В начало страницы

Вариант «ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 4» (ОСН-2013)

Список тем

Д1, Д1, Д1, 2, Д2, Д3, Д3, Д5, Д6, Д6, Д6, 8, 8, Д8, Д10, Д10, Д10, 11, Д11, Д13, Д14, Д14, Д15, Д17, Д18, Д19, Д19, Д19, 20, 21, 22, 23, 24, Д25 C5, 26, 27, 28, 29

Задания

Задание Д1.1 (тема Д1, №4223)

Текст задания

Что из перечисленного иллюстрирует противоречивость общественного прогресса?

 

1) получение новых материалов в результате развития нанотехнологий

2) возможность быстрого тиражирования информации в результате развития компьютерных технологий

3) повышение производительности труда в результате внедрения новой технологии

4) формирование психической зависимости человека от компьютера в результате распространения компьютерных игр

Задание Д1.2 (тема Д1, №4225)

Текст задания

Вывод «Формами рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения» является результатом

 

1) обобщения повседневного опыта

2) научного эксперимента

3) непосредственного наблюдения

4) теоретического анализа

Задание Д1.3 (тема Д1, №4243)

Текст задания

Запишите слово, пропущенное в таблице.

 

МЕТОД ПОЗНАНИЯХАРАКТЕРИСТИКА
НаблюдениеЦеленаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности
Выдвижение ...Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории

 

Задание 2 (тема 2, №4250)

Текст задания

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

 

1) Биологическая природа человека; 2) инстинктивное поведение; 3) физиологические потребности; 4) физическое развитие; 5) возрастные особенности развития психики.

Задание Д2 (тема Д2, №4224)

Текст задания

Что отличает науку от других отраслей культуры?

 

1) эмоциональное выражение личностного отношения к миру

2) выявление сущности общественных и природных явлений

3) отражение реальности в художественных образах

4) оценка поведения отдельных индивидов

Задание Д3.1 (тема Д3, №4226)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о личности?

 

А. Личностью можно считать только выдающегося представителя человеческого рода.

Б. Понятие «личность» традиционно используется для обозначения социально значимых качеств человека.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д3.2 (тема Д3, №4244)

Текст задания

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) творчество2) образность3) системность
4) обоснованность5) эмоциональность6) доказательность

Задание Д5 (тема Д5, №4227)

Текст задания

Что относится к основным вопросам экономики?

 

1) как координировать деятельность производителя

2) как сделать производство эффективным

3) кто и как регулирует цены

4) что, как и для кого производить

Задание Д6.1 (тема Д6, №4228)

Текст задания

Для получения дохода гражданин сдал внаём принадлежащую ему квартиру. Доход гражданина —

 

1) добавленная стоимость

2) арендная плата

3) дивиденды

4) проценты

Задание Д6.2 (тема Д6, №4229)

Текст задания

Что относится к полномочиям центрального банка?

 

1) кредитование торговых фирм

2) привлечение сбережений граждан на срочные вклады

3) контроль над объёмом денежной массы в стране

4) принятие законов в экономической сфере

Задание Д6.3 (тема Д6, №4249)

Текст задания

В стране Z происходит быстрое развитие электронных средств массовой коммуникации. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна начала развиваться как общество постиндустриального типа?

 

1) Происходит рост городского населения.

2) Ведущее положение в обществе занимает наука.

3) Главным фактором производства становятся знания и информация.

4) Распространяется механизированный труд.

5) Преобладают семьи патриархального типа.

6) Наряду с промышленностью развивается сельское хозяйство.

Задание 8.1 (тема 8, №4134)

Варианты

Текст задания

Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) преобладание (господство) государственной собственности

Б) свободное ценообразование

B) контроль государства за производством и распределением

Г) экономическая самостоятельность производителей

Д) конкуренция производителей

 

1) командно-административная

2) рыночная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Задание 8.2 (тема 8, №4245)

Варианты

Текст задания

Установите соответствие между необходимыми условиями функционирования экономической системы и её типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ   ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

A) преобладание (господство) государственной собственности

Б) свободное ценообразование

B) контроль государства за производством и распределением

Г) экономическая самостоятельность производителей

Д) конкуренция производителей

 

1) командно-административная

2) рыночная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Задание Д8 (тема Д8, №4231)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о факторах производства?

 

А. Капитал как фактор производства утратил своё значение в современной экономике.

Б. Труд перестаёт быть фактором производства в связи с компьютеризацией и роботизацией производственных процессов.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д10.1 (тема Д10, №4230)

Текст задания

На графике отражена ситуация на рынке мяса и мясных продуктов: линия спроса D переместилась в новое положение — Dl (Р — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

 

1) увеличением доходов потребителей

2) ростом числа производителей мясных продуктов

3) распространением вегетарианства среди потребителей

4) снижением налогов с производителей мясных продуктов

Задание Д10.2 (тема Д10, №4232)

Текст задания

Школа, наряду с семьёй, осуществляет воспитание подрастающего поколения. Этот процесс служит проявлением

 

1) учёта общественного мнения

2) социализации личности

3) социальной мобильности

4) социальной стратификации

Задание Д10.3 (тема Д10, №4233)

Текст задания

В ходе социологических опросов (2007 и 2012 гг.) в стране Z респондентам предлагалось ответить на вопрос: «Приходилось ли Вам, Вашей семье отказываться от лечения, восстановления здоровья из-за нехватки денег?». Полученные результаты представлены в таблице.

 

Варианты ответа
% от числа опрошенных
2007 г.2012 г.
Постоянно4045
Время от времени2525
Очень редко1512
Никогда2018

 

 

Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?

Как в 2007 г., так и в 2012 г.

 

1) процент тех, кому никогда не приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств, меньше процента тех, кто делает это постоянно.

2) доля тех, кому никогда не приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств, выше процента тех, кто делает это время от времени.

3) большинство респондентов ответили, что им время от времени приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств.

4) наименьшие доли респондентов отметили, что им постоянно приходилось отказываться от лечения и лекарств из-за нехватки денежных средств.

Задание 11 (тема 11, №4246)

Текст задания

Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) украинцы2) москвичи3) киевляне
4) белорусы5) молдаване6) харьковчане

Задание Д11 (тема Д11, №4234)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о социальных группах?

 

А. Образование, профессия могут стать основанием для объединения в социальную группу.

Б. Отношения в социальных группах обязательно регулируются официальными документами.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д13 (тема Д13, №4235)

Текст задания

К функциям любого государства относится

 

1) определение обязательных объёмов производства для всех предприятий

2) осуществление контроля над личной жизнью граждан

3) сохранение территориальной целостности страны

4) осуществление демократических преобразований

Задание Д14.1 (тема Д14, №4236)

Текст задания

Какая черта присуща пропорциональной избирательной системе?

 

1) голосование граждан по партийным спискам

2) самовыдвижение кандидатов

3) создание нескольких избирательных округов

4) деятельность центрального избирательного комитета

Задание Д14.2 (тема Д14, №4237)

Текст задания

Учреждённый партией аналитический центр провёл исследование текущих решений правительства и представил результаты анализа деятельности правительства и принятых политических решений. Какую из функций политической партии в обществе иллюстрирует данный пример?

 

1) участие в организации, подготовке и проведении парламентских выборов

2) осуществление контроля над деятельностью органов исполнительной власти

3) мобилизация граждан на осуществление политических действий

4) проведение организационных мероприятий среди партийного актива

Задание Д15 (тема Д15, №4238)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о принципе разделения властей?

 

А. Принцип разделения властей обеспечивает систему сдержек и противовесов в демократическом государстве.

Б. Принцип разделения властей является основополагающим признаком авторитарного государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д17 (тема Д17, №4239)

Текст задания

Право несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет распоряжаться своим имуществом регулируется нормами

 

1) гражданского права

2) наследственного права

3) административного права

4) жилищного права

Задание Д18 (тема Д18, №4240)

Текст задания

За уклонение от прохождения военной службы установлена

 

1) административная ответственность

2) гражданско-правовая ответственность

3) уголовная ответственность

4) дисциплинарная ответственность

Задание Д19.1 (тема Д19, №4241)

Текст задания

Гражданка М. должна была лететь на переговоры, целью которых было получение инвестиций на развитие принадлежащей ей фирмы. Однако рейс был задержан без уважительной причины, и инвесторы заключили договор с конкурентами. Гражданка М. подала в суд с намерением заставить авиакомпанию возместить ущерб, полученный в результате утраченной выгоды. Нормы какой отрасли права станут основой для рассмотрения дела в суде?

 

1) уголовного права

2) административного права

3) гражданского права

4) налогового права

Задание Д19.2 (тема Д19, №4242)

Текст задания

Верны ли следующие суждения о судебной защите?

 

А. Судебная защита гарантирована гражданину при условии достижения им 18 лет.

Б. Судебная защита на территории страны гарантирована только тем людям, которые являются гражданами данного государства.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Задание Д19.3 (тема Д19, №4247)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

 

(А) В преддверии Нового года все ведущие партии страны проводят свои форумы. (Б) Помимо перевыборов лидеров многие партии обновляют свои идеологические установки. (В) Общность идеологической платформы выступает одним из важнейших признаков партии. (Г) Время проведения партийных съездов нельзя признать удачным. (Д) Предновогодние хлопоты, снижение интереса к деятельности партий могут помешать принятию качественных документов.

 

Определите, какие положения текста имеют

 

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

 

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

AБВГД
     

Задание 20 (тема 20, №4248)

Текст задания

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«______(А) приобретается с рождением человека и прекращается с его смертью. Полная ________(Б) возникает с наступления совершеннолетия (с 18 лет) или ранее, в случае вступления в брак до 18 лет. Законные представители несут имущественную ответственность за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, по всем сделкам, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их_________(В). Законные представители отвечают за вред, причинённый_________(Г). По заявлению родителей________(Д) может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами. Гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, если этим он ставит семью в тяжёлое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности, по отношению к нему может быть установлено________(Е)».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

 

1) способность к заключению сделок2) малолетний3) правоспособность
4) суд5) вина6) дееспособность
7) деликтоспособность8) совершеннолетний9) попечительство

 

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

AБВГДЕ
      

Задание 21 (тема 21, №4251)

Текст для изучения

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

В ос­но­ве вы­де­ле­ния по­ко­ле­ния как определённой со­ци­аль­ной общ­но­сти людей лежат два вза­и­мо­свя­зан­ных момента: воз­раст­ная диф­фе­рен­ци­а­ция людей в об­ще­стве и ха­рак­тер со­ци­аль­ной деятельности. Ис­поль­зуя де­мо­гра­фи­че­ский подход, в ко­то­ром «поколение» опре­де­ля­ет­ся как со­во­куп­ность людей од­но­го и того же года рож­де­ния или ин­тер­вал вре­ме­ни между сред­ни­ми воз­рас­та­ми ро­ди­те­лей и их детей, можно раз­де­лить на­се­ле­ние на воз­раст­ные периоды.

Возрастной при­знак - тот признак, по ко­то­ро­му мы, пре­жде всего, судим о при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к определённому поколению. Воз­раст­ная гра­ни­ца - объ­ек­тив­ная мера, обу­слов­лен­ная есте­ствен­ной диф­фе­рен­ци­а­ци­ей людей. Чрез­вы­чай­но труд­но од­но­знач­но опре­де­лить воз­раст­ной ин­тер­вал поколения. Во вся­ком случае, по­ко­ле­ние и воз­раст­ная груп­па не тож­де­ствен­ны между собой. Воз­раст­ной при­знак фик­си­ру­ет ко­ли­че­ствен­ную сторону, но поколения, естественно, от­ли­ча­ют­ся не толь­ко ко­ли­че­ствен­ны­ми характеристиками. Со­цио­ло­ги­че­ское по­ня­тие по­ко­ле­ния охва­ты­ва­ет не­сколь­ко воз­раст­ных групп. Гра­ни­цы по­ко­ле­ний не абсолютны; они по­движ­ны и за­ви­сят от пе­ри­о­да су­ще­ство­ва­ния че­ло­ве­че­ско­го общества, про­дол­жи­тель­но­сти жизни, которая, в свою очередь, опре­де­ля­ет­ся социально-экономическими, политическими, ис­то­ри­че­ски­ми и дру­ги­ми факторами.

Поколение как определённая со­во­куп­ность - но­си­тель общих свойств и отношений. По­это­му дру­гим су­ще­ствен­ным при­зна­ком яв­ля­ет­ся социальный, ко­то­рый придаёт по­ко­ле­нию ка­че­ствен­ную определённость. Когда мы го­во­рим о ка­че­ствен­ной ха­рак­те­ри­сти­ке со­ци­аль­но­го признака, то имеем в виду два момента: со­дер­жа­ние со­ци­аль­ной де­я­тель­но­сти по­ко­ле­ния и на­прав­лен­ность его со­ци­аль­ных действий... Люди од­но­го по­ко­ле­ния участ­ву­ют в одних и тех же событиях, ис­пы­ты­ва­ют на себе их влияние. Разумеется, и от­но­ше­ние к этим яв­ле­ни­ям и событиям, и вли­я­ние по­след­них на раз­лич­ные груп­пы по­ко­ле­ния разные, тем не менее всё по­ко­ле­ние в целом несёт на себе пе­чать тех ис­то­ри­че­ских событий, в ко­то­рых оно при­ни­ма­ло не­по­сред­ствен­ное участие...

Введение по­ня­тия о ро­ди­тель­ском по­ко­ле­нии не­об­хо­ди­мо сегодня, на наш взгляд, для обо­зна­че­ния со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции группы, ко­то­рую в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии на­зы­ва­ли «отцами». В усло­ви­ях устой­чи­вой иерар­хии об­ще­ствен­ных цен­но­стей в груп­пу «отцов» ре­аль­но по­па­да­ло всё взрос­лое на­се­ле­ние стра­ны по от­но­ше­нию к молодёжи - их родители, деды и прадеды. Се­год­ня ко­рен­ная ка­че­ствен­ная ломка си­стем цен­но­стей осо­бен­но остро про­яв­ля­ет­ся в кри­зи­се вос­пи­та­тель­ной функ­ции ро­ди­тель­ско­го поколения. Со­ци­а­ли­за­ция но­во­го по­ко­ле­ния про­те­ка­ет на фоне смены иерар­хии ценностей, а значит, и де­ста­би­ли­за­ции вос­пи­та­тель­ных ори­ен­ти­ров в ин­сти­ту­те семьи.

 

(В. В. Гав­ри­люк и др.)

Текст задания

О каких двух критериях выделения поколений говорят авторы? От чего, по их мнению, зависит подвижность границ поколения?

Задание 22 (тема 22, №4252)

Текст для изучения

См. текст в задании №4251 (выше на текущей странице).

Текст задания

Почему авторы считают необходимым выделение родительского поколения? Какую современную проблему родительского поколения они отметили? Чем, по их мнению, вызвана эта проблема?

Задание 23 (тема 23, №4253)

Текст для изучения

См. текст в задании №4251 (выше на текущей странице).

Текст задания

Используя факты общественной жизни, привлекая межпредметные связи, подтвердите тремя примерами мысль авторов о том, что «всё поколение в целом несёт на себе печать тех исторических событий, в которых они принимали непосредственное участие».

Задание 24 (тема 24, №4254)

Текст для изучения

См. текст в задании №4251 (выше на текущей странице).

Текст задания

Какие социальные институты помимо семьи осуществляют социализацию молодого поколения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, личный социальный опыт, укажите любые три социальных института и поясните, в чём проявляется социализирующее воздействие каждого из них.

Задание Д25 C5 (тема Д25 C5, №4255)

Текст задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «законодательная власть»? Составьте два предложения, содержащие информацию о законодательной власти.

Задание 26 (тема 26, №4256)

Текст задания

Назовите любые три принципа избирательного права в РФ и раскройте сущность каждого из них.

Задание 27 (тема 27, №4257)

Текст задания

Зритель начала прошлого века так рассказал друзьям о выставке художников-импрессионистов: «Я услышал восторженные отзывы о выставке художественных критиков и отправился её посмотреть. Посетителей было мало, многие быстро уходили, большинству полотен была присуща размытость изображения. Я решил, что это от недостатка владения рисунком и кистью. Реалистическое искусство мне ближе. Дома я прочёл об этом художественном направлении, но многое осталось неясным». Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения. Приведите три обоснования этого предположения, опираясь на текст задания.

Задание 28 (тема 28, №4258)

Текст задания

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деньги и проблемы денежного обращения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29 (тема 29, №4259)

Текст задания

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

 

29.1 Философия: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно». (П. Лаплас)

29.2 Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)

29.3 Социология, социальная психология: «Человек — общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)

29.4 Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)

29.5 Правоведение: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)