение семи дней

4) предоставление им работы

Задание Д19.1 (тема Д19, №3684)

Текст задания

Приехав на берег реки, гражданин С. решил вымыть грязную машину. Окончив работу, он оставил на берегу губку с остатками шампуня, пустую пластиковую бутылку. Нормы какого права предусматривают ответственность за данное правонарушение?

 

1) административного

2) трудового

3) гражданского

4) гуманитарного

Задание Д19.2 (тема Д19, №3685)

Текст задания

Верны ли следующие суждения?

 

А. Гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.

Б. Предметом регулирования финансового права являются общественные отношения в сфере налогообложения.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №3690)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(A) Учёные насчитали несколько десятков научных направлений изучения человека. (Б) Защищено немало диссертаций по этим направлениям. (B) Но знание о человеке все ещё имеет фрагментарный характер, не позволяет уяснить многие важные аспекты. (Г) Сущность человека проявляется на нескольких уровнях: биологическом, психологическом, социальном. (Д) Вряд ли удастся в ближайшее время осуществить прорыв в изучении человека на социальном уровне.

 

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

AБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №3691)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Формирование рыночной цены ____________(А) может сопровождаться конфликтами между работодателями и наёмными работниками. Основным методом защиты интересов _______________(Б) является создание профессиональных союзов, которые ведут переговоры от имени всех входящих в их состав людей.

Профессиональные союзы обычно стараются добиться улучшения условий и повышения безопасности труда своих членов, а также увеличения их ______________(В). Это делает работу для членов профсоюза более приятной и выгодной, но одновременно сужает экономические границы занятости и ведёт к росту цены товаров для покупателей, если величина ______________(Г) в цене товара не снижается.

Заработная плата не должна опускаться ниже минимального уровня, основой расчёта которого является _________________(Д). Минимальная заработная плата устанавливается и меняется _______________(Е) власти».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) наёмные работники2) прибыль3) законодательные органы
4) заработная плата5) трудовой договор6) труд
7) профессия8) безработица9) прожиточный минимум

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

AБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №3694)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Политическая элита - это груп­па лиц, про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­ю­ща­я­ся де­я­тель­но­стью в сфере вла­сти и управ­ле­ния го­су­дар­ством (партиями, дру­ги­ми по­ли­ти­че­ски­ми институтами). На го­су­дар­ствен­ном уров­не она кон­цен­три­ру­ет в своих руках выс­шие власт­ные и управ­лен­че­ские пре­ро­га­ти­вы в обществе, пред­опре­де­ляя за счёт этого пути и формы его по­ли­ти­че­ско­го развития.

 

Политическая элита - это лишь определённая часть более ши­ро­ких эли­тар­ных слоёв об­ще­ства в целом, в ко­то­рые вхо­дят наи­бо­лее вид­ные и ав­то­ри­тет­ные пред­ста­ви­те­ли эко­но­ми­че­ских кругов, гу­ма­ни­тар­ной и тех­ни­че­ской интеллигенции. Боль­шин­ство учёных схо­дит­ся на том, что те не­мно­гие люди, ко­то­рые при­над­ле­жат к по­ли­ти­че­ски власт­ву­ю­ще­му кругу, не яв­ля­ют­ся ти­пич­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми общества, фор­ми­ру­ясь по пре­иму­ще­ству из пред­ста­ви­те­лей выс­ших социально-экономических слоёв. Прак­ти­ка не под­твер­ди­ла тезис о том, что де­я­тель­ность элит не­по­сред­ствен­но опре­де­ля­ет­ся ин­те­ре­са­ми населения. Таким образом, в любом об­ще­стве могут скла­ды­вать­ся серьёзные про­ти­во­ре­чия между со­ста­вом и ин­те­ре­са­ми эли­тар­ных и не­эли­тар­ных групп.

 

Пополнение или из­ме­не­ние со­ста­ва по­ли­ти­че­ской элиты за­ви­сит не толь­ко от по­зи­ции на­се­ле­ния или кон­крет­ной ситуации, при ко­то­рой пред­ста­ви­те­ли ши­ро­ких со­ци­аль­ных слоёв на­чи­на­ют при­ни­мать определённое уча­стие в при­ня­тии решений, но в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни и от по­зи­ции самих эли­тар­ных группировок. В этом смыс­ле элита яв­ля­ет­ся ско­рее са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся общностью, ко­то­рая из­би­ра­тель­но до­пус­ка­ет в свою среду пред­ста­ви­те­лей массы.

 

В пол­ном со­от­вет­ствии с за­ни­ма­е­мым ею ме­стом в об­ще­ствен­ной жизни по­ли­ти­че­ская элита вы­пол­ня­ет ряд важ­ней­ших задач и функций. Пре­жде всего, к её со­ци­аль­ным за­да­чам от­но­сят­ся при­ня­тие и кон­троль за ре­а­ли­за­ци­ей решений, рас­кры­ва­ю­щие её цен­траль­ную роль в управ­ле­нии го­су­дар­ством и обществом. В число ос­нов­ных функ­ций вклю­ча­ет­ся также фор­ми­ро­ва­ние и пред­став­ле­ние груп­по­вых ин­те­ре­сов раз­лич­ных слоёв населения. Сле­ду­ет ука­зать и на не­об­хо­ди­мость про­ду­ци­ро­ва­ния эли­той раз­но­об­раз­ных по­ли­ти­че­ских ценностей. Фор­ми­руя раз­лич­ные идеологии, мифы или со­ци­аль­ные проекты, по­ли­ти­че­ская элита пы­та­ет­ся мо­би­ли­зо­вать граждан, взять под кон­троль их энер­гию для ре­ше­ния не­об­хо­ди­мых об­ще­ствен­ных задач.

 

(А. И. Соловьёв)

Текст задания

Приведите любое содержащееся в тексте определение политической элиты. Какая социальная задача воплощает ведущую роль политической элиты в управлении государством? Укажите одно любое условие, от которого зависит изменение состава политических элит.

Задание 22 (тема 22, №3695)

Текст для изучения

См. текст в задании №3694 (выше на текущей странице).

Текст задания

На основании текста назовите три группы элитарных слоев общества. Опираясь на обществоведческие знания, укажите ещё одну любую группу, которая входит в элиту.

Задание 23 (тема 23, №3696)

Текст для изучения

См. текст в задании №3694 (выше на текущей странице).

Текст задания

Автор утверждает, что в обществе могут возникать противоречия между элитарными и неэлитарными группами. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три возможные причины возникновения противоречий и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто).

Задание 24 (тема 24, №3697)

Текст для изучения

См. текст в задании №3694 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему необходимо обновление состава политической элиты (выскажите два довода)? На основании обществоведческих знаний, информации СМИ и личного социального опыта назовите любые два социальных лифта, которые решают задачу обновления состава политической элиты.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №3698)

Текст задания

Какой смысл юристы вкладывают в понятие «объекты гражданского права»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об объектах гражданского права.

Задание 26 (тема 26, №3699)

Текст задания

Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Задание 27 (тема 27, №3700)

Текст задания

В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Задание 28 (тема 28, №3701)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №3702)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его создала — он её переделывает». (А. Франс)

29.2 Экономика: «Рынок, представляющий собой вершину индивидуальной экономической свободы, одновременно является и самым строгим надсмотрщиком». (Р. Хейлбронер)

29.3 Социология, социальная психология: «Нравы портятся легче, чем исправляются». (Л. Вовенарг)

29.4 Политология: «— Я не занимаюсь политикой. — А знаете, это всё равно что сказать: "Не занимаюсь жизнью"». (Ж. Ренар)

29.5 Правоведение: «Прощая слишком много виноватому, совершаешь несправедливость по отношению к невиновному». (Б. Кастильоне)